Определение суда апелляционной инстанции от 20.07.2022 по делу № 02-5184/2021 от 10.08.2021

УИД: 77RS0004-02-2021-008536-29

Дело № 2-5184/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

г. Москва                                                                      24 ноября 2021 года

 

Гагаринский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кочневой А.Н., при секретаре Байцаевой Д.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5184/2021 по заявлению Харьковой Т.И., к ФГБУ «Комфортная среда» о признании права собственности в порядке приватизации,

 

 

УСТАНОВИЛ:

Харькова Т.И. обратилась в суд с иском, просит признать за ней  право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, в порядке приватизации.

В обоснование требований указывает, что на основании решения Исполкома октябрьского райсовета г. Москвы от 17 апреля 1990 года № 2910 по ордеру № 2910 от 27.04.1990, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ей была предоставлена квартира по вышеуказанному адресу как работнику ЖКУ РАН СССР, в настоящее время ФГБУ «Комфортная среда». В квартире проживает и зарегистрирована истец, оплачивает коммунальные услуги, то есть занимает квартиру на условиях социального найма. Для приватизации квартиры она неоднократно обращалась с заявлениями, получала отказы со ссылкой на невозможность приватизации данной квартиры. Истец проработала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы более 10 лет. После принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, оно должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, таких доказательств ответчиками не представлено. Какие-либо данные о том, что спорное помещение было в установленном порядке отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду, отсутствуют. По данным Росреестра г. Москвы сведения о том, что жилое помещение является служебным, отсутствуют. Также не имеется сведений о наличии каких-либо ограничений или обременений в отношении квартиры. Отсутствие договора социального найма или решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствуют осуществлению гражданином права на нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления местного самоуправления необходимых документов. Следовательно, к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма жилого помещения, в связи с чем истец имеет право на приобретение его в собственность в порядке приватизации. Истец ранее участия в приватизации не принимала, постоянно и беспрерывно проживала в данной квартире с 18 мая 1990 года и по настоящее время.

В судебное заседание истец не явилась, извещалась судом о времени месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик  ФГБУ «Комфортная среда» (до реорганизации ФГУП «ЖКУ РАН»)  в судебное заседание явку представителя не обеспечил, извещался судом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщил, возражений и ходатайств по делу не заявлял.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, однокомнатная квартира по адресу: адрес на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1  находится в собственности Российской Федерации, передана в хозяйственное ведение ФГБУ «Комфортная среда» (до реорганизации ФГУП «ЖКУ РАН»)   включена в реестр федерального имущества, данное помещение включено в реестр служебных помещений ФГБУ «Комфортная среда» (ФГУП «ЖКУ РАН»), находящихся  в хозяйственном ведении.

Право собственности Российской Федерации зарегистрировано.

На основании решения Исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от 17 апреля 1990 года № 2910  выдан 27 апреля 1990 года ордер № 2910 на служебное помещение в виде однокомнатной квартиры  площадью 32,5 кв по адресу: адрес, Харькову И.И. и его жене Харьковой Т.И.

С 18 мая 1990 года в спорной квартире зарегистрирована Харькова Т.И.

Харьков И.И. снят с регистрационного учета на основании решения Гагаринского районного суда г. Москвы по гражданскому делу № 2-2878/2017  от  28 июля 2017 года по иску Харьковой Т.И. к Харькову И.И. о признании утратившим право пользования  и снятии с регистрационного учета. Ссылка истца на указанное решение и применение судом по аналогии права положений ст. 83 ЖК РФ, относящихся к жилым помещениям, занимаемым по договору социального найма, является необоснованной, поскольку данным решением судом не установлено, что квартира предоставлена про договору социального найма, либо занята Харьковой Т.И. на условиях социального найма.

Как следует из материалов дела, истец на городском учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.

Как указывает истец, она обращалась к ФГУП «ЖКУ РАН» с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры в порядке приватизации без приложения каких-либо документов, было отказано в приватизации помещения. Харькова Т.И. в приватизации ранее не участвовала, иных жилых помещений в пользовании или на праве собственности не имеет. 

Из представленных документов на право занятия спорного жилого помещения следует, что спорное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду. Каких-либо документов, свидетельствующих о переводе данного жилого помещения в фонд социального использования, либо отнесение его к какому-либо иному виду жилого фонда в материалы дела не представлено.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцы не представили достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Из дела следует, что спорное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду и предоставлено Харьковой Т.И. на основании решения исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутаты от 17 апреля 1990 года в качестве служебной площади.

Каких-либо доказательств того, что истцу  предоставлялось жилое помещение на условиях договора социального найма или доказательств передачи квартиры  в муниципальную собственность,  перевода спорного служебного жилого помещения в иной жилой фонд, в материалы дела не представлено, как не представлено и документов о том, что истец относится к категории граждан, которым предоставляются жилые помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в собственность, либо что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Тот факт, что истец несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также то, что истец проработала в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы более 10 лет, не порождает у нее права приватизации  в отношении занимаемого служебного жилого помещения, находящегося в федеральной собственности.

Как установлено п. 1 ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом.

В ст. 30 ЖК РФ закреплены права и обязанности собственника жилого помещения, в соответствии с п. 1 которой предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии с ЖК РФ, основанием для вселения в жилое помещение, относящееся к собственности субъекта Российской Федерации, является решение органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения и соответствующий договор (социального найма, найма и др.).

Правомочия собственника в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере осуществляются Министерством высшего образования и науки Российской  Федерации.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Ссылка ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является необоснованной, так как  в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение передавалось в ведение  органов местного самоуправления.

Ссылки истца на п. 3 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, также являются необоснованными, направленными на неверное толкование норм права, так как спорные жилые помещения к муниципальной собственности каким-либо актом не отнесены, не передавались в муниципальную собственность, были включены в служебный фонд до их передачи истцу, Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 подлежит применению в отношениям, возникшим после его введения в действие.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда  совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, согласия собственника спорного жилого помещения на передачу его истцу в собственность получено не было.

В силу п.23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Истцом не представлено доказательств того, что истец состоит на жилищном учете, что в отношении нее принималось вышеуказанное решение о передаче спорной квартиры в собственность, либо предоставления жилого помещения на условиях социального найма.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение включено в число служебных и статус служебного жилого помещения на день рассмотрения дела судом не утратило, числится на балансе ответчика ООО «Комфортная среда» (ФГУП «ЖКУ РАН»), находится в  его хозяйственном ведении ранее.

Доказательств того, что в настоящее время спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья, не представлено. Собственником решение об исключении данного жилого помещения из числа служебных помещений не принималось.

Согласно ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Положениями статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в связи с чем спорное жилое помещение не подлежит приватизации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Право для передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации имеют граждане, обладающие правом пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма. Основанием для предоставления на условиях социального найма жилого помещения заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях социального найма, о передаче в порядке приватизации компетентным органом не принималось.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение относится к  специализированному жилищному фонду.

Учитывая, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в пользование на условиях социального найма, принимая во внимание статус жилого помещения, которое не подлежит приватизации, оснований для признания права собственности в порядке приватизации, суд не находит, в связи с чем исковые требования подлежат отклонению в полном объеме. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░  – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

 

 

░░░░░                                                                                  ░.░. ░░░░░░░

02-5184/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 24.11.2021
Истцы
Харькова Т.И.
Ответчики
ФГБУ "КОМФОРТНАЯ СРЕДА"
Суд
Гагаринский районный суд
Судья
Кочнева А.Н.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
20.07.2022
Определение суда апелляционной инстанции
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее