№2а-9655/15-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2015 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре А.В. Марковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению потребительского кооператива «Медавто» о признании решения налогового органа незаконным,
у с т а н о в и л:
Потребительский кооператив «Медавто» обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконным решение ИФНС России по г.Петрозаводску о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, так как потребительский кооператив «Медавто» является действующим, что подтверждается протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, копией лицевого счета к договору №.
В судебном заседании представитель административного истца председатель ПК «Медавто» Гарамов А.Н. требования административного иска поддержал в полном объеме.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, представив в суд возражения, в которых указывает, что исключение кооператива из ЕГРЮЛ осуществлено налоговым органом с соблюдением установленного ст.ст.21.1.,22 федерального закона №129-Фз от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. п. 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, ПК «Медавто» состоял на учете в ИФНС России по г. Петрозаводску с 20.07.2009 года. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ПК «Медавто» документы отчетности не представлялись более года. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о движении денежных средств по банковским счетам отсутствуют.
В связи с наличием у потребительского кооператива «Медавто» признаков недействующего юридического лица, установленных ст.21.1 Закона № 129-ФЗ, Инспекцией 29.07.2011 было принято решение № о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Решение было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации», № от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный п.4 ст.21.1 Закона №-129-ФЗ трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявления от недействующего юридического лица в регистрирующий орган не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении кооператива из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.
С таким решением налогового органа суд согласиться не может.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №, по мнению суда, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
В соответствии с положениями статьи 50 ГК РФ потребительский кооператив является некоммерческой организацией, следовательно, не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Кроме того, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех месяцев с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из приведенных выше положений Федерального закона № 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной законом процедуры.
Однако в публикации о предстоящем исключении кооператива, размещенной в сети Интернет, имеется только ссылка на номер решения о предстоящем исключении и номер журнала «Вестник государственной регистрации», а сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает предстоящее исключение, в нарушение положений пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, отсутствуют. Доказательств, публикации в установленном законом порядке сведений о порядке и сроках направления заявлений налоговым органом не представлено.
Таким образом, налоговым органом были нарушены требования пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ и не были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Вместе с тем в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (кредиторов, участников (учредителей) юридического лица, а также иных лиц, права и интересы которых затрагиваются в связи с его исключением) им должна быть предоставлена возможность приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ путем направления заявления в регистрирующий орган.
В соответствии со статьями 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что налоговый контроль за деятельностью кооператива ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялся, налоговый орган не привлекал кооператив либо его должностных лиц к налоговой ответственности за непредставление отчетности.
Отсутствие операций по банковским счетам объясняется тем, что деятельность кооператива носит некоммерческий характер и основным видом хозяйствования является эксплуатация гаражей; кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли.
Наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кооператива препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива по регистрации права собственности на принадлежащие им гаражи.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, на основании пп.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227, 360 КАС РФ суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление потребительского кооператива «Медавто» о признании решения налогового органа незаконным удовлетворить.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2015 года.