Решение по делу № 2-160/2014 от 21.01.2014

                                дело № 2-160/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Славянск-на-Кубани                                                       11 февраля 2014 года         

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                Радионова А.А.,

при секретаре                                                 Горностаеве Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования Славянского городского поселения Славянского района,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, согласно которому Славянкой межрайонной прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры края с привлечением Роспотребнадзора по КК и РА проведена проверка соблюдения администрацией Славянского городского поселения Славянского района природоохранного законодательства, а также законодательства о дорожной деятельности. Проверкой установлено, что на территории Славянского района с марта 2013 деятельность по размещению отходов в соответствии с санитарными нормами и специально оборудованными для этого сооружением и лицензией на оказание услуг по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, осуществляет (...). Однако несмотря на данный факт, отходы с территории Славянского городского поселения Славянского района вывозятся на полигон (...), который имеет лицензию и лимиты только до 2016 без учета приема твердых бытовых отходов и мусора с других районов края. Постановлением главы администрации муниципального образования Славянский район от 23.07.2013 (...) Славянскому городскому поселению Славянского района предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование в юго-западной части города Славянск-на-Кубани (бывший аэродром), площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...), разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земли - земли населенных пунктов, собственником которого является Славянское городское поселение, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 12.11.2013. 23.08.2013 главой Славянского городского поселения издано постановление об изменении разрешенного вида использования данного земельного участка, с земель для сельскохозяйственного производства на использование для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов. При обследовании данного земельного участка установлено, что вдоль 2-х сторон длиной 30 и 50 метров соответственно размещены отходы древесины (спиленные, срубленные ветки, отходы сучьев, ветвей от лесоразработок). Ширина составляет 4 метра, высота составляет 3 метра. На территории данного земельного участка расположены твердые бытовые (коммунальные) отходы из жилищ несортированные (исключая крубногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритные) покрышки отработанные фильтры автомобильные воздушные отработанные, общим объемом 10 м 3. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), отходы сучьев, ветвей от лесоразработок имеют код 1730010101005 и относятся к 5 классу опасности, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) имеют код 9110010001004 и относятся к 4 классу опасности, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) имеет код 9120040001004 и относится к 4 классу опасности, покрышки отработанные имеют код 5750020213004 и относятся к 4 классу опасности. Как установлено проверкой, у администрации СГП Славянского района паспорт на отход 4 класса опасности, лимиты на размещение отходов отсутствуют, свидетельство (сертификатов) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, не имеется. В нарушение требований ст.ст. 34,39,51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11,12 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», на земельном участке расположенном на Юго-Западной окраине г.Славянск-на-Кубани на момент проведения натурного обследования в местах, не оборудованных в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 на открытом грунте размещались (накапливались) отходы различных классов опасности. Факт организации свалки и вывоза на неё веток подтверждается также объяснениями С.О.Н., К.С.В., Т.Е.И., которые пояснили, что согласно контракту, заключенному между ними и администрацией СГП, по указанию главы Северного округа СГП они вывозили ветки на земельный участок, расположенный на Юго-Западной окраине г.Славянск-на-Кубани. Согласно объяснению главы администрации СГП Славянского района К.А.В. глава Северного округа давал указания вывозить ветки на данный земельный участок по его распоряжению. В связи с выявленным нарушением природоохранного законодательства 30.12.2013 Славянским межрайонным прокурором в отношении главы администрации СГП Славянского района возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, которое (...) направлено на рассмотрение в УФС Росприроднадзора по КК и РА. Кроме того, в ходе выезда установлено, что на подъездной дороге к данному земельному участку, являющейся дорогой общего пользования, проходящей вдоль СНТ «Ивушка», установлен шлагбаум. Охранные услуги по обеспечению пропускного режима на момент проверки осуществлял (...) на основании договора от 29.11.2013 (...), заключенного между администрацией СГП Славянского района и (...). При этом данный участок дороги является также подъездной дорогой к (...), осуществляющего деятельность по размещению и захоронению твердых бытовых отходов от физических и юридических лиц. Как установлено проверкой администрация СГП Славянского района не проинформировала население о временном ограничении движения транспорта по дороге, проходящей вдоль СНТ «Ивушка» и ведущей к (...), а также руководство (...), что способствовало временному затруднению работы данного предприятия. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями главы администрации СГП Славянского района К.А.В., который пояснил, что данный шлагбаум установлен по его распоряжению, население и руководство (...) администрацией СГП информировано не было, нормативный документ о принятии решения об ограничении движения на данном участке дороге не издавался что является нарушением ФЗ №257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в том числе и ст.28, в соответствии с которой пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах РФ, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, своими действиями глава администрации СГП Славянского района, будучи должностным лицом, воспрепятствовал осуществлению предпринимательской деятельности ООО «Экологический полигон», в связи с чем (...) Славянским межрайонным прокурором в отношении К.А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ст.19.1 КоАП РФ, то есть самоуправство. На основании изложенного просит признать незаконными действия администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившиеся в использовании земельного участка, расположенного в юго-западной части (...) (бывший аэродром), площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...) для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов. Возложить обязанность на администрацию Славянского городского поселения Славянского района устранить нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в размещении отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в юго-западной части города Славянск-на-Кубани (бывший аэродром) площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...), путем её ликвидации, а также по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора путем вывоза их на лицензируемый полигон. Признать незаконными действия администрации СГП Славянского района, выразившиеся в ограничении движения транспорта к (...), путем установки шлагбаума. Возложить обязанность на администрацию СГП Славянского района устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем расторжения договора с (...) и ликвидации шлагбаума на земельном участке, являющегося подъездной дорогой к (...) и проходящей вдоль СНТ «Ивушка».

В судебном заседании помощник Славянского межрайонного прокурора Мельников А.В. отказался от требований в части признания действий администрации СГП Славянского района, выразившиеся в ограничении движения транспорта к ООО «Экологический полигон», путем установки шлагбаума и возложении обязанностей на администрацию СГП Славянского района устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем расторжения договора с (...) и ликвидации шлагбаума на земельном участке, являющегося подъездной дорогой к (...) и проходящей вдоль СНТ «Ивушка», поскольку данные нарушения устранены, договор между администрацией СГП Славянского района и (...) расторгнут и шлагбаум ликвидирован. Также уточнил исковые требования, изложенные во втором пункте заявления, просил суд возложить на администрацию Славянского городского поселения Славянского района устранить нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в размещении отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в юго-западной части г.Славянск-на-Кубани (бывший аэродром), площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...), путем ликвидации данных отходов, а также возложить на администрацию Славянского городского поселения обязанность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора путем вывоза их на лицензируемый полигон в срок до 01.05.2014.

         Представитель ответчика администрации Славянского городского поселения Славянский район Карпусенко О.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что земельный участок с кадастровым номером (...), находящийся в юго-западной части города Славянск-на-Кубани был передан администрации Славянского городского поселения на основании постановления администрации МО Славянский район от 23.07.2013. Участок планируется использовать под площадку временного хранения (накопления) отходов производства и потребления, образующихся в производстве (...). Указный земельный участок действительно начал использоваться вынужденно администрацией до обустройства площадки временного хранения отходов 5 класса опасности, поскольку возникла острая необходимость в территории для временного размещения веток, образовавшихся в результате работ по благоустройству территории поселения. Также пояснила, что в настоящее время бытовой мусор, отнесенный к 4 классу опасности, с данной территории убран силами (...). Не согласилась со сроком, в течение которого администрация Славянского городского поселения должна будет устранить допущенные нарушения, поскольку до 01.05.2014 обустройство площадки для временного хранения отходов невозможно. Просила дать срок для исполнения требований прокурора до конца 2014 года.

         Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилов А.О. поддержал заявленные требования Славянского межрайонного прокурора.

          Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

         В соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно статье 8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения по исследуемому вопросу содержатся в п. 18 ч.1 ст. 14 и п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.71322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

На основании ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как установлено проверкой, на территории Славянского района с марта 2013 года деятельность по размещению отходов 1-4 класса опасности осуществляет (...). Однако, несмотря на данный факт, отходы с территории Славянского городского поселения Славянского района вывозятся на полигон (...), который имеет лицензию и лимиты только до 2016 года без учета приема твердых бытовых отходов и мусора с других районов края.

Постановлением главы администрации муниципального образования Славянский район от 23.07.2013 (...) Славянскому городскому поселению Славянского района предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное пользование в юго-западной части города г.Славянск-на-Кубани (бывший аэродром), площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...), разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, категория земли - земли населенных пунктов, собственником которого является Славянское городское поселение, что подтверждено свидетельством о регистрации права от 12.11.2013 (...).

23.08.2013 постановлением главы Славянского городского поселения Славянского района изменен разрешенный вид использования указанного земельного участка с земель сельскохозяйственного производства на использование для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов.

Как следует из акта осмотра от 27.12.2013 Славянской межрайонной прокуратурой с участием государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея был произведен осмотр земельного участка на Юго-Западной окраине г.Славянск-на-Кубани, принадлежащего администрации Славянского городского поселения Славянский район, в ходе которого установлено, что вдоль двух сторон длинной 30 и 50 метров соответственно размещены отходы древесины (спиленные, срубленные ветки, отходы сучьев, ветвей от лесоразработок). Ширина составляет 4 метра, высота - 3 метра. На территории данного земельного участка расположены твердые бытовые (коммунальные) отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), покрышки отработанные, фильтры автомобильные воздушные отработанные, общим объемом 10 м 3.

В соответствии с положениями Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 №786, отходы сучьев, ветвей от лесоразработок относятся к 5 классу опасности, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), покрышки отработанные относятся к 4 классу опасности.

В соответствии со ст.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

На земельном участке, где Славянское городское поселение Славянский район размещает твердые бытовые и коммунальные отходы, отсутствует заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности. Также отсутствуют сведения о данном земельном участке, как об объекте размещения отходов, зарегистрированном в государственном реестре объектов размещения отходов и имеющем разрешение, выданное федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, чем нарушены положения ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.

Факт организации свалки и вывоза на неё веток подтверждается имеющимися в материалах дела письменными объяснениями С.О.Н., К.С.В. и Т.Е.И., согласно которым, ими вывозились ветки на земельный участок, расположенный на Юго-Западной окраине г.Славянск-на-Кубани по указанию главы Северного округа Славянского городского поселения, объяснениями главы администрации Славянского городского поселения Славянского района К.А.В., согласно которым глава Северного округа давал указания вывозить ветки на данный земельный участок по его распоряжению.

В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

При этом сам факт наличия таковых отходов подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, произведенными администрацией Славянского городского поселения за 2 и 3 кварталы 2013 года (л.д.56-64).

Кроме того при размещении отходов на вышеуказанном участке в нарушение ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и требований СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ №80 от 30.04.2003 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативом» администрацией не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов различных классов опасности. Указанное обстоятельство подтверждено представителем администрации Славянского городского поселения, которая пояснила в судебном заседании, что земельный участок начал использоваться администрацией Славянского городского поселения до обустройства площадки временного хранения отходов, и не отрицается представителем администрации Славянского городского поселения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушения, допущенные администрацией Славянского городского поселения Славянского района в области экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и для удовлетворения требований Славянского межрайонного прокурора имеются как фактические, так и юридические основания.

Суду не представлено доказательств невозможности исполнения заявленных требований в указанный в заявлении срок. Не представлены и доказательства в обоснование доводов представителя администрации Славянского городского поселения Славянского района о возможном исполнении указанных требований лишь к 31.12.2014. Таким образом, эти доводы суд не может признать обоснованными.

В связи с отказом представителя истца от исковых требований в части признания действий администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившихся в ограничении движения транспорта к (...), путем установки шлагбаума, а также возложения обязанностей по устранению нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, путем расторжения договора с (...) и ликвидации шлагбаума на земельном участке, являющегося подъездной дорогой к (...) и проходящий вдоль СНТ «Ивушка» и принятием его судом о прекращении производства по делу в этой части вынесено определение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Признать действия администрации Славянского городского поселения Славянского района, выразившиеся в использовании земельного участка, расположенного в юго-западной части города Славянск-на-Кубани (бывший аэродром), площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...) для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, незаконными.

         Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района устранить нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в размещении отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в юго-западной части г.Славянск-на-Кубани (бывший аэродром), площадью 710492 кв.м., с кадастровым номером (...), путем сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на лицензируемый полигон в срок до 1 мая 2014 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 14 февраля 2014 года.

Копия верна:

        Согласовано: судья Радионов А.А.

2-160/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Славянский межраонный прокурор
Ответчики
Администрация Славянского городского поселения
Суд
Славянский городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
slavynsk-gor.krd.sudrf.ru
21.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2014Передача материалов судье
21.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.02.2014Предварительное судебное заседание
11.02.2014Судебное заседание
14.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее