Дело № 2-1894/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 01 июля 2016 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре Евстафьевой Д.Д.,
с участием истца Смирнова И.Б.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Смирнова И. Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный стаж периода службы в армии, назначении трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец Смирнов И.Б. обратился в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении определенных периодов в специальный стаж и досрочном назначении пенсии, ссылаясь в иске на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от <дата> ему было отказано во включении в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>, а так же в назначении пенсии с даты обращения – <дата>.
С данным решением истец не согласен, просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период срочной службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>, а так же в назначить пенсию с даты обращения – <дата>.
В судебном заседании истец Смирнов И.Б. на исковых требованиях настаивает, суду пояснил, что срочную службу в армии проходил в период с <дата> по <дата>, о чем сделаны записи в его военном билете, до службы в армии работал на подземных работах. Полагает отказ ответчика во включении в специальный стаж периода службы в армии незаконным.
Представитель ответчика Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности, с исковым заявлением не согласна, решение заседания комиссии считает основанным на законе.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, материалы дела, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Судом было установлено, что <дата> истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края с заявлением о включении в специальный стаж для назначения пенсии периодов работы, назначении пенсии.
Решением комиссии ответчика от <дата> № в специальный стаж истица по п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» включены периоды работы, в том числе с <дата> по <дата> на <данные изъяты>, работа люковым, всего включено – 22 года, 11 месяцев 16 дней.
Решением не включен период срочной службы в Вооруженных Силах СССР в период с <дата> по <дата>.
Решением комиссии ответчика от <дата> № в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
По смыслу п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», вступившего в действие с 01.01.2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, истец претендует на трудовую пенсию по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах предметом судебной проверки является вопрос о возможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, периодов службы в Вооруженных Силах СССР.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являлось Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Так, в период прохождения истцом службы в Советской Армии действовало данное Постановление Совета Министров СССР № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (утратило силу с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственные пенсиях в РФ»), абзацем 14 п. 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из материалов дела, истец <дата> принят на <данные изъяты> учеником люковым на период прохождения практики. <дата> переведен люковым на № участок с полным рабочим днем в шахте. <дата> уволен в связи с окончанием производственной практики. <дата> принят на работу на <данные изъяты> люковым 3 разряда с полным рабочим днем на подземных работах. Уволен <дата> по п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР в связи с уходом в ряды Советской Армии.
В период с <дата> по <дата> истец проходил срочную службу в Вооруженных Силах, данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, военным билетом, справкой ГВК (лд. №) от <дата>, истец был уволен со службы <дата>.
Доводы истца в исковом заявлении о том, что он был уволен со службы <дата>, отклоняются, поскольку, опровергаются записями в военном билете и справке ГВК от <дата> (лд. №). Доказательств иного не представлено.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с п. 109 приведенного выше Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 - при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом «к» п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР, в органах милиции, приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При этом абзацем 3 пункта 109 Положения было установлено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, период военной службы до 20.11.1990 (дата вступления в силу Закона № 340-1) подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.
Из военного билета установлено, что истец проходил военную службу в период с <дата> по <дата>.
До службы в рядах Вооруженных Сил СССР истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Суд приходит к выводу о том, что спорные периоды действительной военной службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР относятся к периоду деятельности истца до 01.01.1992 г. (до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Поскольку период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то, он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-п и от 24 мая 2001 года № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года № 320-О.
На основании вышеизложенного суд считает доводы представителя ответчика о том, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в стаж на соответствующих видах работ нельзя включать периоды прохождения военной службы, является необоснованным. Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что период службы в армии по действующему на тот период законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях.
Принимая во внимание, что зачтенный истцу ответчиком в бесспорном порядке льготный трудовой стаж составляет 22 года 11 месяцев 16 дней, а с учетом спорного периода службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР, который ответчик необоснованно не включил истцу в льготный стаж (02 года 11 дней), его льготный стаж составит 24 года 11 месяцев 27 дней, т.е., менее 25 лет, и на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у него не возникло право на назначение такой пенсии в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, заявленные требования о назначении пенсии с даты обращения - 27.01.2016 года удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Смирнова И. Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный стаж периода службы в армии, назначении трудовой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамск и Соликамском районе Пермского края включить в специальный стаж Смирнова И. Б., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом работы по п.11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с <дата> до <дата>.
В оставшейся части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 05.07.2016 года.
Судья Т.В. Крымских.