Решение по делу № 2-313/2019 ~ М-3791/2018 от 14.12.2018

Дело № 2-313/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники 11 февраля 2019 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

под председательством судьи Баранова Г.А.,

при секретаре Бадиной Т.В.,

с участием истца Берсенева Е.В.,

представителя истца – Матюхина И.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика администрации г.Березники – Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Берсенев Е.В. к МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники о возложении на МО «Город Березники» обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Берсенев Е.В. обратился в суд с иском к МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники с требованием о возложении на МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники обязанности по изъятию путем выкупа жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ....., с определением их выкупной цены в размере 11 931 816 руб.

В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 795 кв.м., кадастровый , и 2-х этажный жилой дом, кадастровый , расположенные по адресу: ...... В данном доме проживает он и члены семьи.

Объекты недвижимости, принадлежащие истцу, находятся в районе шахтного поля рудника БКПРУ-1, затопленного в ..... после техногенной катастрофы.

В настоящее время в жилом доме истца имеются множественные трещины в стенах, плитах перекрытия, фундаменте, произошло изменение уклона трубопровода системы канализации.

Согласно акта визуального обследования несущих конструкций от ..... , выявлена неравномерная осадка фундаментов, связанная с оседанием грунта в зоне провала.

В соответствии с заключением специалиста , индивидуальный жилой дом, принадлежащий истцу, находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, несущая способность строительных конструкций и здания в целом не обеспечена. Имеются признаки разрушений и повреждений конструктивных элементов, свидетельствующие о снижении несущей способности и оседании грунта основания, неравномерной осадки фундаментов здания.

Рыночная стоимость жилого дома, принадлежащего истцу, составляет 11 191 553 руб., земельного участка – 739 263 руб., что подтверждается отчетом

Просил суд возложить на МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники обязанность по изъятию путем выкупа жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ....., определив их выкупную цену в размере 11 931 816 руб. Взыскать с МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники в пользу истца 11 931 816 руб., а также расходы на проведение экспертизы в размере 25 000 руб., расходы на проведение оценки в размере 15 000 руб.

Истец Берсенев Е.В. в судебном заседании на доводах искового заявления настаивал, просил их удовлетворить. Пояснил, что, по его мнению, расположение дома в непосредственной близости от границ зоны вероятных разрушений означает влияние данной зоны на сохранность конструкций жилого дома, что подтверждается соответствующими заключениями экспертов.

Представитель истца – Матюхин И.В., в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что истец обращался в администрацию г.Березники с целью обследования жилого дома, в межведомственную комиссию о признании дома пригодным или непригодным для проживания не обращался, обратился только ...... Между тем, по его мнению, это не лишает истца права обращаться в суд с данными исковыми требованиями, поскольку суд может оценить фактические обстоятельства и признать дом аварийным. Полагал установленным факт бездействия администрации г.Березники в ответ на заявления истца.

Представитель ответчика администрации г.Березники – Вылегжанина Л.Н. в судебном заседании пояснила, что с доводами искового заявления не согласна, в удовлетворении искового заявления просила отказать. Представила письменные возражения на исковое заявление, на которых настаивала. Также пояснила, что дом, в котором проживает истец, находится за пределами зоны вероятных разрушений.

Представитель третьего лица – Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении исковых требований просил отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица – ПАО «Уралкалий» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд пришел к следующему.

Установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 795 кв.м., кадастровый , и 2-х этажный жилой дом, кадастровый , расположенные по адресу: ..... (л.д.11,12).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исковые требование истца основаны на акте визуального обследования несущих конструкций от ..... (л.д.17-22), заключении специалиста (л.д.23-52), акте осмотра .

Согласно ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст.32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Как предусмотрено ч.6 ст.32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Пунктом 8 ч.1 ст.14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

В соответствии с п.7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Между тем, судом установлено, что процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ, не соблюдена, поскольку изъятия для муниципальных нужд принадлежащего истцу земельного участка с находящимся на нем жилым домом по ..... в ..... не производилось. Кроме того, до подачи искового заявления истец не обращался в межведомственную комиссию для признания жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности, пригодным (непригодным) для проживания. Соответствующее заявление направлено истцом в межведомственную комиссию только ......

Обращение истца в администрацию г.Березники в ..... году (л.д.13), а также на имя губернатора Пермского края в ..... году не могут быть расценены судом как заявления, предусмотренные п.42 Положения.

Вопреки доводам представителя истца, суд не вправе самостоятельно принимать решение о признании дома аварийным либо пригодным (непригодным) для проживания, поскольку решение данных вопросов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом также оцениваются доводы истца о наличии оснований для удовлетворения требований в связи с нахождением жилого дома, принадлежащего истцу, в районе шахтного поля рудника БКПРУ-1, затопленного в 2006 после техногенной катастрофы.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 2 ст. 18 указанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В силу пп. "л" п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Авария, вызванная затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край), в границах зоны вероятных разрушений распоряжением Правительства РФ от 22.06.2007 № 814-р признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п (ред. от 04.07.2016) утверждена государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края». В подпрограмму «Повышение безопасности и комфортности проживания граждан в жилищном фонде Пермского края» включено переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники.

Правительством Пермского края 30.09.2015 принято Постановление № 764-п, которым утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники (далее – Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов).

Согласно пп.2.3.1, 2.3.2 протокола заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края от 31.07.2014г. № 7 главе г.Березники Дьякову С.П. рекомендовано в целях обеспечения оперативного реагирования и организации управления при возможных ЧС для органов управления и сил Березниковского муниципального звена ТП РСЧС Пермского края ввести режим функционирования «повышенной готовности», организовать расселение жилых домов, расположенных в границах опасной зоны.

Постановлением администрации г.Березники № 2-ч от 06.08.2014г. на территории муниципального образования «Город Березники» введен режим функционирования «повышенной готовности» для органов управления и сил звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г.Березники Пермского края с 06.08.2014г.

В соответствии с п.36 Положения, непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией. Зоны вероятных разрушений при техногенных авариях устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании материалов технического расследования их причин.

Как следует из информации, представленной ответчиком в ходе рассмотрения дела, жилой дом, расположенный по адресу: ....., находится за пределами зоны вероятных разрушений.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники обязанности по изъятию путем выкупа жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ....., с определением их выкупной цены в размере 11 931 816 руб., взыскания с МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники в пользу истца 11 931 816 руб., суд не усматривает.

Соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники в пользу истца расходов на проведение экспертизы в размере 25 000 руб., расходов на проведение оценки в размере 15 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Берсенев Е.В. к МО «Город Березники» в лице администрации г.Березники – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения (12.02.2019 г.)

Судья               (подпись)                 Баранов Г.А.

Копия верна. Судья.    

2-313/2019 ~ М-3791/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Берсенев Евгений Валентинович
Ответчики
МО "Город Березники" в лице администрации города Березники
Другие
Правительство Пермского края
ПАО "Уралкалий"
ООО "ЮФ "Легатим"
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Баранов Г.А.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
14.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2018Передача материалов судье
18.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2019Судебное заседание
11.02.2019Судебное заседание
12.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2019Дело оформлено
11.07.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее