Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.,
при секретаре Шелюгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИВС УМВД России по г. Калининграду, УМВД по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с названным выше иском к ответчикам, указывая, что в период времени с < Дата > по < Дата > он содержался в ИВС УМВД России по г. Калининграду. Условия его содержания в указанном учреждении не соответствовали требованиям Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказу МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года, Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод». Так, в указанный период времени в камере изолятора, в которой он содержался, отсутствовали душ умывальник, водопровод, зеркало, полки для хранения личных вещей, стол, скамейки, санузел с соблюдением условий приватности, окно в камере было закрыто стеклоблоками, освещение было недостаточным, стены были оштукатурены «под шубу», не было вытяжки, вентиляция не работала. Камера не была оборудована индивидуальным спальным местом, местом для сна были «нары» с деревянными настилами. В ИВС также не выдавались предметы личной гигиены: мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, не было врача и комнаты для медицинских обследований. Кроме того, в изоляторе отсутствовал прогулочный дворик, вследствие чего он был лишен положенной ему прогулки. Указанными обстоятельствами ему был причинен моральный вред, в виде физических и нравственных страданий, унижающих его достоинство, что отрицательно сказалось на его здоровье, в связи с чем просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 3500 рублей.
Определением суда от < Дата > к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Калининградской области, структурным подразделением которого является ИВС УМВД России по г. Калининграду.
В судебное заседание ФИО1, отбывающий наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, не доставлен, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Представителя для участия в рассмотрении гражданского дела ФИО1 в суд не направил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ, ИВС УМВД России по г. Калининграду, УМВД России по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 названного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности.
В силу ст. 16 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно п.п. 43-45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Согласно п. 130 указанных Правил, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Судом установлено, что ФИО1 был задержан < Дата > в 01 часов 05 минут по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и направлен для содержания в ИВС УМВД России по г. Калининграду, что подтверждается протоколом задержания подозреваемого от < Дата > года. < Дата > постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда в отношении ФИО1 была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Таким образом, согласно указанным данным, а также сообщению начальника ИВС УМВД России по г. Калининграду № от < Дата > года, ФИО1 содержался в ИВС УМВД России по г. Калининграду в период времени с 03 часов 15 минут < Дата > до 10 часов 50 минут < Дата > года, что также подтверждается книгой учета лиц, содержащихся в ИВС за период времени с < Дата > по < Дата > (л.д. 16-17, л.д. 18-21).
В соответствии с журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС за период с < Дата > по < Дата > ФИО1, пребывая в изоляторе временного содержания, жалоб на здоровье, режим и условия содержания не имел, в медицинской помощи не нуждался, о чем собственноручно расписался в указанном журнале.
Как следует из представленного суду сообщения начальника ИВС УМВД России по г. Калининграду № от < Дата > года, задержанный ФИО1 в период содержания в ИВС был обеспечен трехразовым горячим питанием, индивидуальным спальным местом (нарами) с деревянным покрытием, соответствующим метражу по норме (4,5 кв.м), постельными принадлежностями и бельём (матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка). Отопление в камерах включается с наступлением отопительного периода, температура в них составляет плюс 18-19 градусов по Цельсию, камеры сухие и чистые, окна камер находятся на солнечной стороне здания, поэтому особенно летом в них очень светло. При приеме, задержанных инструктируют по правилам пожарной безопасности, план эвакуации находится в дежурной части на видном месте. При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченая вода для питья выдается ежедневно с учетом потребности на основании приказа МВД № от < Дата > года. Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием в камере санузла вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядку дня. Для задержанных в ИВС оборудован санузел, (унитаз, душевая, раковины), имеется зеркало. В ИВС есть библиотека и радиоточка, работающая с 06.00 до 22.00 часов согласно внутреннему распорядку дня, выдается пресса, есть условия для работы с документами по уголовному делу и написанию писем родственникам. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Есть возможность для проведения свиданий задержанных с родственниками (с разрешения следователя). Письменные принадлежности предоставляются в случае необходимости. Каждое утро производится уборка камер силами самих задержанных. Уборочный инвентарь и средства для уборки имеются в наличии, ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей. После убытия задержанных из ИВС, камеры дезинфицируются и убираются. При убытии из ИВС, задержанный ФИО1 жалоб на режим и условия содержания не предъявлял.
Вместе с тем, из ответа ФГУЗ «Медико-санитарная часть МВД по Калининградской области» Центра Госсанэпиднадзора (ЦГСН) № от < Дата > года, акта ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Калининградской области» Центра госсанэпиднадзора от < Дата > (л.д. 29-33), составленного по результатам мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ следует, что ИВС УМВД России по г. Калининграду занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки по < адрес >. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений ИВС проводился в 2008 году. ИВС УМВД России по г. Калининграду не имеет полного набора помещений и оборудования предусмотренного Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СЕ 12-95, приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка ИВС», а именно: отсутствует медицинский изолятор, процедурная, санпропускник с дезкамерой (имеется только душевая), кладовые для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья и постельных принадлежностей, прогулочный дворик, ряд служебных кабинетов. Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное белье хранится в выделенной кладовой и здесь же в пакетах хранят использованное белье. Выделенная камера используется как кладовая предметов вещевого имущества для выдачи задержанным. Для размещения задержанных выделено 12 камер общей площадью 104 кв.м. с лимитом наполнения 13 человек. Нормы площади на одного задержанного (4 м2), предусмотренные Федеральным Законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 года соблюдаются. По внутренней отделке, оборудованию камеры не в полном объёме соответствуют требованиям Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел СП 12-95, приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, а именно: стены камер вместо гладко оштукатуренных и окрашенных выполнены под «шубу», вместо внутреннего остекления окон камер обычным стеклом, г наружного стекла типа «Мороз» установлены зелёные стеклоблоки, в результате чего снижена естественная освещённость. Искусственная освещённость камер, выполненная лампами накаливания, составляет 50 лк, что соответствует нормам предусмотренным СП 12-95. Оконные проемы камер не соответствуют требованиям п. 17.11 СП 12-95 МВД России. Окна не оборудованы форточками. Санитарные узлы в камерах отсутствуют. Для задержанных оборудован общий санузел с установкой унитаза и 3 умывальных раковин. Задержанные в камерах размещаются на нарах и обеспечиваются постельным: принадлежностями. Камеры оборудованы центральным отоплением температура воздуха в камерах составляет 18-20 градусов, что соответствует гигиеническим нормативам. В камерах отсутствуют столы, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, кран с водопроводной водой. В ИВС выделена комната для подогрева пищи и мытья столовой посуды площадью 10 кв.м., как и предусмотрена санитарными правилами СП 2.3.6.1079-01 комната обеспечена горячей водой, в комнате установлены три моечные раковины. Горячее питание задержанные получают 3 раза в день по нормам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 года № 205. Во время приёма пищи задержанные обеспечиваются столовой посудой (миской, ложкой, кружкой). В течение первых суток, как и предусмотрено приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку в душевой ИВС. Санитарное состояние ИВС удовлетворительное. Вследствие отсутствия ИВС дезкамеры одежда, носильные вещи задержанных не подвергаются дезкамерной обработке. Для оказания медицинской помощи в ИВС выделен медицинский кабин площадью 4.5 кв.м. Медицинский кабинет не в полном объёме отвечает требованиям СП 12-95 МВД РФ, СанПиН 2.1.3.2630-10, а именно: вместо 1 менее 2 помещений по 12 кв.м. выделено одно помещение площадью 4,5 кв. м, в кабинете отсутствует умывальник с подводкой холодной, горячей воды, стены оклеены обоями вместо гладкой отделки, легко доступной для влажной уборки. В штате ИВС имеется фельдшер и дезинфектор, которые провод необходимые медицинские и дезинфекционные мероприятия. Экстренная медицинская помощь задержанным оказывается бригадой скорой медициною помощи. В ИВС имеется аптечка для оказания первой помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем средств, предусмотренных требованиями приказа МВД РФ и МЗ РФ №1115/475 от 31.12.1999 года.
Указанные нарушения условий содержания задержанных в ИВС УМВД России по г. Калининграду объективно подтверждаются и данными технического паспорта здания, в котором расположен изолятор, из которого видно, что он имеет двенадцать камер площадью 4,5 кв.м. и одну камеру площадью 9,5 кв.м. В помещении изолятора не предусмотрен санпропускник с дезкамерой, отсутствует прогулочный дворик, камеры не оборудованы кранами с водопроводной водой
Несоответствие условий содержания задержанных в данном ИВС требованиям действующего законодательства также подтверждается ответом прокурора Центрального района г. Калининграда № от < Дата > года, из которого следует, что в ИВС УМВД России по г. Калининграду камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами, столами, стульями, умывальниками, санузлами, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалками для хранения верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей; отсутствует прогулочный двор, дезинфекционная камера, медицинский кабинет, комната для свиданий. Между тем, ФИО1 в аппарат прокуратуры Калининградской области по вопросу условий содержания в ИВС УМВД России по г. Калининграду не обращался.
Из ответа Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от < Дата > № следует, что ФИО1 с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС УМВД по г. Калининграду в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области не обращался. Однако, условия содержания в данном ИВС в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям Федерального закона № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: камеры ИВС не оборудованы индивидуальными местами для сна (вместо коек – дощатый настил), нет унитазов, водопровода и раковин для умывания, необходимой мебели, радиоточек, достаточного освещения (л.д. 13).
Таким образом, несмотря на отсутствие жалоб со стороны истца на ненадлежащие условия содержания в ИВС УМВД России по г. Калининграду в прокуратуру Калининградской области, прокуратуру Центрального района г. Калининграда, аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в период с 2013 года и по настоящее время, условия содержания ФИО1 в ИВС УМВД России по г. Калининграду в период с < Дата > по < Дата > не в полной мере соответствовали требованиям, установленным действующим законодательством, в связи с чем, ему был причинен моральный вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет собственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Поскольку деятельность ИВС УМВД по г. Калининграду финансируется за счет федерального бюджета, надлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом требований ст. 1070 ГК РФ, является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в интересах казны Российской Федерации.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит, что исковые требования ФИО1 о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и непродолжительный период нарушения прав истца, отсутствие негативных последствий в результате нарушения его прав, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность ИВС УМВД по г. Калининграду, правомерность помещения истца в изолятор, поэтому, с учетом принципа разумности и справедливости, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ИВС УМВД России по г. Калининграду, УМВД по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 300 (триста) рублей.
ФИО1 в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 13.04.2015 года.
Судья: подпись