Определение суда апелляционной инстанции от 16.03.2018 по делу № 33а-1016/2018 от 12.02.2018

судья: Невзорова М.В.   

адм. дело 33а-1016

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

16 марта 2018 года                                                                            г. Москва

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,

судей Михайловой Р.Б., Лукьянченко В.В.,  

при секретаре Кулик Е.А.,  

рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кузнецова В.В. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Кузнецова В.В. об оспаривании решения призывной комиссии по району Лосиноостровский города Москвы от 02 декабря 2017 года, обязании направить на дополнительное медицинское обследование отказать,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Кузнецов В.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии по району Лосиноостровский города Москвы, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии от 02 декабря 2017 года о призыве его на военную службу, обязании устранить допущенные, направить его на дополнительное медицинское обследование, ссылаясь на то, что заключение о его годности к военной службе по категории Б-4 принято без достаточных к тому оснований, вопреки жалобам на неудовлетворительное состояние здоровья, имеющиеся у него заболевания, препятствующие прохождению военной службы по призыву, без проведения дополнительного медицинского обследования.

Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года, резолютивная часть которого приведена выше, в удовлетворении административного искового заявления Кузнецова В.В. было отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного постановления, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Военного Комиссариата г. Москвы представлены возражения.

Исследовав материалы дела, в том числе приобщенные на основании определения от 16 марта 2018 года копию заключения (служебной проверки) от 01 марта 2018 года, выслушав объяснения административного истца Кузнецова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя военного комиссариата по доверенности Поррас Аланиа Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика (призывной комиссии), извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

При рассмотрении административного дела судом установлено, что Кузнецов Владислав Викторович, ** ****** **** года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате (Объединенном, Бабушкинского района СВАО г. Москвы).

По результатам медицинского освидетельствования Кузнецов В.В. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями  категория годности «Б-4» по ст. 25 «г» (графа 1 Расписания болезней (приложение к постановлению Правительства РФ от 04 июля 2013 года  565)) с диагнозом последствия закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясение головного мозга 10 апреля 2016 года, цефалгический синдром. Усматривается, что указанное решение принималось, в том числе с учетом следующих данных о состоянии здоровья истца, отмеченных в листе медицинского освидетельствования: - невропатологом отмечены жалобы призывника на периодические головные боли, исследованы данные амбулаторной карты, где имеются сведения об обращении к неврологу в связи с травмой в апреле 2016 года; - хирургом указано на наличие у призывника сколиоза поясничного отдела позвоночника 1 степени без нарушения функций, что соответствует ст. 66 «г» Расписания болезней, категория годности к военной службе «Б-3», годен с незначительными ограничениями.

Решением призывной комиссии от 02 декабря 2017 года, исходя из результатов проведенного медицинского освидетельствования и установленной категории годности к военной службе, административный истец призван на военную службу; наличие у Кузнецова В.В. заболеваний, влекущих освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, не установлено.

Дополнительных документов, свидетельствующих о наличии у Кузнецова В.В. иных заболеваний, отягчающих его категорию годности, материалы личного дела призывника в себе не содержат, сведений о том, что Кузнецов В.В. заявлял о них в ходе проведения медицинского освидетельствования, в том числе в связи с этим требовалось медицинское обследование призывника, не установлено, административным истцом не представлено, в то же время Кузнецов В.В. при личной явке в военный комиссариат (на призывной пункт) на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии должен был иметь при себе медицинские документы о состоянии здоровья, что предусмотрено пунктом 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ  400 от 02.10.2007 г. «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации  663 от 11 ноября 2006 г.)

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, в удовлетворении административных исковых требований отказал и исходил при этом из того, что оспариваемое решение призывной комиссии принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия призывной комиссии и регламентирующих порядок и основания его принятия, по своему содержанию оно соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в полной мере учитывает имеющуюся информацию о состоянии здоровья Кузнецова В.В., анализ которой по результатам его медицинского освидетельствования не выявил заболеваний, препятствующих прохождению военной службы; в связи с изложенным суд первой инстанции посчитал, что решение от 02 декабря 2017 года является законным, прав административного истца не нарушает.

Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.

Так, согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года  53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года  53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1. Федерального закона от 28 марта 1998 года  53-ФЗ граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года  565 (далее  Положение о военно-врачебной экспертизе), под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В соответствии с пунктами 15- 20 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по вышеуказанным категориям; в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года  400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (в соответствии с порядком организации работы призывного пункта в ходе проведения призыва граждан на военную службу, приведенным в приложении N 31 к настоящей Инструкции, среди них обязательно должны быть медицинские документы о состоянии здоровья).

Состояние здоровья истца в ходе освидетельствования, в том числе с учетом имеющейся документации и предъявленных жалоб, не требовало уточнения диагнозов заболеваний; прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования, с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету. 

Не оспаривается, что решение административного ответчика о призыве Кузнецова В.В. на военную службу принято, исходя из результатов проведенного призывнику медицинского освидетельствования и установленной призывнику категории годности к военной службе; последние определялись с учетом имеющихся в личном деле призывника Кузнецова В.В. документов о состоянии его здоровья, высказанных жалобах при проведении медицинского освидетельствования; объективных данных, свидетельствующих о наличии у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не установлено и истцом не приведено, утверждения об этом носят предположительный характер. 

Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска (статья 227, части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ); решение суда мотивировано, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела, нормам действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, оценка собранным по делу доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; безусловных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено; вопреки утверждениям Кузнецова В.В., письменный протокол судебного заседания от 21 декабря 2017 года в материалах административного дела представлен (л.д. 20-21); из его содержания усматривается, что лицам, участвующим в судебном заседании, разъяснялись их процессуальные права и обязанности в соответствии с КАС РФ; замечания на него не подавались; в любом случае, о том, что Кузнецов В.В. был лишен возможности воспользоваться этими правами, ни доводы апелляционной жалобы, ни материалы административного дела сведений не содержат; напротив, административный истец участвовал в судебных заседаниях, давал объяснения по существу требований, участвовал в исследовании доказательств, обжаловал решение; порядок оформления административного дела судом первой инстанции основанием для отмены или изменения решения суда не является; доводы апелляционной жалобы о нарушении судом при вынесении решения правила о тайне совещания проверены судебной коллегией, своего объективного подтверждения не нашли, опровергнуты заключением служебной проверки и объяснениями представителя заинтересованного лица, оснований не доверять которым не имеется.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; они не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что оспариваемое решение призывной комиссии отменено 29 декабря 2017 года и при прохождении мероприятий, связанных с исполнением воинской обязанности, Кузнецов В.В. вправе представлять сведения о состоянии своего здоровья на момент призыва для определения по результатам медицинского освидетельствования надлежащей категории годности к военной службе, наличия оснований для освобождения от призыва по медицинским показаниям.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда по изученным материалам административного дела с учетом доводов апелляционной жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ..  ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

 

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                         

 

 

░░░░░ 

 

1

 

33а-1016/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 16.03.2018
Истцы
Кузнецов В.В.
Ответчики
Военный комиссариат по Бабушкинскому р-ну
Призывная комиссия по р-ну Лосиноостровский
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее