РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре Климовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-916/2020 по иску Капрановой Марины Николаевны к ГБУ МФЦ г.Москвы о признании незаконными действий по начислению оплаты за ЖКУ, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Капранова М.Н. обратилась в Перовский районный суд г.Москвы с иском к ГБУ МФЦ г.Москвы о признании незаконными действий по начислению оплаты за ЖКУ, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., в обоснование требований ссылаясь на то, что является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Москва, ул. Дмитриевского, д.9, кв. 176. В 2009 году в данной квартире ей были установлены ИПУ горячего и холодного водоснабжения, срок поверки которых истекал ИПУ ГВС – 01 мая 2010 года, ИПУ ХВС – 01 мая 2012 года. В виду неграмотности сроки поверки ей были просрочены, в связи с чем в 2013 году были установлены новые ИПУ. В апреле 2013 года ей была получена долговая квитанция на оплату ЖКУ, где была начислена плата за «водоснабжение» в размере 22 903 руб. 38 коп. за период с 01 августа 2012 года по 01 мая 2013 года. В декабре 2016 года ей произвели начисления в размере 134 318 руб. 77 коп., в связи с чем, в общей сложности ее задолженность по оплате ЖКУ составила 157 130 руб. 79 коп. за период с октября 2012 года по март 2013 года. Полагает действия ГБУ МФЦ г.Москвы по доначислению платы за водоснабжение незаконными, в связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, также ссылается на то, что оплату за ЖКУ в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг, утв. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 она производила в полном объеме, исходя из среднемесячного потребления в течение первых трех расчетных периодов (три месяца), в дальнейшем по нормативам потребления и по показаниям общедомовых приборов.
Определением Перовского районного суда г.Москвы от 03 сентября 2019 года гражданское дело было передано по подсудности в Тверской районный суд г.Москвы.
Истец Капранова М.Н., в судебное заседание явилась, доводы искового заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель третьего лица ООО «Жилфонд» по доверенности Морой А.Н., в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения, заявленных требований.
Представитель ответчика ГБУ МФЦ г.Москвы, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при данной явке.
Суд, выслушав истца и представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок приобретения коммунальных ресурсов и реализации гражданам коммунальных услуг регламентируются нормами Жилищного кодекса РФ, а также "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354), а также "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124).
В соответствии с п. 82 "б" Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Подпунктом "д" п. 81(12) Правил N 354 установлено, что в случае истечения межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях)
В соответствии с пунктом 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Судом установлено, что Капранова М.П. является собственником, жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Москва, ул. Дмитриевского, д, 9 кв. 176.
Согласно письму Управляющей компании «Жилфонд» от 02 октября 2017 года № 676, от 09 декабря 2016 года № 1387 квартирные приборы учета воды в вышеуказанной квартире введены в эксплуатацию 21 октября 2006 года. Поверка КПУ ГВС была просрочена в период с 01 мая 2010 года по 16 марта 2013 года, КПУ ХВС с 01 мая 2012 года по 16 марта 2013 года, показания приборов учета не подавались в МФЦ с мая 2010 года по март 2013 года. Поверка была произведена путем замены старых КПУ на новые 16 марта 2013 года, составлен акт ввода в эксплуатацию № 808, в связи с чем ГБУ МФЦ г.Москвы было произведено доначисление по показаниям КПУ за фактически потребленный ресурс.
Не согласившись с произведенными доначислениями истец обратилась в Управу района Косино-Ухтомский, которой в адрес Управляющей компании «Жилфонд» было направлено поручение от 25 ноября 2016 года о произведении перерасчета за водопотребление в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, в связи с чем ООО УК «Жилфонд» был произведен перерасчет за водопотребление за период с 01 июня 2010 года по 01 марта 2013 года, сумма к доначислению составила 134 318 руб. 77 коп. (ХВС – период май 2012 года – марта 2013 года – 4 179 руб. 93 коп., ГВС - период май 2010 года – март 2013 года – 109 837 руб. 26 коп., водоотведение – период май 2010 года – март 2013 года – 20 301 руб. 58 коп.
Согласно письму ООО УК «Жилфонд» от 28 ноября 2016 года № 1344, указанные сведения о доначисленной сумме были переданы в ГБУ МФЦ г.Москвы.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Капранова М.Н. указывает на то, что ГБУ МФЦ г.Москвы были необоснованно произведено доначисление оплаты за ЖКУ в размере 157 130 руб. 79 коп. за период с октября 2012 года по март 2013 года.
Возражая против удовлетворения, заявленных требований, ответчик ГБУ МФЦ г.Москвы представило отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении, заявленных требований ссылаясь на то, что ГБУ МФЦ г.Москвы выполняет функции жилищных организаций в сфере расчета (перерасчета) платы за ЖКУ, при этом, самостоятельно объем сведений в части расчетов (перерасчетов) по оплате за ЖКУ не определяет – расчет (перерасчет) платы за ЖКУ осуществляется на основании письменных поручений от управляющей компании.
В соответствии с Пунктом 3.2. постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" (ред. от 14.01.2020), Многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции:
- начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и иные услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, владельцам, собственникам жилых помещений, формирования единого платежного документа с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ) при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги. (пункт 3.2.1. Постановления).
При этом, редакцией Правил, действующей на момент перерасчета было предусмотрено, что Многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции:
- начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ) (пункт 3.2.1. Постановления), то есть в отсутствие договора и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.
Согласно представленной в материалы дела копии договора № 368/479130 от 17 марта 2020 года, заключенного между ГБУ МФЦ г.Москвы и ООО «Жилфонд», ГБУ МФЦ г.Москвы обязано выполнять следующие функции:
- ежемесячное начисление платежей, подлежащих оплате плательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке установленном требованиями действующего законодательства, и по тарифам утвержденным уполномоченным органом в области тарифного регулирования. Начисление платежей производится на основании письменных поручений от Поставщика (п.2.1.2).
- осуществление корректировки начислений плательщикам за жилое помещение и коммунальные услуги по письменному поручению Поставщика, в соответствии с требованиями, действующего законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что все начисления, перерасчеты и корректировки за ЖКУ производятся и производились, до внесения изменений в Правила постановлением Правительства Москвы от 17.10.2019 N 1361-ПП, в частности в п. 3.2.1, на основании письменных поручений управляющих организаций или поставщиков соответствующих услуг.
Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования истца Москвы о признании незаконными действий ГБУ МФЦ г.Москвы по начислению оплаты за ЖКУ в размере 157 130 руб. 79 коп., поскольку при рассмотрении дела было установлено, что доначисление оплаты за ЖКУ ответчиком произведено на основании поручений ООО УК «Жилфонд», в том числе от 28 ноября 2016 года № 1344.
Доводы истца о том, что у нее отсутствует задолженность по оплате за ЖКУ, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ соответствующими доказательствами не подтверждены, в свою очередь из представленной в материалы дела оборотной ведомости по лицевому счету № 1978072856 факт наличия задолженности усматривается, между тем, при рассмотрении дела не было установлено, что к истцу со стороны управляющей компании были предъявлены требования о взыскании задолженности по оплате за ЖКУ в вышеуказанном размере, в связи с чем у Капрановой М.Н. отсутствует как таковое нарушенное право, требующее судебной защиты.
Также суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ, поскольку истцом не было представлено допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о причинении ей нравственных страданий действиями ответчика по доначислению сумм в счет оплаты ЖКУ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Капрановой Марины Николаевны к ГБУ МФЦ г.Москвы о признании незаконными действий по начислению оплаты за ЖКУ, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Утешев С.В.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.12.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Утешева С.В., при секретаре Климовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-916/2020 по иску Капрановой Марины Николаевны к ГБУ МФЦ г.Москвы о признании незаконными действий по начислению оплаты за ЖКУ, взыскании компенсации морального вреда,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Капрановой Марины Николаевны к ГБУ МФЦ г.Москвы о признании незаконными действий по начислению оплаты за ЖКУ, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Утешев