Дело № 2-4716/32-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Плотко Е.К.
с участием старшего помощника прокурора Антонова П.В., ответчика Вихорева Д.А., представителя Министерства по природопользованию и экологии РК Фокиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующей в интересах неопределенного круга лиц к Вихореву Д. А. о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Иск заявлен по следующим основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов. Земельный участок с кадастровым номером №, в границах которого расположена несанкционированная свалка, принадлежит на праве собственности Вихореву Д.А. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Ссылаясь на ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Вихорева Д.А. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес>, подтвердить передачу отходов в объеме не менее <данные изъяты> куб. м. для последующего размещения лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокуратура Антонов П.В. исковые требования уточнил, просил обязать Вихорева Д. А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес>, подтвердив передачу указанных отходов в объеме не менее <данные изъяты> куб. м. для последующего размещения лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Ответчик Вихорев Д.А. в судебном заседании не высказал возражений против удовлетворения требований Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК Фокина Е.А., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов.
В соответствии с актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером № в районе <адрес> находится несанкционированная свалка, представляющая собой земельный грунт, отходы камнеобработки, обломки железобетонных конструкций, песок, строительные отходы и др.
Кроме того, согласно справке по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно с Министерством по природопользованию экологии РК рейда, мусор, складированный на территории земельного участка с кадастровым номером №, включает в себя бытовые отходы (тряпье, упаковочный материал, мешки, пластиковые бутылки, обувь, старую мебель, поролон), остатки деревянных конструкций, бордюрного камня, конструкций от разборки зданий, кирпичи, отходы камнеобработки (окол), о чем государственным инспектором в области охраны окружающей среды РК сделан вывод о том, что указанные отходы относятся к 4 и 5 классу опасности, объем отходов составляет ориентировочно <данные изъяты> куб.м.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, в границах которого расположена несанкционированная свалка, принадлежит на праве собственности ответчику Вихореву Д.А., что подтверждается письменными материалами дела, а именно договором купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 1 ст. 77, ст. 78, п. 1 ст. 79 указанного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
На основании ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы, высокоопасные отходы, умеренно опасные отходы, малоопасные отходы, практически неопасные отходы.
Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами, то есть веществами или отходами, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или отказывать токсическое воздействие на биотические системы.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5.08.1988г., система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие с 01.07.2002 года, установлены термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами, а именно: отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п.3.12); бытовые отходы: Отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения (п.3.21); собственник отходов: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, (п.7.8); ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно- технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов (п.5.17).
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем (ст. 12 Земельного Кодекса).
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе ликвидации последствий загрязнения и захламления земель (ст. 13).
В силу ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежат лицензированию.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что складирование отходов на несанкционированной свалке не только не отвечает экологическим, санитарным нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, нарушает права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером №, в границах которого расположена несанкционированная свалка, принадлежит на праве собственности ответчику Вихореву Д.А., последний является лицом, виновным в ее образовании, следовательно, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки в границах земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес>, должна быть возложена на ответчика Вихорева Д.А., с учетом мнения истца, погодных условий, срок исполнения судебного акта устанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ликвидация несанкционированной свалки предполагает сбор, вывоз и последующую утилизацию (размещение) отходов производства и потреблений, суд возлагает на ответчика Вихорева Д.А. обязанность подтвердить передачу указанных отходов в объеме не менее <данные изъяты> куб. м. для последующего размещения лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Вихорева Д. А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес>, подтвердив передачу указанных отходов в объеме не менее <данные изъяты> куб. м. для последующего размещения лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 23.05.2014.