Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2168/2017 ~ М-2050/2017 от 28.07.2017

2-2168/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2017 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Масловой Л.А.,

при секретаре Головиной А.В.,

с участием ст.помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Черных Т.В. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Черных Т.В. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу<адрес> и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся доме по <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург;

- ответчик предупрежден об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3 месяцев, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.

Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд на данный момент не исполняются.

Таким образом, ответчику были предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Черных Т.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Предоставить в собственность Черных Т.В. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> Выселить Черных Т.В. из жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В дальнейшем истец увеличил исковые требования, просил прекратить право собственности Черных Т.В. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Признать за МО г. Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес> Признать право собственности за Черных Т.В. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Выселить Черных Т.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> её с регистрационного учета по месту жительства.

Ответчик Черных Т.В. в судебное заседание не явилась, была извещена о дне и месте судебного заседания надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о дне и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Суду пояснила, что ответчик выселилась из аварийного жилья, зарегистрировала право собственности на новую квартиру.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, полагал, что в данном случае спора между сторонами нет, ответчик переселился из аварийного жилья, предмет спора не доказан.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что Черных Т.В. являлась собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, помещение коммунального заселения , на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа отдела адресно-справочной службы УФМС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, Черных Т.В. на территории <адрес> и <адрес> зарегистрированной не значится.

Согласно поквартирной карточке, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный дом <данные изъяты>

Из заключения межведомственной от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на ДД.ММ.ГГГГ".

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на ДД.ММ.ГГГГ» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в разумный срок. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в строящемся <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург;

- ответчик предупрежден об осуществлении администрацией г. Оренбурга по истечении 3 месяцев, с момента получения ответчиком проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд принудительного изъятия недвижимости в судебном порядке в случае, если ответчик, заключив указанное соглашение, будет препятствовать его исполнению.

Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, следует, что собственник жилого помещения не выбрал способ обеспечения своих жилищных прав и уведомление (проект соглашения) собственником не подписано.

Во исполнение условий названной программы заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, между заказчиком Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга и ООО «<данные изъяты>», предметом которого является право заключения договора участия в долевом строительстве на жилые помещения (квартиры), указанные в технической части документации об аукционе в электронной форме, для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером в районе <адрес>

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира в доме <адрес> имеет площадь <данные изъяты> расположена на <данные изъяты>, имеет назначение жилое, имеет кадастровый и принадлежит на праве собственности Черных Т.В.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов, заключен договор мены.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем, к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Согласно ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со ст. 16 ЖК РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии со ст. 42 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату. При переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире нового собственника такой комнаты равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такой комнаты. Исходя из положений названных статей ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находится при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Регистрация в жилом помещении зависит от права гражданина на жилое помещение и в случае признания гражданина утратившим право проживания в жилом помещении он подлежит снятию с регистрационного учета на основании судебного решения согласно п. Е ст.31 «Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. .

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиком фактически был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, ответчик Черных Т.В. на дату вынесения решения выселилась из аварийного жилья, ответчик Черных Т.В. зарегистрировала за собой право собственности на предоставленное жилье, предоставляемое жилое помещение являются благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации г.Оренбурга к Черных Т.В. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Маслова Л.А.

Решение в окончательной форме составлено 16.10.2017 года.

Судья Маслова Л.А.

2-2168/2017 ~ М-2050/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Промышленногорайона г. Оренбурга
Администрация города Оренбурга
Ответчики
Черных Татьяна Владимировна
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Маслова Любовь Александровна
Дело на странице суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
28.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2017Передача материалов судье
31.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2017Подготовка дела (собеседование)
14.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2017Судебное заседание
20.09.2017Судебное заседание
11.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2017Дело оформлено
08.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее