Судья Севастьянова Н.Ю.
адм. дело № 33а-7127
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2019 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г., Исюк И.В.,
при помощнике судьи Чудиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 19 августа 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Никитиной И.Л., Елтищева А.В., Коновалова В.В., Кочкалда Г.А., Синяковой Е.В., Синякова А.В., Манжула Д.В., Манжула В.П. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: **************:
- нежилого помещения общей площадью 97 кв.м. с кадастровым номером **************:10470 в размере 15500000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10538 в размере 9200000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10448 в размере 9200000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10550 в размере 18400000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10453 в размере 14700000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10562 в размере 18400000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10548 в размере 14700000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10508 в размере 5000000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 155,2 кв.м. с кадастровым номером **************:10523 в размере 23200000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 145,4 кв.м. с кадастровым номером **************:10430 в размере 21700000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 111,1 кв.м. с кадастровым номером **************:2701 в размере 16600000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 103,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2806 в размере 15400000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 99,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2886 в размере 15900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 148,7 кв.м. с кадастровым номером **************:2885 в размере 22200000 руб.
Датой обращения административных истцов Никитиной И.Л., Елтищева А.В., Коновалова В.В., Кочкалда Г.А., Синяковой Е.В., Синякова А.В., Манжула Д.В., Манжула В.П. в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений считать 28 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отказать Никитиной И.Л., Елтищеву А.В., Коновалову В.В., Кочкалда Г.А., Синяковой Е.В., Синякову А.В., Манжула Д.В., Манжула В.П. в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: **************:
- нежилого помещения общей площадью 97 кв.м. с кадастровым номером **************:10470 в размере 13416309 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10538 в размере 8301371 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10448 в размере 8301371 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10550 в размере 16827614 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10453 в размере 12779953 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10562 в размере 16827614 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10548 в размере 12779953 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10508 в размере 4684732 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 155,2 кв.м. с кадастровым номером **************:10523 в размере 20852866 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 145,4 кв.м. с кадастровым номером **************:10430 в размере 19613833 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 111,1 кв.м. с кадастровым номером **************:2701 в размере 15237310 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 103,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2806 в размере 14218812 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 99,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2886 в размере 13701402 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 148,7 кв.м. с кадастровым номером **************:2885 в размере 20032167 руб.,
УСТАНОВИЛА:
Никитина И.Л., Сивец С.В. Елтищев А.В., Коновалов В.В., Кочкалда Г.А., Синякова Е.В., Синяков А.В., Манжула Д.В., Манжула В.П. обратились в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в отношении нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: **************, в частности:
- нежилого помещения общей площадью 97 кв.м. с кадастровым номером **************:10470 в размере 13 416 309 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10538 в размере 8 301 371 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10448 в размере 8 301 371 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10550 в размере 16 827 614 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10453 в размере 12 779 953 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10562 в размере 16 827 614 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10548 в размере 12 779 953 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10508 в размере 4 684 732 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 155,2 кв.м. с кадастровым номером **************:10523 в размере 20 852 866 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 145,4 кв.м. с кадастровым номером **************:10430 в размере 19 613 833 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 111,1 кв.м. с кадастровым номером **************:2701 в размере 15 237 310 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 13,8 кв.м. с кадастровым номером **************:4258 в размере 574 901 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 103,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2806 в размере 14 218 812 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 99,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2886 в размере 13 701 402 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 148,7 кв.м. с кадастровым номером **************:2885 в размере 20 032 167 руб.
- нежилого помещения общей площадью 278,8 кв.м. с кадастровым номером **************:10519 в размере 42 888 239 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений и не согласны с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г., считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 7 декабря 2018 года №73-2/18, подготовленный оценщиком Международной холдинговой компании «Экспертный Альянс».
Определением суда от 28 февраля 2019 года прекращено производство по административному делу в части требований Сивеца С.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **************:10519 по адресу: **************, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 42888239 руб., в связи с отказом от указанных требований.
Определением суда от 19 августа 2019 года прекращено производство по административному делу в части требований Манжула Д.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером **************:4258 по адресу: **************, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 574901 руб., в связи с отказом от указанных требований.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что нежилые помещения расположены в одном здании по адресу: **************, и принадлежат соответственно на праве собственности административным истцам, в частности:
- нежилое помещение общей площадью 97 кв.м. с кадастровым номером **************:10470 принадлежит Никитиной И.Л.;
- нежилое помещение общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10538, нежилое помещение общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10448 принадлежат Елтищеву А.В.;
- нежилое помещение общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10550, нежилое помещение общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10453, нежилое помещение общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10562, нежилое помещение общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10548, нежилое помещение общей площадью 31,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10508 принадлежат на праве общей долевой собственности Коновалову В.В., Кочкалда Г.А.;
- нежилое помещение общей площадью 155,2 кв.м. с кадастровым номером **************:10523 принадлежит Синяковой Е.В.;
- нежилое помещение общей площадью 145,4 кв.м. с кадастровым номером **************:10430 принадлежит Синякову А.В.;
- нежилое помещение общей площадью 111,1 кв.м. с кадастровым номером **************:2701, нежилое помещение общей площадью 103,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2806 принадлежат Манжула Д.В.;
- нежилое помещение общей площадью 99,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2886, нежилое помещение общей площадью 148,7 кв.м. с кадастровым номером **************:2885 принадлежат Манжула В.П.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. №790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года», в отношении спорных нежилых помещений установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г.
Административные истцы в соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ являются плательщиками налога на имущество физических лиц, и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности административных истцов как плательщиков налога.
В обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений административными истцами был представлен отчет об оценке от 7 декабря 2018 года №73-2/18, подготовленный оценщиком Международной холдинговой компании «Экспертный Альянс».
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «БСГ-Консалтинг групп».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: **************, составляет:
- нежилого помещения общей площадью 97 кв.м. с кадастровым номером **************:10470 в размере 15 500 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10538 в размере 9 200 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 58,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10448 в размере 9 200 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10550 в размере 18 400 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10453 в размере 14 700 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 123,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10562 в размере 18 400 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 92,1 кв.м. с кадастровым номером **************:10548 в размере 14 700 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 31,5 кв.м. с кадастровым номером **************:10508 в размере 5 000 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 155,2 кв.м. с кадастровым номером **************:10523 в размере 23 200 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 145,4 кв.м. с кадастровым номером **************:10430 в размере 21 700 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 111,1 кв.м. с кадастровым номером **************:2701 в размере 16 600 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 103,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2806 в размере 15 400 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 99,2 кв.м. с кадастровым номером **************:2886 в размере 15 900 000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 148,7 кв.м. с кадастровым номером **************:2885 в размере 22 200 000 руб.
Представитель административных истцов согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом не предоставлены замечания на заключение оценочной судебной экспертизы.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: