Судья Ф.А.Автушин Дело № 33-959/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Маркелова К.Б., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 10 апреля 2017 гола дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2016 года, по которому
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» обязана включить Козлова М.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения, то есть с 06 марта 2015 года,
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Козлова М.С., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Сыктывкара обратился в суд в интересах Козлова М.С. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении последнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента первоначального обращения 6 марта 2015 года.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признал. Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и администрации МР «Усть-Вымский» в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом принято указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.
В своей жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Коми полагает, что суд превысил свои полномочия, вмешавшись в компетенцию органа местного самоуправления, не учел обращение Козлова М.С. без представления необходимых документов, а также достижение в настоящее время возраста 23 лет.
Прокурор города Сыктывкар представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Козлов М.С. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. .... До достижения совершеннолетнего возраста Козлов М.С. проживал в г. Сыктывкаре, в квартире <Адрес обезличен>, принадлежащей М.С.В., назначенной опекуном постановлением главы администрации ... сельсовета ... района Республики Коми от <Дата обезличена>. Иным жилым помещением по месту жительства в г. Сыктывкаре Козлов М.С. не обеспечен.
6 марта 2015 года Козлов М.С. обратился с заявлением к ответчику о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако в решением общественной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25 марта 2015 года в удовлетворении заявления отказано, со ссылкой на представление документов не соответствующих установленным требованиям, в частности, не представление выписки из домовой книги или справки о регистрации по прежнему месту жительства на дату выявления и первичного учета.
Удовлетворяя требования прокурора, предъявленные в интересах Козлова М.С., суд первой инстанции правомерно исходил из необоснованности отказа во включении в список.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 г. № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшего на момент обращения Козлова М.С. с заявлением, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 2 закона предусматривает включение указанных лиц в список.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, отказ ответчика о включении Козлова М.С. в список, по существу, свидетельствовал об оспаривании ответчиком права на предоставление жилого помещения, что противоречит фактическим обстоятельствам.
Достижение Козловым М.С. в настоящее время возраста 23 лет при том, что с соответствующим заявлением он обратился своевременно, не может быть признано основанием для отказа в признании за ним такого права.
Материалами дела с достаточной полнотой подтверждено отсутствие у истца жилого помещения. Козлов М.С., вселенный опекуном в принадлежащее последнему жилое помещение, право на данное помещение не приобрел.
Согласно сведениям, представленным администрацией сельского поселения «...», постановлением главы администрации ... сельсовета от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за Козловым М.С. сохранено право пользования жилым помещением, находившимся в собственности лица, не являющегося родственником истца.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о превышении судом полномочий, считая их основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами приведенного законодательства именно органы местного самоуправления в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами носит обязательный характер. Указанные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: