РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года город Москва
Пресненский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева А.Н.,
при секретаре Мушуловой Л.Г.,
с участием представителя истца Виниченко А.С. по доверенности Киселевой И.С., представителя ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Алексанян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8612/2017 по иску Виниченко Анны Сергеевны к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, об обязании предоставить жилое помещение, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, об обязании предоставить жилое помещение, в обоснование которого указала, что является сиротой. Так, отец истца .... умер 18.06.2003 г., мать – ... умерла 21.09.2008 г., в связи с чем над истцом установлена опека со стороны тети – ...., зарегистрированной по адресу: ..., при этом за истцом сохранено право пользования жилым помещением по месту регистрации: ....
Постановлением руководителя муниципалитета ВМО «ЧертановоЦентральное» в г. Москве от 14.07.2008 г. несовершеннолетняя Виниченко А.С. поставлена на учет по месту фактического проживания совместно с опекуном в г. Москве по адресу: .... Опекуну .... назначена выплата денежных средств на содержание истца.
В связи со сменой места жительства опекуна .... и регистрацией ее по адресу: г. ..., постановлением Муниципалитета ВМО «Чертаново-Центральное» в г. Москве 01.02.2010 г. личное дело несовершеннолетней подопечной Виниченко А.С., зарегистрированной по адресу: г. ..., было снято с учета в органе опеки и попечительства муниципалитета ВМО «Чертаново-Центральное» в г. Москве и передано по месту фактического проживания совместно с опекуном .... для постановки на учет органе опеки и попечительства муниципалитета ВМО Царицыно в г. Москве.
Постановлением муниципалитета ВМО «Царицыно» в г. Москве 12.02.2010 г. несовершеннолетняя Виниченко А.С. поставлена учет по месту фактического проживания совместно с опекуном в г. Москве то адресу: ...; местом жительства Виниченко А.С на период опеки место жительства ее опекуна ...., временно зарегистрированной и проживающей по адресу: ...; возобновлены выплаты денежных средств Аљпидовской Л.В. на содержание подопечной Виниченко А.С.
В настоящее время истец не имеет собственного жилья, проживает по месту регистрации опекуна, поскольку решением Комиссии от 30.07.2013 г. №94 установлен факт невозможности проживания истца в занимаемом жилом помещении по месту регистрации: .... Решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18.08.2017 г. (протокол №178) истцу в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда г. Москвы отказано, в связи с включением истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Марий Эл».
Истец не согласна с указанным решением, и в иске просит признать решение об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу благоустроенное помещение из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договору найма.
Истец в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку в суд своего представителя, которая в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме заявленных требований по доводам искового заявления и уточненного искового заявления.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы Алексанян А.А. в суд явилась, иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку истец не живет в г.Москве.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В суде установлено и не оспаривается ответчиками, что истец в настоящее время не имеет собственного жилья, вынужденно проживает по месту регистрации опекуна, поскольку является сиротой, решением Комиссии от 30.07.2013 г. №94 установлен факт невозможности проживания истца в занимаемом жилом помещении по месту регистрации: .... При этом за истцом сохранено право пользования вышеуказанным жилым помещением по месту регистрации.
Жилое помещение по договору социального найма истцу, как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №15903 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 №159-ФЗ установлено, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью З статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
З) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.
Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.
При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержке - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Суд признает доводы ответчиков о том, что местом жительства истца не является город Москва, а потому у данных ответчиков отсутствуют законные основания для удовлетворения требований Виниченко А.С., несостоятельными, основанными на неверном применении норм материального права. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 М 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Таким образом, истец Виниченко А.С. подпадает под действие указанных пунктов. При этом суд принимает во внимание, что согласно акту от 30.07.2013 г. № 94, составленному Комиссией по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, закрепленное за Виниченко А.С. жилое помещение по адресу: ..., является однокомнатной муниципальной квартирой общей площадью д.7 кв.м. В квартире зарегистрированы 2 человека: Виниченко А.С. и ..., ... г.р., что является менее учетной нормы жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, установленном в муниципальном образовании «Советский муниципальный район».
По результатам рассмотрения Комиссией было принято решение: Виниченко А.С., ... г.р., в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ..., невозможно.
При этом закон прямо предусматривает обязанность предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений в случае, когда город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18.08.2017 г. (протокол №178) истцу в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда г. Москвы нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования истца и признает незаконным и подлежащим отмене решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18.08.2017 г. (протокол №178) в части касающейся Виниченко А.С. и признает право за Виниченко А.С. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В то же время суд отказывает в удовлетворении требований истца об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить Виниченко А.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку суду не предоставлено доказательств того, что ответчиком ДГИ г.Москвы каким-либо образом были нарушены права истца в данной части, и ДГИ г.Москвы уклонялся бы от предоставления помещения Виниченко А.С.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Виниченко Анны Сергеевны к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, об обязании предоставить жилое помещение, – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18.08.2017 г. (протокол №178) в части касающейся Виниченко Анны Сергеевны ... г.р.
Признать за Виниченко Анны Сергеевны ... г.р. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении требования об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить Виниченко Анны Сергеевны ... г.р. благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья