Дело № 2-552/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2020 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Носковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурина Павла Владимировича к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» об оспаривании действий по начислению платы за коммунальную услугу,
установил:
Гурин П.В. обратился в суд с иском к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее - ПАО «ТГК-2») об оспаривании действий по начислению платы за коммунальную услугу, мотивируя требования тем, что является собственником комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадь помещения 26,9 кв.м., количество проживающих – 1 человек. Истец полагает, что за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года ему неправомерно производилось начисление платы за коммунальную услугу - отопление. ПАО «ТГК-2» расчет сумм, предъявляемых к оплате за коммунальную услугу - отопление в отношении комнаты в коммунальной квартире по указанному адресу, произвело с нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.11.2011 года №354. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пункт 42(1) Правил). При этом при расчете размера платы за услугу по отоплению ответчик обязан был применить общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Согласно справке БТИ общая площадь жилых и нежилых помещений МКД и мест общего пользования составляет 4562,2 кв.м. Из официальных сведений, размещенных на сайте ГИС ЖКХ следует, что общая площадь дома – 4565,3 кв.м. Однако при расчете размера платы за отопление в спорные периоды ответчик незаконно применил заниженные размеры общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД. Так, в квитанции за декабрь 2017 года площадь помещений, принятая для расчета платы за отопление, определена как 3467,3 кв.м., тогда как в квитанциях за период с января по декабрь 2018 года эта площадь составляет только 3306,7 кв.м. Таким образом, начисление платы за отопление произведено с нарушением требований п.42(1), формулы 3 приложения 2 вышеуказанных Правил №354. На основании изложенного истец просит признать действия ПАО «ТГК-2» по начислению платы за коммунальную услугу – отопление Гурину П.В. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года незаконными, обязать ответчика произвести истцу перерасчет в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании истец Гурин П.В. и его представитель по устному ходатайству Епифанов В.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Истец Гурин П.В. дополнительно указал, что при расчете платы за коммунальную услугу отопление должна быть принята общая площадь дома, а не только площадь отапливаемых жилых (нежилых) помещений и мест общего пользования. При этом ответчик при расчете платы за коммунальную услугу не имел права исключать площадь помещений, которые оборудованы системой автономного отопления, поскольку это противоречит требованиям п.п. 40, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В силу п. 40 названных Правил (в редакции, действующей в спорный период) собственники жилых (нежилых) помещений должных вносить плату за отопление единым платежом, как за свои помещения, так и за места общего пользования. Кроме того, в мае 2019 года ответчиком произведено сторнирование суммы начислений оплаты коммунальной услуги ГВС (подогрев). Однако это не было учтено при расчете платы за отопление, поскольку объем тепловой энергии должен определяться как разница между общим объемом потребления тепловой энергии и объемом тепловой энергии, затраченной на предоставление услуги ГВС (подогрев).
Представитель ответчика ПАО «ТГК-2» исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предыдущем судебном заседании представители ответчика Верченко М.Ю., Краснова К.Г. полагали, что начисление платы произведено в соответствии с требованиями действующего на момент произведения расчета законодательства. При этом плата за отопление может браться только за потребленную коммунальную услугу. Соответственно оснований для включения в расчет помещений, которые не оборудованы центральной системой теплоснабжения не имеется. Разница в площадях помещений в квитанциях связана с оборудование в двух квартирах автономного топления.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «НОВАТЭК-Кострома», ООО «Управляющая компания «Костромской дом».
Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц ООО «НОВАТЭК-Кострома» и ООО «Управляющая компания «Костромской Дом» в судебное заседание также не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела 2-6/2018, 2-1806/2019, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Гурину П.В. на праве общей
долевой собственности принадлежит 27/83 доли (комната площадью 26,9 кв.м.) в жилом помещении, общей площадью 82,7 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Управляющей компанией, в управление которой передан многоквартирный <адрес> в <адрес>, с 07.12.2016 года является ООО «УК Костромской дом».
ПАО «ТГК-2» с 2014 года поставляет тепловую энергию в указанный многоквартирный дом, а с декабря 2016 года непосредственно получает за неё оплату от собственников помещений МКД на основании их решения, изложенного в протоколе общего собрания от 17.10.2016 г. и от 06.12.2016 г.
На основании вышеуказанных решений непосредственно ПАО «ТГК-2» также производит расчеты с собственниками дома, выставляет квитанции и взыскивает задолженность.
Сторонами также не оспаривалось, что многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Индивидуальные приборы учета в жилых (нежилых) помещениях МКД отсутствуют.
Как следует их материалов дела и объяснений представителей ответчика оплата за коммунальную услугу теплоснабжение рассчитывалось собственникам исходя из площади фактически подключенных к системе центрального теплоснабжения (отапливаемых) помещений. При этом при расчете не учитывались помещения не оборудованные системой теплоснабжения и помещения, оборудованные автономным отоплением (в частности кв. 7, 8, 9, 10, 24, 34, 41, 44, а также нежилое помещение 28).
Факт установки газового оборудования, обеспечивающего автономное отопление в вышеуказанных помещениях и прекращения их централизованного теплоснабжения, подтверждается актами проверки теплоснабжения, составленными представителями ПАО «ТГК-2» (т.1 л.д. 149 – 153) и ООО УК «Костромской Дом», информацией ООО «НОВАТЭК – Кострома» (т.2 л.д. 211), а также информацией Управления строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы.
За период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года Гурину П.В. нарастающим итогом производилось начисление платы за услугу отопления совокупно без разделения на индивидуальное потребление и места общего пользования.
Размер платы за отопление помещений <адрес> теплоснабжающая организация определяла исходя из объема потребления тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета. В расчете размера платы за отопление жилых (нежилых) помещений дома применяла неполную общую площадь жилых (нежилых) помещений (без площади квартир (нежилых помещений), оборудованных системой индивидуального отопления и не оборудованных системой отопления). При этом плата за отопление в целях содержания мест общего пользования собственникам помещений, не оборудованных централизованной системой теплоснабжения, не начислялась.
При определении размера платы за коммунальные услуги по отоплению необходимо руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Действующее в спорный период времени законодательство не содержало порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению в случае, если в многоквартирном доме с централизованным теплоснабжением одно или несколько помещений переведены на индивидуальное отопление.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частями 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании статей 539, 544 ГК РФ оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее законодательство предусматривает обязанность собственника помещения в МКД произвести оплату только за фактически поставленный коммунальный ресурс.
В спорный период при начислении платы за отопление ответчик руководствовался положениями абз. 2 п. 40 Правил № 354 в редакции, согласно которой потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Данное положение Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Поскольку при начислении платы в спорный период за отопление ответчик руководствовался положениями нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации, соответственно, действия по начислению такой платы следует признать противоречащими закону за весь спорный период. Тот факт, что механизм начисления платы за отопление с учетом узаконения переустройства был введен только Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 № 184 не может свидетельствовать о законности действий ответчика за предыдущий период.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.» абзац второй пункта 40 данных Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (части 3), 19 (части 1), 35 (частей 1 - 3), 40 (части 1) и 55 (части 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
В данном Постановлении указано, что судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года N 4-О, от 5 февраля 2004 года N 78-О и др.).
В абз. 1, 2 п. 4.3. Постановления КС РФ указано, что обеспечение прав и законных интересов собственников и пользователей жилых помещений, которые в силу объективных причин были вынуждены установить в принадлежащих им помещениях индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений, имея в виду, что такие лица - по смыслу подпункта "д" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 градусов Цельсия и несут соответствующие расходы, связанные с функционированием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).
В то же время необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в законную силу 25 февраля 2019 г., внесены изменения в абзац второй пункта 40 указанных Правил, согласно которому потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
В указанные пункты приведенных Правил внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 1708, вступившие в законную силу с 1 января 2019 г.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (42(1) Правил (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 3 приложения № 2 Правил (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:
,
где:
VД - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 42(1) Правил (в действующей редакции) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 3 приложения № 2 Правил (в действующей редакции) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (п.3(6) приложения № Правил).
Таким образом, действующие с 01.01.2019 года правила расчета платы за предоставление коммунальной услуги – отопление предусматривают исключение площади как жилых (нежилых) помещений оборудованных индивидуальными источниками отопления, так и не оборудованных системой отопления из общей площади МКД.
При этом расчет платы в отношении мест общего пользования и индивидуальных помещений производится раздельно.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Запрет на использование индивидуальных квартирных отопительных приборов установлен частью 15 статьи 14 Федерального закона от июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В подтверждение фактов переустройства жилых (нежилого) помещений на использование индивидуального источника тепловой энергии стороной ответчика суду представлены достоверные, допустимые и относимые доказательства только в отношении части указанных помещений.
Так, согласно информации и расчета ответчика следует, что из расчета платы за отопление были исключены площади следующих помещений: кв.кв. №№, №, а также нежилое помещение №.
Однако, по смыслу положений вышеназванного законодательства и Постановления КС РФ исключение начисления платы за услугу центральное отопление возможно только в случае переустройства (переоборудования) жилого помещения в установленном законом порядке.
Из информации администрации <адрес>, инвентарного дела следует, что положительные решения органами местного самоуправления о согласовании переустройства (установка автономного отопления) предоставлялись в различные периоды времени только в отношении следующих помещений: кв.кв. №№, 9№ (в настоящее время переведено в нежилое помещение).
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о законности оборудования в жилых помещениях №, № системы автономного отопления не имеется.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения из расчета размера платы за коммунальную услугу площадей вышеуказанных жилых помещений.
Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды. Вместе с тем начисление платы за принадлежащие им помещения недопустимо, поскольку они данный коммунальный ресурс не потребляли.
Иное, как указано в абз. 3 п.4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
При этом, стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, что аналогична изложенной в пунктах 2(3) - 2(6) приложения № 2 Правил № 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 184. Достоверность таких расчетов проверяется судом наряду с другими доказательствами на основе 67 ГПК РФ.
Таким образом, собственники жилых (нежилых) помещений должны платить за фактически потребленную тепловую энергию. Представленные в материалы дела акты ПАО «ТГК-2», информация управляющей компании свидетельствуют о том, что в жилых помещениях №№, №, оборудованных в установленном законом автономной системой отопления прекращено централизованное теплоснабжение, а стояки при переоборудовании жилого помещения заизолированы.
Как указывалось ранее, собственники данных помещений не обязаны платить за централизованное теплоснабжение в принадлежащих им помещениях.
При этом в отсутствии оснований для начисления жильцам платы за фактически не используемую ими для обогрева принадлежащих им помещений тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в соответствии с вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в то же время, не освобождает их от обязанности внесения платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иное противоречило бы правовому смыслу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата собственниками и нанимателями жилых помещений должна производиться за фактически оказанную им коммунальную услугу - потребленную тепловую энергию, и не может взиматься за не потребленную.
Жильцы не освобождены от обязанности внесения платы за потребление коммунальной услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, является неправомерным полное освобождение в спорный период времени собственников вышеуказанных жилых помещений от оплаты услуги отопление.
В связи с чем, обязанность по оплате названной коммунальной услуги в местах общего пользования необоснованно была возложена только на собственников, помещений оборудованных центральной системой теплоснабжение, в том числе и на истца, что противоречит требованиям действующего в спорный период времени законодательства.
Нельзя признать состоятельными доводы истца о необходимости включения в расчет платы за коммунальную услугу – отопление площади жилого помещения № (бомбоубежище), поскольку как следует из материалов дела, в нем отсутствует централизованная система отопления.
Так, решением Арбитражного суда Костромской области от 5 ноября 2013 года установлено, что в нежилом помещении № 48 теплоснабжение и ГВС отсутствует, общедомовые трубы заизолированы.
Ответчиком произведено сторнирование истцу начислений по коммунальной услуге ГВС (подогрев) за период <дата> по <дата>, что следует из представленной в материалы дела квитанции за май 2019 года.
В соответствии с п. 42(1) вышеназванных Правил при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии объем, потребленной тепловой энергии на коммунальную услугу отопление определяется как разница показаний прибора учета и объема энергии, затраченной на услугу ГВС (подогрев).
Однако, при исключении указанного начисления ответчиком не была внесена корректировка в размер, потребленной тепловой энергии на услугу «отопление» за спорный период. В связи с чем при расчете истцу платы за коммунальную услугу – отопление был неверно принят общий размер, потребленной энергии. Однако, перерасчет в указанной части истцу за спорный период произведен не был.
При этом, вопреки доводам истца оснований для принятия сведений БТИ, ГИС ЖКХ об общей площади жилых (нежилых) помещений (в том числе мест общего пользования) для расчета платы за отопление не имеется, поскольку как указывалось ранее, для такого расчета принимаются только площади помещений, оборудованных системой центрального теплоснабжения. Вместе с тем ни справка БТИ, ни официальный сайт ГИС ЖКХ таких сведениями не располагают. Более того, информация, содержащаяся в двух вышеназванных источниках, содержит противоречивые сведения о площади помещений многоквартирного дома, а справка БТИ содержит прямое указание на возможную недостоверность, изложенных в ней сведений в виду их возможной неактуальности.
При этом какого – либо контррасчета стороной истца не представлено. Таким образом иных, нежели указано в информации истца, сведений о площади отапливаемых помещений материалы дела не содержат.
Таким образом, ответчику необходимо произвести истцу перерасчет платы за коммунальную в принадлежащем ему жилом помещении за период с декабря 2017 г. по декабрь 2018 г. А именно при проведении расчета: учесть площадь жилых (нежилых) помещений оборудованных, в отсутствие необходимых документов, автономной системой отопления; при определении размера платы за теплоснабжение в целях содержания мест общего пользования учесть помещения (принадлежащие на праве собственности), оборудованные, в установленном законом порядке, автономным отоплением и не оборудованные системой отопления; учесть сведения об уменьшении объема, потребленной тепловой энергии на услуг ГВС (подогрев), при определении объема тепловой энергии, израсходованной в связи с предоставлением услуги «отопление».
С учетом заявленных требований с ответчика в доход бюджета городского округа город Кострома подлежат взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» по начислению платы за коммунальную услугу – отопление Гурину Павлу Владимировичу в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес> за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года незаконными.
Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» произвести Гурину Павлу Владимировичу перерасчет платы за коммунальную услугу – отопление в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года.
Взыскать с ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Кострома в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Морев