КОПИЯ
дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Липковой Г.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к государственному учреждению – Камчатское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту лечение и обратно.
В обоснование своих исковых требований истец указала, что является матерью ребёнка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно вызову по квоте региона Министерством здравоохранения Камчатского края ребенку было выдано направление на лечение в ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» в <адрес>, а также талон №, подтверждающий право на получение бесплатных проездных документов на ФИО1 и сопровождающего её лица – ФИО6 к месту лечения ребенка и обратно, ей было отказано по причине отсутствия у Фонда денежных средств.
В связи с тем, что здоровье дочери резко ухудшилось, приобрела авиабилеты к месту лечения ребенка и обратно за собственные средства.
По возвращению вновь обратилась в Фонд с заявлением, в котором просила компенсировать ей понесенные расходы, однако, Фонд отказал, сославшись на то, что не производит оплату расходов гражданам, самостоятельно приобретающим билеты для проезда к месту лечения и обратно.
Просила суд взыскать с ответчика понесенные расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 58 025 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, по вышеизложенным основаниям. Дополнительно суду пояснила, что по заболеванию у дочери, её транспортировка к месту проведения лечения, которое проходит только в медицинском учреждении ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр», расположенном в <адрес>, возможно только самолетом, в виду необходимости близости санитарного узла, его частого посещения по причине неконтролируемого опорожнения кишечника дочери, из-за чего с дочерью доехать до железнодорожного вокзала, невозможно.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагал, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация гражданам расходов, на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно. Кроме того, у фонда не имелось оснований оформлять ФИО1 проезд к месту лечения и обратно, поскольку к заявлению об оформлении проездных документов ФИО2 приложила талон № от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как направление Министерства на лечение датировано ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что в апреле 2016 года заключен государственный контракт с компаниями авиаперевозчиками.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем, исходя из специфики конкретных правоотношений.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Согласно ст. 9 названного Федерального закона реабилитация инвалидов есть система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В силу положений ст.10 указанного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, к числу которых распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», отнесена восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности) и ортезирование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 6.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) и в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и в этих целях обеспечиваются талонами или именными направлениями.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3. Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункту 4.4. приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно возложено на территориальное отделение Фонда социального страхования и осуществляется на основании направления и талона №, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации): - железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); - авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Как установлено в судебном заседании, несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д.8).
Тот факт, несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится дочерью истцу ФИО2, представителем ответчика не оспаривался.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Камчатского края на имя несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано направление на прохождение курса лечения в ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» <адрес>, с указанием характера заболевания: острое, хроническое с датой госпитализации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Также на несовершеннолетнюю ФИО1 и сопровождающего её лица – ФИО6 Министерством здравоохранения Камчатского края выдан талон № на получение именных направлений на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение ФГБУ Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр», в котором дата его выдачи ошибочно указана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), что подтверждается предоставленным по запросу суда дубликатом данного талона с указанием даты его выдачи ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).
В связи с этим, довод представителя ответчика о том, что при обращении в Фонд с заявлением об оформлении проездных документов талон № по выданному Министерством направлению истцом не представлен, является несостоятельным.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Фонд с заявлением с просьбой оформить проезд на ребенка и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно до <адрес>, для получения лечения в ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр», с указанием даты госпитализации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлен письменный ответ на данное заявление, в котором указал, что обеспечивать проездом авиатранспортом граждан льготной категории к месту лечения и обратно региональное отделение в 2016 году начнет после заключения государственных контрактов с компаниями авиаперевозчиками. В настоящее время, региональное отделение имеет возможность истцу оформить железнодорожные талоны при указании маршрута следования к месту нахождения лечебного учреждения (л.д.41).
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 самостоятельно приобрела авиабилеты на дочь ФИО1 и сопровождающее лицо ФИО6 к месту лечения и обратно по маршруту г. Петропавловск-Камчатский – <адрес> – <адрес> – <адрес> – г. Петропавловск-Камчатский, с датой вылета на лечение ДД.ММ.ГГГГ и с датой вылета обратно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-14).
Согласно представленным истцом проездным документам и квитанциям, расходы на проезд ребенка-инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно составили 58 025 рублей:
- авиабилеты по маршруту г. Петропавловск-Камчатский – <адрес> на ФИО6 – 17 000 рублей (с учетом такс и сборов в сумме 1 500 рублей, сервисных сборов в сумме 800 рублей), на ФИО1 – 13 125 рублей (с учетом такс и сборов в сумме 1 500 рублей, сервисных сборов в сумме 800 рублей);
- авиабилеты по маршруту <адрес> - г. Петропавловск-Камчатский на ФИО6 – 14 500 рублей (с учетом такс и сборов в сумме 1 500 рублей), на ФИО1 – 11 800 рубля (с учетом такс и сборов в сумме 1 500 рублей).
Согласно выписке из истории болезни на лечении в ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» <адрес> несовершеннолетняя ФИО1 находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По возвращении ребенка в г. Петропавловск-Камчатский ФИО2 обратилась в Фонд с заявлением, в котором просила компенсировать ей понесенные расходы, однако, Фонд отказал, сославшись на то, что не производит оплату расходов гражданам, самостоятельно приобретающим билеты для проезда к месту лечения и обратно.
В судебном заседании истец пояснила, что по заболеванию у дочери, её транспортировка к месту проведения лечения, которое проходит только в медицинском учреждении ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр», расположенном в <адрес>, возможно только самолетом, в виду необходимости близости санитарного узла, его частого посещения по причине неконтролируемого опорожнения кишечника дочери, из-за чего с дочерью доехать до железнодорожного вокзала, невозможно.
В подтверждение своих доводов истец представила письменное доказательство – выписку из ВК 1064, выданную ГБУЗ Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ в которой указано, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, диагноз: язвенный колит, тотальный, тяжелое непрерывно-рецидивирующее гормонзависимое течение, высокой степени активности, осложненный кишечным кровотечением, с внекишечным проявлениями в виде абактериальной Лу-урии КОД по МКБ – 10 К 51.1. Заключение: ребенок выезжает на плановую госпитализацию за пределы края <адрес>, согласно вызова клиники, по тяжести заболевания рекомендована транспортировка – авиаперелет: г. Петропавловск-Камчатский – <адрес> – <адрес> и обратно (л.д.39).
Право ребенка-инвалида на оплату проезда к месту лечения и обратно, ответчиком в лице его представителя в суде не оспаривалось.
Принимая во внимание изложенное, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требование о взыскании с ГУ Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО2 суммы, затраченной на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно является законным и обоснованным, однако, подлежащим удовлетворению в сумме 50 425 рублей (без учета стоимости такс и сервисных сборов на сумму 7 600 рублей).
При этом судом было принято во внимание, что в силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истцом был соблюдён установленный законом порядок для получения бесплатных проездных документов к месту лечения и обратно, однако, свою обязанность по обеспечению ребенка-инвалида и сопровождающего его лица ответчик не исполнил.
Довод представителя ответчика ФИО5 о том, что ФИО1 и сопровождающее её лицо не вправе были пользоваться авиационным транспортом по маршруту <адрес> – <адрес> при наличии железнодорожного сообщения, заслуживает внимания, вместе с тем не может служить основанием для принятия противоположного решения, поскольку доказательств, подтверждающих, что стоимость проезда истца и ребенка-инвалида по указанному направлению на авиационном транспорте выше по сравнению со стоимостью проезда по тому же маршруту железнодорожным транспортом, ответчиком суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Из объяснений представителя ответчика ФИО5 следует, что в апреле 2016 года государственный контракт с компаниями авиаперевозчиками заключен.
При этом заслуживает внимания довод ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация гражданам расходов, связанных с оплатой проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно.
В то же время суд отмечает и то, что действующим законодательством не предусмотрена и такая ситуация, как отсутствие проездных документов на нужную гражданину – получателю социальной услуги дату в транспортной организации, с которой Фонд социального страхования РФ или его исполнительные органы заключили государственные контракты и что данное обстоятельство (отсутствие проездных билетов) освобождает соответствующие органы от обязанности обеспечить предоставление указанной социальной услуги.
Удовлетворяя исковое требование, суд также исходил из того, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определенных категорий граждан (в частности детей-инвалидов, малообеспеченных), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию, а также то, что предоставление социальных услуг должно быть действенным и реальным, а не формальным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с государственного учреждения – Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО2 расходы по оплате проезда к месту лечения и обратно в размере 50 425 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Г.А. Липкова
Копия верна.
Судья Г.А. Липкова