Мотивированное решение по делу № 02а-0051/2022 от 21.12.2021

Решение

Именем Российской Федерации

 

21.01.2022 года                                                  адрес

Замоскворецкий   районный суд адрес  в  составе   председательствующего   судьи  Рубцовой Н.В.,  

при   секретаре фио  

с участием представителя административного истца фио, представителя административного ответчика фио, представителя заинтересованного лица фио

рассмотрев  в открытом  судебном заседании административное дело №2а-51/2022 по административному  исковому заявлению  Верзилова Петра Юрьевича к Минюсту России о признании бездействия, распоряжения   незаконными, обязании исключить сведения из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

установил:

 

Верзилов П.Ю.   (далее – истец ) обратился в суд  с административным  исковым заявлением   к Минюсту России о признании незаконным    распоряжение от 29.09.2021 г. о признании средством массовой  информации, выполняющим функции иностранного агента и  включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее- Реестр), обязании исключить сведения  о нем из Реестра, а также о признании незаконным бездействие в части несвоевременного направления уведомления о принятом решении. 

В обоснование требований указал на то, что Минюстом России 29.09.2021 г. принято распоряжение о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее- решение, распоряжение). Данным распоряжением   на него возлагаются обязанности, предусмотренные Федеральным законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в том числе по предоставлению отчета о доходах и расходах, принуждается к осуществлению экономической деятельности.

Является издателем  сетевого издания «Медиазона», публикующей информацию о преступлениях со стороны правоохранительных органов. Не получал денежных средств и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. В данном случае  ограничение прав не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов; вмешательство в права истца не преследует правомерную цель, степень вмешательства является неадекватной. Нарушены его прав, закрепленные в ст. 19, 29, 23 Конституции Российской Федерации, ст. 8,10,14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Имеет место вмешательство в право на свободу выражения мнения, на уважение частной жизни. Решение обусловлено политической мотивацией. 

Представитель административного истца Соловьев Л.А. в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации фио  в судебное заседание  явилась, просила отказать Верзилову  П.Ю.   в удовлетворении требований.  

 Суд,  выслушав объяснения сторон,  исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу  части 9 статьи 226 КАС РФ  при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, которым предусмотрено, что Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее – реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. 

Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 (далее – Порядок), предусмотрено, что  основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании 29.09.2021 г. Минюстом России принято распоряжение 1096 о включении фио    в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п. 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.

30.09.2021  Минюстом России направлено уведомление

№11-115607/21 о принятом Минюстом России решении. Таким образом,  Минюстом России исполнена обязанность о направлении административному истцу уведомления; направление копии распоряжения Порядком не предусмотрено.  Уведомлению был присвоен штрих-код 01.10.2021 г., передано в отделение почтовой связи 04.10.2021 г., понедельник. С учетом указанного суд не считает, что Минюстом России допущено незаконное бездействие.

В силу   части 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.

Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В  части 6 статьи 6 Закона о СМИ  указано, что решение
о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии с   ч.7 ст.6 Закона о СМИ физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Минюстом России принятие решение согласовано с МИД России, что следует из письма от 21.09.2021 г. 

Из материалов дела следует, что  в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу письмом от 27.08.2021 поступила информация о получении Верзиловым П.Ю. денежных средств из иностранных источников. Так, с декабря 2019 г. по июль 2021 г. получено около сумма и более сумма от MEDIAZONA INC, NORTH BEE LLC, THE VOICE PROJECT INC и неустановленного лица (DEUTSCHE BANK,AG,Frankfurt am Main).

26.08.2021 из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступила следующая информация: Верзилов П.Ю. выступает учредителем адрес ПРАВА» (ИНН 7743143097), которое реализует правозащитный проект адрес (https://zonaprava.com/).

Ведет страницы в социальных сетях:

«Facebook» https://www.facebook.com/peter.verzilov - около 5,8 тыс. подписчиков;

«Twitter» https://twitter.com/gruppa voina - 136,2 тыс. подписчиков;

«Instagram» https://www.instagram.com/petvaverzilov/ - 20,5 тыс. подписчиков.

За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлены факты распространения Верзиловым П.Ю. в своем аккаунте в социальной сети «Twitter» материалов иностранного средства массовой информации SIA «Medusa Project», выполняющего функции иностранного агента. 

«Участников Pussy Riot фио и фио снова задержали. Сразу после окончания их предыдущего ареста» (https://twitter.com/gruppa voina/status/1412779437469405187). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Meduza» (07.07.2021).

«Медиазона» запустила конкурс медийных проектов» (ссылка на ретвит в социальной сети «Twitter» без авторского теста не формируется). Материал содержит ссылку на публикацию сайта «Meduza» (https://meduza.io/news/2021/05/25/rnediazona-zapustila-konkurs- mediynyh-proektov ) (25.05.2021).

С июля 2020 года по август 2021 года выявлены факты участия фио в создании материалов иностранных средств массовой информации SIA «Medusa Project» и «Телеканал Настоящее Время», выполняющих функции иностранного агента:

«В Москве внезапно арестовали четырех участников Pussy Riot  и их друзей. Почему это произошло? Версия о том, что группа готовила акцию        на 22 июня,        выглядит сомнительной»

(https://meduza.io/feature/202 l/06/25/v-moskve-vnezapno-arestovali-chetveryh- uchastnikov-pussy-riot-i-ih-druzey-pochemu-eto-proizoshlo).

В материале приводится комментарий фио (25.06.2021).

«Очевидно, что это сделали спецслужбы». Издатель «Медиазоны» фио - о возможном отравлении фио» (https://www.currenttime.tv/a/navalnyi-poisoning-verzilov/3 0793 607.html).

В материале приводится комментарий фио (20.08.2020).

фио: "Залог успешной борьбы - не поддаваться панике"» (https://www.svoboda.Org/a/30730553.html). Интервью с Верзиловым П.Ю. (18.07.2020).

Суд доверяет сообщению Роскомнадзора и сообщению Росфинмониторинга, которые представлены суду на обозрение, сообщение Роскомнадзора подписано электронной цифровой подписью, что соответствует закону.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2 и 3 55).

Статьей  29 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова.  Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.  Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.  Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.  Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

 В силу ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии со ст.   8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что  каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

 Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статьей    11 Конвенции регламентировано,  что    каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для  защиты своих интересов.

 Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий (ст. 10 Конвенции).

 Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В силу   ст.  14 Конвенции   пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

По мнению суда, распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции; для принятия решения   имелись достаточные основания в силу 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», распоряжение Минюста России не нарушает,  не ограничивают права и свободы административного истца, указанные в статьях 19, 23, 29 и  30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10 , 14,18 Конвенции.

По мнению суда, распоряжение принято с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности.

Доказательств того, что Минюст России преследует политические цели, суду не представлено, и такие основания судом не усматриваются.

На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством:

сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на адрес, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента;

представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности,
о персональном составе руководящих органов и работников (один раз
в полгода);

документы о целях расходования денежных средств
и использования иного имущества, в том числе полученных
от иностранных источников (ежеквартально);

один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы
(в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России.

Иных обязанностей на административного истца не возлагается, и, тем более, не нарушаются (не ограничиваются) его права, гарантированные статьями 19, 23, 29 и 55 Конституции Российской Федерации. Оснований считать, что Минюст России принуждает административного истца к занятию экономической деятельность, не имеется. При соблюдении требований закона административный истец не может быть привлечен к  административной или уголовной ответственности. Право на участие в выборах не ограничено. 

Указанное распоряжение не  является дискриминацией, не представляет собой вмешательство в право на уважение частной жизни, в праве на свободу выражения мнения. Присвоение указанного статуса не свидетельствует о нарушении прав административного истца; доводы административного истца о том, что данный статус имеет негативный подтекст, являются несостоятельными.

Административный истец  утверждает, что без установления двух кумулятивных элементов (а именно наличие обязательной связи между финансированием, полученным от иностранных источников, и деятельностью, относимой к созданию и (или) распространению сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента) признание средства массовой информации выполняющим функции иностранного агента, неправомерно с точки зрения федерального законодательства о средствах массовой информации.

Однако, законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость наличия обязательной связи между получением иностранного финансирования и распространением сообщений и материалов. Для возможного включения в реестр у физического лица достаточно наличия двух этих признаков. 

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, распоряжение Минюста России  соответствует вышеприведенным нормам Законов. Доводы административного истца не свидетельствуют о незаконности распоряжения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС  РФ, суд

 

РЕШИЛ:

Отказать Верзилову Петру Юрьевичу в удовлетворении требований к Минюсту России о признании бездействия, распоряжения   незаконными, обязании исключить сведения из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд   через  Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

 

 

Судья:                                                                    Н.В.Рубцова   

 

 

 

Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2022 г.

02а-0051/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 21.01.2022
Истцы
Верзилов П.Ю.
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Суд
Замоскворецкий районный суд
Судья
Рубцова Н.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
24.01.2022
Мотивированное решение
11.05.2022
Определение суда апелляционной инстанции
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее