КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-11762/2021
№ 2а-3723/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 апреля 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Онохова Ю.В.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при секретаре Курской Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марусяк Ирины Александровны к администрации Адлерского района города Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения,
по апелляционной жалобе Марусяк И.А. на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия
установила:
Марусяк И.А. обратилась в Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Адлерского внутригородского района города Сочи о признании незаконным отказа от 18 сентября 2020 года № <№...> в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» в отношении земельного участка с кадастровым номером: <№...>, расположенного в <Адрес...> земельный участок № <№...>
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является членом Товарищества с 1993 года и ей был предоставлен спорный земельный участок для ведения садоводства. Также отметила, что спорный земельный участок, занимаемый Садоводческим некоммерческим товариществом «Курортник – 2», был предоставлен для ведения огородничества до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, границы данного земельного участка определены и согласованы в установленном законом порядке. Вместе с тем пояснила, что в соответствии с положениями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок для ведения садоводства без проведения торгов в собственность бесплатно.
Не согласившись с позицией административного истца, администрацией Адлерского внутригородского района города Сочи Краснодарского края на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, представлен отзыв, согласно которого административный ответчик не усматривает законных оснований для отмены принятого им решения в отказе предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», поскольку основания в предоставлении указанной услуги отсутствуют.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Марусяк И.А отказано.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Марусяк И.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов административного дела, 21 августа 2020 года Марусяк И.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации Адлерского внутригородского района города Сочи Краснодарского края вх. № 501 о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка № 86 с кадастровым номером: <№...>, площадью 732 кв.м., расположенного в <Адрес...> с целью использования – для садоводства, по основаниям, определенным частью 2.7 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приложив схему расположения земельного участка, протокол общего собрания, описание границ и заключение.
Вместе с тем, Марусяк И.А. также представлено заявление-сообщение об объектах недвижимости, находящихся на земельном участке, согласно которого испрашиваемый земельный участок освобожден от каких-либо хозяйственных построек, зданий и сооружений.
По итогам изучения и оценки указанной документации администрацией Адлерского внутригородского района города Сочи Краснодарского края подготовлено письмо от 18 сентября 2020 года № 501, из которого следует, что по основаниям пункта 32 Постановления администрации города Сочи от 7 мая 2015 года № 1499 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» в отношении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером: <№...>, площадью 732 кв.м., расположенного в садоводческом некоммерческом товариществе «Курортник – 2» города Сочи, не представляется возможным.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Постановлением администрации города Сочи от 15 апреля 2015 года
№ 1247 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданину, являющемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства без проведения торгов в собственность бесплатно (аренду)».
В данном административном регламенте предписаны процедуры для заявителя и перечень документов, которые должны быть представлены для получения земельного участка в собственность бесплатно. Одним из документов, который должен быть представлен членом садоводческого товарищества, также является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 20 административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель обращается с заявлением в МАУ МФЦ или в администрации внутригородских районов города Сочи (при условии отсутствия в этих районах филиалов МАУ МФЦ).
Согласно пункту 21 административного регламента в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка из числа оснований, указанных в таблице "Наименование случаев предварительного согласования предоставления земельного участка" (пункт 13 настоящего Административного регламента); 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Пунктом 22 административного регламента предусмотрены документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, подлежащие представлению заявителем: 1) документы, позволяющие идентифицировать заявителя: - для физических лиц - документ, подтверждающий личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий личность (копия указанного документа заверяется специалистом); - для юридических лиц - документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица и документ, подтверждающий его полномочия (копия указанного документа заверяется специалистом); 2) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия"; 3) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемой земельный участок предстоит образовать, и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 4) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; 5) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 6) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 7) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства; 8) согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда; 9) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего согласие, указанное в подпункте 8 пункта 22 административного регламента.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, одним из которых является отображение местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В связи с чем, представленная схема расположения земельного участка не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Кроме того, согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, регистрационный номер: <№...>, от 10 сентября 2020 года № <№...>, спорный земельный участок с кадастровым номером: <№...>, расположен в пределах села Галицыно, в территориальной зоне –застройка индивидуальными жилыми домами высотой 12 метров.
Вместе с тем, данный земельный участок расположен в границах территориального исторического поселения регионального значения в соответствии с Законом Краснодарского края от 23 июля 2015 года № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края», в пределах зоны оползневых процессов (ОГП-О), - зоны округа горно-санитарной охраны курорта, в зонах – границы полос воздушных подходов аэродрома Сочи.
Согласно пункту 3.10 раздела V? ИСОГД-6684.02-Ю/09.20, сведения относительно местоположения указанного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан отсутствуют.
Вместе с тем, из данных раздела V также отсутствуют сведения об утвержденной документации по планировке территории.
Из имеющейся схемы расположения земельного участка видно, что испрашиваемый земельный участок формируется с учетом границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами: <№...> (участок № 111), <№...> (участок № 110), <№...> (Сочинский национальный парк, Адлерское лесничество), <№...>.
Из графической части сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи также видно, что земельный участок с кадастровым номером: <№...> формируется в границах земельного участка с кадастровым номером<№...>.
При этом, согласно представленной в материалах дела Выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 8 сентября 2020 года № <№...>, земельный участок с кадастровым номером: <№...>, имеет площадь равную 109 668 кв.м., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для садоводства, границы которого определены в пределах ориентира: Краснодарский край город Сочи Адлерский район садовое некоммерческое товарищество «Курортник – 2».
Таким образом, получается, что спорный земельный участок формируется в границах уже сформированного земельного участка, сведения о границах которого являются учтенными в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Кроме того, раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (пункт 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Однако, согласно данным ИСОГД-6684.02-Ю/09.20, проект межевания территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества отсутствует, что также является основанием, препятствующим предоставлению испрашиваемой муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка в собственность Марусяк И.А.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, нарушений норм процессуального и материального права не допущено, утверждения заявителя жалобы об обратном основаны на неправильном толковании законодательства.
Положенные в обоснование выводов судьи доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права судом нижестоящей инстанции при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом, решение суда является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марусяк И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судьи: Н.А. Морозова
К.К. Суслов