Дело №
УИД 26RS0001-01-2021-001575-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.
26 апреля 2021 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Лысенко Н.С.
с участием:
представителя истца Бобрышовой Н.А. – Гуторовой Н.П. по ордеру,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК (межрайонное) –Сластеновой С.В. по доверенности,
при секретаре Булгаковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Бобрышовой Н. А. к ГУ УПФ РФ по <адрес> края (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Бобрышова Н. А. обратилась в суд с иском, впоследствии уточненным, к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указав, что Бобрышова Н. А. дата года рождения, 25.03.2020г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от дата УПФР по <адрес> в досрочном назначении страховой пенсии по старости мне было отказано из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с решением УПФР по <адрес> в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, не включены периоды обучения:
- дата по дата (10 месяцев 2 дня) в клинической интернатуре по специальности «педиатрия» и работа в должности врача интерна педиатра на территории ГБУЗ СК краевая детская клиническая больница» и ГБУЗ СК 2городская детская клиническая поликлиника №.
- с дата по дата (2 месяца 12 дней) в клинической ординатуре по специальности гастроэнтерология и работа в должности врача ординатора гастроэнтеролога ГБУЗ СК "Городская Клиническая Больница №" <адрес>.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ, в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев не включены периоды работы:
- дата по дата (1г. 9м. 17 дней) в должности врача приемного отделения ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №».
С дата по дата (9 лет 12 дня) в должности врача гастроэнтеролога Гастроэнтерологического отделения ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №». За исключением отпуска по уходу за ребенком с 23.06.2004г по 23.07.2006г и отпуска без сохранения заработной платы 01.09.2014г и 01.09.2015г, 13.09.2013г.
Итого, согласно ответу УПФР по <адрес>, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составил 19 лет 02 месяца 08 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
В период дата по дата (10 месяцев 2 дня) в клинической интернатуре по специальности «педиатрия» и работа в должности врача интерна педиатра на территории ГБУЗ СК краевая детская клиническая больница» и ГБУЗ СК 2городская детская клиническая поликлиника № по мнению истца подлежит включению в стаж медицинской деятельности на следующих основаниях:
В соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 «Об Образовании» послевузовское профессиональное образование может быть получено в интернатуре, ординатуре образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Интернатура- это первичная годичная послевузовская специализация. Обучение в интернатуре с целью получения практических навыков проходит под контролем преподавателей медицинского института (факультета) непосредственно на рабочем месте (в больнице, поликлинике и других учреждениях здравоохранения) с одновременным зачислением на должность врача-акушера гинеколога, что отражается в трудовой книжке. По завершении подготовки в интернатуре сдается выпускной экзамен по специальности и выдается документ о присвоении звания врача-специалиста.
В соответствии п 8 Положения об одногодичной специализации ( интернатуре ) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Министра здравоохранения СССР и Министра высшего и среднего специального образования СССР от дата № Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста.
В соответствии с п. 9. Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию: в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном инструкцией "О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей", утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от дата N 669.
В соответствии с п. 16. В административном отношении врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждения здравоохранения. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
Период с дата по дата в клинической ординатуре по специальности гастроэнтерология и работа в должности врача ординатора гастроэнтеролога ГБУЗ СК "Городская Клиническая Больница №" <адрес> по мнению истца подлежит включению в стаж медицинской деятельности помимо тех же что и основания включения в медицинский стаж интернатуры еще и на следующих основаниях:
В трудовой книжке истца имеется запись о прохождении ординатуры, соответственно ей как работнику больницы, не имеющему другого рабочего места, завели трудовую книжку, заключив трудовой договор, влекущий наличие прав и обязанностей работника. Об этом же свидетельствует ее следующая трудовая запись, согласно которой она осталась работать в том же медицинском учреждении в должности врача гастроэнтеролога. Иными словами, она проходила ординатуру по основному месту работы, а не направлялась для прохождения ординатуры из другого медицинского учреждения с отрывом от производства. Таким образом, период прохождения ординатуры включается в страховой стаж как период работы по трудовому договору.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 «Об Образовании» послевузовское профессиональное образование может быть получено в интернатуре, ординатуре образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
В соответствии с п. п. 18 Приказа Минзрава РФ от 17.02.21993 № " Об утверждении положения о клинической ординатуре действовавшего на момент обучения истца в ординатуре, срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ, в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев по мнению ответчика не включены периоды работы:
- дата по дата 1 г. 9 м. 17 дн. в должности врача приемного отделения ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №».
- с дата по дата 0г. (9 лет 12 дня) в должности врача гастроэнтеролога Гастроэнтерологического отделения ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №». За исключением отпуска по уходу за ребенком с дата по дата и отпуска без сохранения заработной платы дата и дата, дата.
Поскольку в данные периоды истица осуществляла хирургическую деятельность.
Просит суд признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости.
Обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> (межрайонное) включить в стаж лечебной деятельности истца:
- дата по дата обучение в интернатуре по специальности педиатрия и работала в должности врача интерна педиатра в ГБУЗ СК «Краевая детская клиническая больница» и в ГБУЗ СК « "Городская детская клиническая поликлиника №"
- с дата по дата обучение в ординатуре по специальности гастроэнтерология и работа в должности врача ординатора гастроэнтеролога ГБУЗ СК "Городская Клиническая Больница №" <адрес>.
Включить в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев:
- с дата по дата, в должности врача приемного отделения ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №».
- с дата по дата в должности врача гастроэнтеролога Гастроэнтерологического отделения ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №». За исключением отпуска по уходу за ребенком с дата по дата и отпуска без сохранения заработной платы дата и дата, дата.
Обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> (межрайонное) назначить и выплатить досрочную страховую пенсию с дата.
Обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> (межрайонное) возместить м услуги представителя в сумме 35 000 руб.
Обязать ГУ УПФ РФ СК по <адрес> (межрайонное) возместить затраты на уплату госпошлины в сумме 300 руб.
В судебное заседание истец Бобрышова Н.А. извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, причины неявки суду неизвестны, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Бобрышовой Н.А по доверенности. – Гуторова Н.П. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика – Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю -Сластенова С.В. по доверенности, исковые требования не признала, считая их незаконными и необоснованными, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы письменных возражений.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) от дата № в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу Бобрышовой Н.А. отказано, поскольку в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, который по подсчету работников Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> составил 19 лет 02 месяца 08 дней, не включены некоторые периоды.
Так, работниками Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с другим периодом, не включены периоды работы:
- дата по дата в клинической интернатуре по специальности педиатрия и в клинической ординатуре по специальности гастроэнтерология с дата по дата при Ставропольской государственной медицинской академии, так как академия относится к учреждениям науки.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ, в календарном исчислении включены периоды работы:
- дата по дата в должности врача приемного отделения, врача гастроэнтеролога (за исключением отпуска по уходу за ребенком с дата по дата и отпуска без сохранения заработной платы дата и дата, дата), так как работа в должностях врача приемного отделения, врача гастроэнтеролога не относится к должностям с хирургическим профилем лечебной деятельности.
Однако суд полагает, что с данными выводами ГУ УПФ РФ по <адрес> СК согласиться нельзя по следующим основаниям.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от датаг. №, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В постановлении Конституционного Суда РФ от дата №-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).
Таким образом, в постановлении Конституционного Суда РФ от дата № - П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Следовательно, возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от дата № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от дата № «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право па досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Бобрышовой Н.А. – дата.
В силу п. 20 ч.1, ч.2, ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Так, из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от дата "О страховых пенсиях", а также пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от дата № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует, что право на досрочную страховую (трудовую) пенсию медицинским работникам связано с работой именно в учреждениях здравоохранения.
Рассматривая требования о включении в лечебный стаж периода с дата по дата в клинической интернатуре по специальности педиатрия и в клинической ординатуре по специальности гастроэнтерология с дата по дата при Ставропольской государственной медицинской академии, суд считает их подлежащими удовлетворения на основании следующего.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от дата N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР дата, Министром высшего и среднего специального образования СССР дата) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Бобрышовой Н.А. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от дата N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения функциональных обязанностей.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 516.
В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.
К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.
Однако судом установлено и подтверждается материалами дела (трудовой книжкой), что Бобрышова Н.А. осуществляла лечебную деятельность.
При таких обстоятельствах и представленных истцом в материалы дела доказательств (трудовая книжка, архивная справка от дата № ГБУ СК «Объединенный ведомственный архив Министерства здравоохранения СК»), суд находит подлежащим включению в льготный стаж истца периодов прохождения периодов обучения с дата по дата в клинической интернатуре по специальности педиатрия и в клинической ординатуре по специальности гастроэнтерология с дата по дата при Ставропольской государственной медицинской академии в календарном исчислении.
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
По смыслу закона право на получение пенсии в связи с такой специальной деятельностью законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Как следствие, прямая оговоренность законом возможности льготного пенсионного обеспечения в отношении определенного вида труда при условии установления тождества трудовых функций и условий труда по должности, именуемой иначе, должно являться основанием к распространению такого обеспечения и на эту должность.
В ходе рассмотрения дела стороной истца к материалам дела была приобщена справка ГБУЗ СК "Городская Клиническая Больница №" <адрес> № от дата (выданная на основании приказ №к от дата о приеме на работу, журнала учета хирургических манипуляций Штатных расписаний. Должностных инструкций. Лицевых счетов), согласно которой истец, работая в ГБУЗ СК "Городская Клиническая Больница №" <адрес> с дата осуществляла хирургические операции и манипуляции, с перечислением данных операций и манипуляций.
Указанная справка доказывает хирургический характер исполняемых истицей в указанные периоды трудовых функций.
При таких обстоятельствах суд находит подлежащим включению включить в специальный страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Бобрышовой Н. А., в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев периоды работы с дата по дата в должности врача приемного отделения, врача гастроэнтеролога ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №», за исключением отпуска по уходу за ребенком с дата по дата и отпуска без сохранения заработной платы дата и дата, дата
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию.
Истец обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости дата.
С учетом достаточности стажа, требуемого для назначения истцу досрочной страховой пенсии (более 30 лет), суд считает необходимым обязать ответчика назначить Бобрышовой Н.А.. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федеральный закона от дата № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ней старости, то есть с дата.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Так, с учетом удовлетворённых исковых требований, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) в пользу истца судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представителем истца заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей. В обоснование заявленных требований истцом представлены подтверждающие документы (договор на оказание юридической помощи от дата с квитанцией к приходному кассовому ордеру №).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя производится по письменному заявлению стороны, в пользу которой состоялось решение суда, в разумных пределах.
Критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. Поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность его принудительной реализации через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, именно это в силу ч. 1 ст. 19 и ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
По смыслу приведенной нормы разумные пределы расходов являются оценочным понятием, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел законом не предусматриваются. Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, объема фактически оказанных стороне юридических услуг, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов и обстоятельств дела.
В качестве основания для возмещения соответствующих расходов данная правовая норма предусматривает лишь сам факт признания судом правомерности (неправомерности) заявленного иска, а в качестве критерия для определения размера - требования разумности такого взыскания.
Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, возражений стороны ответчика, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 13 000 рублей, поскольку находит данную сумму разумной, а в удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бобрышовой Н. А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) включить в специальный страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Бобрышовой Н. А. в календарном исчислении следующие периоды обучения:
- с дата по дата в интернатуре по специальности педиатрия при Ставропольской государственной медицинской академии.
- с дата по дата в ординатуре по специальности гастроэнтерология при Ставропольской государственной медицинской академии;
включить в специальный страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Бобрышовой Н. А., в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев следующий период работы с дата по дата в должности врача приемного отделения, врача гастроэнтеролога ГБУЗ СК «Городской клинической больницы №» (за исключением отпуска по уходу за ребенком с дата по дата и отпуска без сохранения заработной платы дата, дата, дата).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) назначить Бобрышовой Н. А. досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федеральный закона от дата № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ней - с дата.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) в пользу Бобрышовой Н. А. судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 13 000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении оставшихся исковых требований Бобрышовой Н. А. о взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Н.С. Лысенко