Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-405/2020 от 29.06.2020

12-405/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10.07.2020 года г. Щёлково, М.О.

Судья Щелковского городского суда Московской области Бибикова О.Е., с участием представителя по доверенности Семаева ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании, жалобу начальника ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» Власова ФИО9 на постановление мирового судьи судебного участка № 276 Щелковского судебного района Московской области Ладенкова С.М. от 09.06.2020 в отношении начальника Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно - исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» Власова П.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 276 Щелковского судебного района Московской области от 09.06.2020 года, начальник ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» Власов ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Власов П.Н. обратился в суд с жалобой, из которой следует, что Власов П.Н. полагает, что принятое в отношении него постановление является незаконным по следующим основаниям, согласно постановления мирового судьи следует, что Власов П.Н., являясь должностным лицом, не представил в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, оформленные в установленном порядке сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом при составлении протокола об административном правонарушении, представителю начальника ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», допущенному к участию в деле, не предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также не разъяснены предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации права, что существенно нарушает права лица, в отношении, которого ведется дело об административном правонарушении. В силу указанного нарушения при привлечении к административной ответственности использованы доказательства, полученные с нарушением закона. Кроме того, указал, что в материалах административного дела отсутствуют подлинные документы либо их дубликаты, на основе которых принято оспариваемое постановление, заверении представленных в материалы административного дела копий указанных документов лицами, процессуальный статус которых по делу не установлен, свидетельствует о недопустимости указанных доказательств. Просит постановление по делу об административном правонарушении от 06.09.2020 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Власов П.Н. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявлял, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Власова П.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.

В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Однако указанные требования мировым судьей выполнены не в полной мере.

    Как следует из материалов дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с участием представителя Власова П.Н., с него взяты письменные объяснения, однако, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, представителю лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, права, предоставленные ст. 25.1 КоАП РФ, должностным лицом разъяснены не были, копия указанного протокола представителю Власова П.Н. вручена не была.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.

Согласно ст. 29.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ подобные нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, обязывают судью при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола должностному лицу, его составившему.

На последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.

Вместе с тем, постановление об административном правонарушении было вынесено мировым судьей на основании данного протокола об административном правонарушении, который в свою очередь составлен с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ и, который мировым судьей признан не допустимым доказательством, вследствие существенного права на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в качестве доказательств вины должностного лица Власова П.Н. мировым судьей приняты в качестве доказательств копии документов, в частности, «Реестра документов. Рег. № Страхователя: ; протокола проверки отчетности от 11.09.2019; акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 02.10.2019 ; решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 30.10.2019 ;

Вместе с тем, проводимые в рамках дела об административном правонарушении действия регламентированы соответствующими нормами процессуального права, закрепленными, в том числе, и в КоАП РФ. О проведении каждого такого действия составляется определенный процессуальный акт, являющийся доказательством по делу и его неотъемлемой частью.

    Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

    В силу норм действующего законодательства, все доказательства, добытые в ходе расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела и не подлежат изъятию из него. Копии указанных документов их не заменяют, и расцениваться в качестве процессуальных доказательств по делу об административном правонарушении, по которому они были составлены, не могут.

    Таким образом, в каждом деле об административном правонарушении в качестве процессуальных доказательств должны находиться только подлинные процессуальные документы, составленные по данному делу.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

    На основании ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    В соответствии с ч.3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

    Наличие в представленных материалах дела копий вышеуказанных процессуальных документов, оцененных мировым судьей в качестве доказательств вины должностного лица и доказательств наличия в его действиях состава административного правонарушения, является незаконным и не соответствующим требованиям ст.ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ в части установления вины такого лица.

Также суд принимает во внимание, что мировым судьей не дано какой либо оценки тому обстоятельству, что решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечания к данной статье следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом, п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» установлено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Согласно представленным в материалах административного дела документам следует, что представление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» возложено на специалиста по кадрам 3 отделения 2 отдела службы управления персоналом.

Указанное должностное лицо непосредственно подчиняется начальнику 3 отделения 2 отдела, при этом последний, в силу закона и разъяснений, изложенных в п. 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.10.2009 № 19, а также представленной в материалы дела должностной инструкции, является должностным лицом, трудовая деятельность которого связана с руководством структурного подразделения ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» и, находящихся в его подчинении отдельных работников (в том числе специалиста по кадрам 3 отделения 2 отдела службы управления персоналом).

Указанные обстоятельства мировым судьей при решении вопроса о виновности лица, какой либо юридической оценки не получили.

Кроме того, суд принимает во внимание, что Власов П.Н. привлечен к административной ответственности, как должностное лицо, а именно являясь начальником ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», при этом, фабула изложенного в постановлении деяния не содержит на это указаний, а, кроме того, не содержит данных о месте и времени совершения административного правонарушения.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, в том числе, существенное нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к убеждению о том, что постановление мирового судьи судебного участка № 276 Щелковского судебного района Московской области Ладенкова С.М. от 09.06.2020 г. о привлечении Власова П.Н. к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ подлежит отмене и прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

    РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 276 Щелковского судебного района Московской области Ладенкова С.М. от 09.06.2020 г., – отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» Власова ФИО11, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу начальника ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» Власова ФИО12– удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в порядке ст. ст.30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья О.Е. Бибикова

12-405/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Власов Павел Николаевич
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Бибикова Ольга Евгеньевна
Статьи

ст. 15.33.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
02.07.2020Материалы переданы в производство судье
10.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее