Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-2269
27 ноября 2018 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Чирковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артени С.А. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в признании участником программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и возложении обязанности восстановить в списках граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Истец С.А. Артени обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в признании участником программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и возложении обязанности восстановить в списках граждан.
В обоснование иска указал, что 10.06.2018 года он подал в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО через Ноябрьский городской департамент по имуществу соответствующее заявление с приложением документов. В подтверждение факта своего прибытия в районы Крайнего Севера до 01 января 1992 года он предоставил архивную справку, выданную в паспортной службе управляющей компании ООО "Ноябрьская жилищно-сервисная компания Плюс", в которой содержались сведения о том, что он зарегистрирован по месту жительства с 27.10.1989 года по 24.05.2000 года по адресу: г. Ноябрьск, ул. Мира, <адрес>. Приказом ответчика №-ОД\Ж от 19.06.2018 года ему отказано в признании его участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" из-за отсутствия документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 01 января 1992 года, поскольку его паспорт не содержит таких отметок, и имеется домовой книги. Согласно ответа на его запрос отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ноябрьску он значится зарегистрированным по адресу: г. Ноябрьск, поселок УТДС, <адрес> 10.03.2003 года. Считал, что отказ ответчика незаконный и нарушает его жилищные права.
Определением судьи от 08 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ноябрьский городской департамент по имуществу.
В судебное заседание истец С.А. Артени не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом. В заявлении, направленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Возражал против удовлетворения судом требований иска, просил заявленные требования истца оставить без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного судом о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.
Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определена в ст. 13 ЖК РФ.
Предоставление жилищных субсидий гражданам, изъявившим желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г. (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 г.), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
Реализация положений Федерального закона № 125-ФЗ осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила)
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ).
Регулирование процесса принятия граждан на учет осуществляется в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее -Положение).
В соответствии с п.п. «ж» п. 9 Положения для целей принятия на учет гражданин в числе прочих документов обязан предоставить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Положения указанной нормы содержат исчерпывающий перечень надлежащих доказательств, подтверждающих наличие у гражданина выезжающего из РКС такого условия возникновения права как прибытие в РКС до 01.01.1992 и непрерывное проживание в РКС с указанной даты до момента возникновения права.
В судебном заседании установлено, что 10.06.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. К заявлению им были приложены, в том числе, копия паспорта, копия трудовой книжки, копия свидетельства о браке, рождении детей.
Приказом ответчика №-ОД\Ж от 19.06.2018 года истцу отказано в постановке на указанный учет граждан на основании п.п. "б" п. 22 Положения, т.е. из-за отсутствия документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местностях до 01 января 1992 года.
Согласно копии паспорта, выписки из домовой книги, истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Ноябрьск, мкр."Р", <адрес> 10.01.2003 года.
Как поясняет представитель ответчика в возражениях на иск, предоставленная истцом копия архивной справки от 17.10.2018 года о периоде регистрации по месту жительства г. Ноябрьск, ул. Мира, <адрес> с 27.10.1989 года по 24.05.2000 года по смыслу абз.3 п.п."е" п.19 Правил, не является надлежащим доказательством, подтверждающим факт прибытия истца в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 01 января 1992 года, поскольку указанные обстоятельства не подтверждены информацией органа по контролю в сфере миграции, что подтверждается письмом ОМВД России по г. Ноябрьск от 14.06.2018 года.
Кроме того, в период с 25.05.2000 года до 10.01.2003 года, согласно указанного письма, сведения о проживании истца на территории районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей отсутствуют.
Доводы ответчика о том, что действующим законодательством обязанность подтверждения обстоятельств гражданина в районы Крайнего Севера в период с 01.01.1992 года по 01.01.2015 года возложена на истца, суд находит обоснованными и заслуживающими внимания.
Таким образом, истцом суду и при подаче ответчику заявления было не представлено достоверных сведений о том, что он прибыл в районы Крайнего Севера до 01.01.1992 года и постоянно там проживал до 01.01.2015 года, в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Одним из оснований для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является не предоставление или неполное предоставление документов, указанных в п.19 указанных Правил.
В связи с отсутствием у истца надлежащих доказательств прибытия в РКС до 01.01.1992 года и отсутствием права на социальную выплаты ответчиком истцу было обосновано отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ссылки истца на положения закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не могут быть приняты судом во внимание.
Разрешая заявленные истцом требования по существу, суд также учитывает, что отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, не препятствует повторному обращению гражданина после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в принятии на учет.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, а также ст. 2,3 ГПК РФ в судебном порядке подлежат защите реально нарушенные или оспариваемые права и свободы граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 данного кодекса, а способы защиты - в его ст. 12 ГК РФ.
По смыслу ст. 11, 12 ГК РФ, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, изложенных выше, требования истца суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШ И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░