Дело № 2-1821/3-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В. при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемова Валерия Николаевича к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия о признании решения жилищной комиссии незаконным, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Артемов В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия (далее по тексту – УФСКН по РК) по тем основаниям, что решением жилищной комиссии УФСКН по РК ему, как лицу, нуждающемуся в жилом помещении, было отказано в предоставлении жилого помещения общей площадью 45,6 кв. м. Истец полагает указанное решение незаконным по тем основания, что он относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи Артемова В.Н. менее учетной нормы, в семье проживают лица старше семи лет в одном помещении, истец имеет порядковый номер 1 в обшей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в жилищной комиссии УФСКН по РК. При этом для предоставления нуждающимся в жилом помещении сотрудникам УФСКН по РК была приобретена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>, общей площадью 45,6 кв. м. Общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец и члены его семьи (жена <данные изъяты> дети <данные изъяты> 1986 года рождения и <данные изъяты> 1991 года рождения) составляет 43,6 кв. м. Квартира находится в собственности жены истца <данные изъяты> приобретена в период брака в порядке приватизации, расположена по адресу <адрес>. Истец считает, что при принятии решения об отказе в предоставлении ему и его семье двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>, жилищная комиссия не учла то обстоятельство, что у истца имеются двое разнополых детей, что в силу ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ является основанием для предоставления ему двухкомнатной квартиры. То обстоятельство, что общая площадь жилого помещения, приобретенного УФСКН по РК, составляет 45,6 кв. м, а также ссылка в решении жилищной комиссии на п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, по мнению истца, не могут служить основанием для отказа в предоставлении ему жилого помещения, поскольку квартиры иной площадью и количеством комнат Управлением не приобреталось, ее предоставление иным лицам нарушает очередность при предоставлении жилого помещения. На этом основании, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, истец просит признать незаконным решение жилищной комиссии УФСКН по РК от 25.01.2011 г. об отказе в предоставлении Артемову В.Н. жилого помещения и обязать ответчика предоставить Артемову В.Н. указанное жилое помещение по адресу <адрес> по договору социального найма.
Истец Артемов В.Н. и его представитель Ермаков М.А., действующий на основании устной доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Самсонова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основания, указанным в отзыве на исковое заявление.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кузюткин С.А., Бобер А.П., имеющие порядковые номера в общей очереди граждан, состоящих на учете в жилищной комиссии УФСКН по РК в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно 2 и 3. В судебном заседании Кузюткин С.А., Бобер А.П. вопрос о правомерности требований истца оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы суд, материалы личного дела № № Артемова В.Н., суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Следовательно, ст. 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и указывая на недопустимость его произвольного лишения, вместе с тем не устанавливает условия и порядок приобретения права пользования тем или иным жилым помещением. Согласно ст. 72 (п. "к" ч. 1) Конституции Российской Федерации такие условия и порядок регламентируются жилищным законодательством.
На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, Указа Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» жилые помещения сотрудникам Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
Согласно Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом ФСКН России от 20 января 2009 г. N 30 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2009 г., регистрационный N 13354), предоставление жилых помещений сотрудникам, гражданским служащим и работникам осуществляется из средств федерального бюджета. Вся жилая площадь, поступающая в распоряжение органов наркоконтроля, распределяется на заседаниях соответствующих жилищных комиссий органов наркоконтроля. Сотрудникам, гражданским служащим и работникам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей Инструкции. Жилые помещения предоставляются сотрудникам, гражданским служащим и работникам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту их постоянной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде отдельной квартиры на семью по очередности, исходя из времени принятия их на учет и льгот на предоставление жилых помещений, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ.
На основании п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета № ХХV/ХХV-256 от 27.12.2005 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в городе Петрозаводске 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Артемов В.Н. с 01.07.2003 г. по настоящее время проходит в службу в УФСКН по РК. Решением Петрозаводского городского суда от 28.09.2010 г. Артемов В.Н. восстановлен в очереди сотрудников УФСКН РФ по РК, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 14.07.2008 г. С учетом очередности, существовавшей на момент принятия решения о снятии Артемова В.Н. с учета в жилищной комиссии Управления, Артемову В.Н. присвоен порядковый номер 1 в общей очереди граждан, состоящих на учете в жилищной комиссии Управления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанное решение принято на заседании жилищной комиссии УФСКН РФ по РК 17.11.2010 г. При этом в судебном заседании установлено и подтверждается письменными доказательствами, представленными ответчиком, что целевые денежные средства в размере 3360700 руб. на приобретение жилья в УФСКН РФ по РК поступили в начале апреля 2010 г. За счет указанных денежных средств была приобретена 2-комнатная спорная квартира. Таким образом, когда принималось решение о приобретении указанной квартиры, истец в очереди на получение жилья не стоял, квартира была приобретена с расчетом ее выделения сотруднику Управления, стоявшему в очереди под номером 1 до восстановления в очереди нуждающихся истца на основании судебного решения.
Решением жилищной комиссии УФСКН России по РК от 25.01.2011 г. Артемову В.Н. отказано в предоставлении двухкомнатной квартиры общей площадью 45,6 кв. м, приобретенной Управлением, на основании п.п. 5, 7 ст. 57 и п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
Как установлено судом, в настоящее время Артемов В.Н. и члены его семьи: супруга <данные изъяты> сын <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 43,4 кв. м, расположенной по адресу <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности супруге истца <данные изъяты> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2010 г.
Артемов В.Н., его представитель в судебном заседании настаивали на том, что решение жилищной комиссии об отказе в предоставлении ему двухкомнатной квартиры общей площадью 45,6 кв. м является незаконным, поскольку при решении вопроса жилищной комиссией не было учтено, что вместе с ним проживают двое детей старше семи лет разного пола, что в соответствии с жилищным законодательством является основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Артемов В.Н. в судебном заседании пояснил, что в случае получения квартиры, он, супруга и дочь переедут в новую квартиру, в старой квартире останется проживать его сын.
Представитель ответчика Самсонова Е.В. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец и члены его семьи, находящегося в собственности <данные изъяты> составляет 43,4 кв. м. Представитель ответчика настаивала, что в соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Истец и члены его семьи проживают в двухкомнатной квартире площадью 43,4 кв. м, исходя из этого, Самсонова Е.В. полагает, что истцу не может быть предоставлена по договору социального найма 2-комнатная квартира 45,6 кв. м, поскольку площадь данного жилого помещения превышает установленный ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ предел превышения нормы предоставления. Площадь жилого помещения, которое может быть предоставлено истцу и членам его семьи по договору социального найма, составляет 16,6 кв. м (60 кв. м – 43,4 кв. м), но не более чем 33,2 кв. м при условии, что жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. На этом основании считает решение жилищной комиссии УФСКН по РК от 25.01.2011 г. законным и обоснованным.
Таким образом, общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с п. 1 ст. 50 и п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.
Пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме федерального закона жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Следовательно, Жилищным кодексом РФ установлены ограничения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с превышением нормы предоставления, которые направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья, что подтверждено позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 15.11.2007 г. № 766-О-О. Кроме того, суд считает, что удовлетворении исковых требований может повлечь за собой нарушение прав граждан, состоящих на учете в жилищной комиссии УФСКН по РК в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что недопустимо.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия о признании решения жилищной комиссии незаконным, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней.
Судья Е.В. Черонко