РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2017 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Чариной Е.В.,
при секретаре Корсаковой Т.С.,
с участием:
истицы по первоначальному иску - ответчицы по встречному иску Кирилловой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1598/2017 по иску Кирилловой Ю.Ю, к администрации города Тулы, Толченову Р.Ю. об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону и по встречному иску администрации города Тулы к Кирилловой Ю.Ю., Толченову Р.Ю. о признании квартиры выморочным имуществом и признании права муниципальной собственности,
установил:
Кириллова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Тулы о признании права собственности в порядке наследования по закону.
В обоснование заявленного требования сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, зарегистрированная и проживавшая на день смерти по адресу: <адрес>. Данная квартира, а также гараж общей площадью 30,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежали на праве собственности ФИО1 Последняя приходилась
супругой ее (Кирилловой Ю.Ю.) родному дедушке ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ; соответственно ее (Кирилловой Ю.Ю.) отец ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ, приходился ФИО1 пасынком. Иных родственников у ФИО1 не было. После смерти супруга ФИО2 ФИО1 обратилась к нотариусу г. Тулы с заявлением о принятии наследства, а, следовательно, приняла наследство одним из установленных законом способов. Она (истица), являясь наследником первой очереди по праву представления к имуществу дедушки ФИО2, наследство не принимала ни фактически, ни путем обращения к нотариусу, поскольку существовала устная договоренность с ФИО1 о том, что наследство после смерти ФИО2 примет ФИО1, после чего составит завещание на ее (Кирилловой Ю.Ю.) имя. При жизни ФИО1 не успела составить завещание, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Она (истица) фактически приняла наследство после смерти ФИО1, организовав похороны, оплатив ритуальные услуги, членские взносы за гараж, неся бремя содержания жилья и коммунальных услуг, предоставленных по адресу: <адрес>. Полагала, что является наследником седьмой очереди к имуществу ФИО1 по праву представления.
На основании изложенного, просила суд признать за ней (Кирилловой Ю.Ю.) право собственности на квартиру общей площадью 55,1 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>; гараж с подвалом площадью 30,7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истица Кириллова Ю.Ю. дополнила исковые требования требованием об установлении факта принятия ею (Кирилловой Ю.Ю.) наследства после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация города Тулы обратилась в суд со встречным исковым заявлением о признании квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, выморочным имуществом и признании права муниципальной собственности на указанную квартиру, сославшись на то, что квартира <адрес> при жизни принадлежала ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти наследственное дело не открывалось, наследников к ее имуществу не имеется.
В судебном заседании истица по первоначальному иску – ответчица по встречному иску Кириллова Ю.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении, встречные исковые требования администрации города Тулы не признала, дополнительно пояснив, что со дня смерти наследодателя ФИО1 осуществляла правомочия собственника в отношении принадлежавших умершей квартиры <адрес> и гаража с подвалом, расположенным на территории ПК ГСК № 15, несла бремя содержания данного имущества, а потому оно (имущество) принадлежит ей (Кирилловой Ю.Ю.) со дня открытия наследства, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Встречное исковое заявление администрации города Тулы сочла необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика по первоначальному иску – истца по встречному иску – администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, встречные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить, исковые требования Кирилловой Ю.Ю. счел незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Ответчик по первоначальному и встречному искам Толченов Р.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Не возражал против удовлетворения исковых требований Кирилловой Ю.Ю., подтвердив факт единоличного принятия ею наследства после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, Потребительского кооператива № 15 по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены; ранее в судебном заседании представитель комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы счел исковые требования Кирилловой Ю.Ю. не подлежащими удовлетворению; представитель Потребительского кооператива № 15 по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей – председатель Акжигитов О.Т. в письменном заявлении не возражал против удовлетворения исковых требований Кирилловой Ю.Ю.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения истицы по первоначальному иску – ответчицы по встречному иску Кирилловой Ю.Ю., изучив письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1.
После смерти ФИО1 наследственное дело не заводилось.
ФИО1 состояла в браке с ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ.
Сыном ФИО2 являлся ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который приходился пасынком ФИО1 и умер ДД.ММ.ГГГГ.
Истица по первоначальному иску Кириллова Ю.Ю. является дочерью ФИО3 - пасынка умершего наследодателя ФИО1
Положениями статьи 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 данного Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
На основании статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1). Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (пункт 2).
В силу статьи 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (пункт 1). Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления (пункт 2).
Согласно статье 1144 ГК РФ, если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя) (пункт 1). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления (пункт 2).
В соответствии со статьей 1145 ГК РФ, если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142 - 1144), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.
Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит (пункт 1).
Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя (пункт 3).
Истица по первоначальному иску Кириллова Ю.Ю. претендует на получение наследства по праву представления после смерти ФИО3, приходившегося пасынком наследодателю ФИО1
Вместе с тем, в силу статьи 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 данного Кодекса, и делится между ними поровну.
Не наследуют по праву представления потомки наследника по закону, лишенного наследодателем наследства (пункт 1 статьи 1119 ГК РФ).
Не наследуют по праву представления потомки наследника, который умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем и который не имел бы права наследовать в соответствии с пунктом 1 статьи 1117 Кодекса.
Таким образом, перечень наследников, которые наследуют по праву представления, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проанализировав указанные положения закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей по первоначальному иску Кирилловой Ю.Ю. требований, поскольку она не входит в круг наследников после смерти ФИО1, действующим гражданским законодательством наследование по праву представления после наследника седьмой очереди (пасынка), которым для ФИО1 являлся отец истицы – ФИО3, не предусмотрено.
Доводы истицы по первоначальному иску Кирилловой Ю.Ю., а также приводимая ею судебная практика не свидетельствуют об обратном, поскольку основаны на ошибочном толковании положений части третьей Гражданского кодекса РФ.
Утверждение истицы по первоначальному иску о фактическом принятии наследства после смерти ФИО1 правового значения не имеет, поскольку установление данного факта к возникновению у Кирилловой Ю.Ю. права собственности на наследственное имущество не приведет в силу отсутствия у нее самого права наследования.
В силу пункта 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
На основании пункта 2 статьи 1151 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 года № 223-ФЗ) в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Частью 3 статьи 1151 ГК РФ предусмотрено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации, муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то обстоятельство, что наследственное дело к имуществу умершей ФИО1 не открывалось, отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию к имуществу последней, довод администрации города Тулы о том, что квартира <адрес>, принадлежавшая наследодателю, является выморочным имуществом и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тула, является законным, соответствующим положениям статьи 1151 ГК РФ.
По смыслу норм законодательства, действовавшего как на момент открытия наследства после смерти ФИО1, так и на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде (статьи 1151, 1152 ГК РФ), факт приобретения выморочного имущества не связан с его принятием, а обусловлен лишь отсутствием наследников (либо непринятием ими наследства, либо лишением их наследства) и истечением установленного законом срока для принятия наследства. При наличии указанных обстоятельств наследство автоматически признается выморочным и дополнительного признания таковым, по сути, не требует.
Таким образом, жилое помещение, являющееся предметом рассматриваемого спора, признается выморочным и отходящим в собственность муниципального образования город Тула с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, получение свидетельства о праве на наследство и оформление его в установленном порядке является правом лица, принимающего наследство, и само по себе его отсутствие не влечет утрату права на наследование. В силу приведенных норм закона, а также положений статьи 1154 ГК РФ, специальный пресекательный срок для наследования выморочного имущества законом не предусмотрен.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных первоначальных и встречных исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кирилловой Ю.Ю. к администрации города Тулы, Толченову Р.Ю. об установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону отказать.
Встречные исковые требования администрации города Тулы к Кирилловой Ю.Ю,, Толченову Р.Ю. о признании квартиры выморочным имуществом и признании права муниципальной собственности удовлетворить.
Признать квартиру <адрес> выморочным имуществом.
Признать право собственности муниципального образования город Тула на выморочное имущество – квартиру <адрес> после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Чарина