Дело № 2-2032/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2016 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В.,
истцов Скрябина Р.В., Скрябина В.Р., Зейбель Н.Э.,
при секретаре Гариной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах Скрябиной И.Ю,, Скрябина Р.В., Скрябина В.Р., Скрябиной Т.Р., Зейбель Н.Э., Н. к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Соликамский городской прокурор с учетом уточнений обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Скрябиной И.Ю., Скрябина В.Р., Скрябиной Т.Р., Скрябина Р.В., Зейбель Н.Э., Н. к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> м2, расположенного в черте г. Соликамска Пермского края указывая, что истцы зарегистрированы в жилом помещении муниципального жилого фонда – двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...> на основании ордера № от <дата> <...> жилого помещения составляет <данные изъяты> м2.
<дата> жилой дом по <...> заключением межведомственной комиссии администрации <...> был признан непригодным для дальнейшего проживания и подлежащим разборке. Истцам временно предоставлено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: <...>, общей площадью <данные изъяты> м2. Указанная квартира не отвечает установленным требованиям, так как на одного члена семьи приходится менее 6 м2 жилья.
Просил обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края с момента вступления решения суда в законную силу предоставить истцам на условиях договора социального найма, благоустроенное применительно к условиям <...>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города <...> размером не менее <данные изъяты> м2.
В судебном заседании участвующий в деле помощник Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Истцы Скрябин Р.В., Скрябин В.Р., Зейбель Н.Э. в судебном заседании на иске настаивали. Пояснили, что они неоднократно обращались в администрацию города Соликамска по вопросу предоставления им иного жилого помещения, однако им было отказано со ссылкой на отсутствие свободного муниципального жилья.
Истцы Скрябина И.Ю., Скрябина Т.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска явку представителя в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч.2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п.1,9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из пояснений истцов, представленных справок Отдела УФМС России по <...>, ордера на жилое помещение № от <дата>, технического паспорта на квартиру, судом установлено, что Скрябина И.Ю,, Скрябин Р.В., Скрябин В.Р., Скрябина Т.Р,, а также Зейбель Н.Э, и её несовершеннолетняя дочь - Н. зарегистрированы проживающими по адресу: <...>, занимаемое ими жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м., состоит из двух комнат и находится в муниципальной собственности.
<дата> истцам администрацией города Соликамска Пермской области выдан ордер на вышеуказанное жилое помещение № (л.д. 13).
Право пользования Скрябиной И.Ю., Скрябиным В.Р., Скрябиной Т.Р., Скрябиным Р.В., Зейбель Н.Э., Н. спорным жилым помещением по договору социального найма на момент рассмотрения настоящего иска никем в установленном законом порядке не оспорено.
На основании заключения межведомственной комиссии от <дата> №, назначенной постановлением главы <...> края от <дата> №, составленного на основании акта межведомственной комиссии по результатам обследования от <дата> №, жилой дом по адресу: <...>, признан непригодным для дальнейшего проживания и подлежащим сносу (разборке) (л.д.27,27).
Предоставление гражданам жилого помещения в связи с признание аварийным и подлежащим сносом ранее занимаемого жилого помещения должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При оценке доказательств по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие те обстоятельства, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, является непригодным для дальнейшего проживания и подлежащим сносу.
Разрешая вопрос о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд считает, что поскольку жилое помещение истцам подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, подлежащим сносу и предстоящем выселении (ст. 85 ЖК РФ), то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ). При этом действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено предоставление по данным основаниям жилого помещения, равнозначного по жилой площади ранее занимаемому.
С учетом изложенного, поскольку общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет 41,7 м2, соответственно, истцам причитается жилое помещение не менее чем 41,7 м2, общей площади.
Суд считает, что предоставление жилого помещения с такими параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 30 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> №, администрация города Соликамска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 31 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> № к полномочиям администрации <...> относятся: обеспечение проживающих в Соликамском городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
На администрации города Соликамска Пермского края, как органе местного самоуправления, лежала обязанность по предоставлению другого жилого помещения истцам, эта обязанность ответчиком до настоящего времени не выполнена, что повлекло обращение истцов в суд за защитой своих нарушенных жилищных прав.
С учетом вышеизложенного, именно на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края следует возложить обязанность по предоставлению истцам пригодного для проживания жилого помещения в виде отдельной квартиры, размером не менее ранее занимаемой – <данные изъяты> м2 общей площади, расположенное в черте города Соликамска Пермского края.
Ответчик не оспаривает техническое состояние <...> и необходимость расселения проживающих в нем граждан.
Отсутствие в распоряжении администрации г. Соликамска свободного муниципального жилья на момент вынесения решения, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ администрацией г. Соликамска суду не представлены и в материалах дела отсутствует доказательства отсутствия объективной нуждаемости истцов в другом жилом помещении, иного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего установленным требованиям, истцы не имеют.
На основании вышеизложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), учитывая отсутствие у истцов права пользования иным жилым помещением по договору социального найма, а также принимая во внимание то, что в отношении истцов допущено нарушение гарантированного ст. 40 Конституции РФ права на жилище, суд считает возможным исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить и возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность с момента вступления решения суда в законную силу предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение благоустроенное применительно к условиям города Соликамска Пермского края, равнозначное по общей площади ранее занимаемому - размером не менее 41,7 кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Соликамска Пермского края.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в интересах Скрябиной И.Ю,, Скрябина Р.В., Скрябина В.Р., Скрябиной Т.Р,, Зейбель Н.Э., Н. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить Скрябиной И.Ю,, <дата> года рождения, Скрябину Р.В., <дата> года рождения, Скрябину В.Р., <дата> года рождения, Скрябиной Т.Р., <дата> года рождения, Зейбель Н.Э., <дата> года рождения, Н., <дата> года рождения, на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям <...> края, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., расположенное в черте города Соликамска Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 27 июня 2016 года.
Председательствующая И.В. Шатуленко