У Л Ь
Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Зобова Л.В. Дело № 33а-4682/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 15 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Камаловой Е.Я.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кучембаева Алмаза Наземетдиновича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 13 августа 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 23 октября 2020 года по делу № 2а-1334/2020, по которому постановлено:
в
удовлетворении административного
искового заявления Кучембаева Алмаза Наземетдиновича к администрации города Ульяновска об обязании
включить в реестр муниципальной
собственности участок дороги отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Кучембаева А.Н. – Юсупова К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кучембаев А.Н. обратился в суд с иском к
администрации города Ульяновска об
обязании включить
в реестр муниципальной собственности участок дороги.
В обоснование требований указал, что между ул.Куйбышева и
Арбитражным судом Ульяновской области
проходит отрезок дороги в районе зданий по ул. Железнодорожная, д. 2,
ул. Куйбышева, д. 7, 7а.
Указанный участок дороги отображен в Правилах землепользования
и застройки г. Ульяновска как дорога. В проекте
планировки территории г. Ульяновска данная
дорога выделена красными линиями. Дорога не благоустроена и мало предназначена
для движения транспорта и
пешеходов. Значительный поток движения
проходит через указный участок дороги с
улиц Минаева и Куйбышева. Кроме того,
данный участок дороги
является основным маршрутом родителей и
детей, идущих в детский сад № 6 на ул. Минаева. Другой маршрут через ул. Минаева требует
дважды переходить оживленную ул. Транспортную. В
случае обустройства отрезка дороги в
районе зданий по ул. Железнодорожная, д. 2, ул. Куйбышева, д. 7, 7а путь значительно
сократится и станет безопасным. По
вопросу ремонта участка дороги между ул. Куйбышева и Арбитражным
судом Ульяновской области жители
обращались в администрацию города Ульяновска, на что получили ответ о том,
что данный участок дороги является технологическим проездом к электрической
подстанции. В реестре муниципального имущества
города Ульяновска данная дорога не числится, так как не является дорогой общего пользования. Реконструкция данного участка улично-дорожной сети не
планируется. Неисполнение обязанности по оформлению автомобильных дорог
местного значения может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на
безопасность дорожного движения, поскольку денежные средств на ремонт и
обслуживание автомобильных дорог не могут быть выделены.
Просил обязать администрацию
муниципального образования «город Ульяновск» включить в реестр муниципальной
собственности дорогу между ул.
Железнодорожной и ул. Куйбышева в районе домов № 2 по ул. Железнодорожная, № 7 и 7а по ул. Куйбышева.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Россетти Волга», Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, МБУ «Дорремстрой», Министерство промышленности, строительства и жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Финансовое управление администрации г.Ульяновска, Управление по строительству, территориальному развитию администрации г.Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кучембаев А.Н. не соглашается с решением суда, считает его не законным и не обоснованным.
Не соглашается с выводом суда
о том, что участок дороги между ул.
Железнодорожной и ул. Куйбышева в районе домов № 2 по ул. Железнодорожная, № 7 и 7а по ул. Куйбышева, не отвечает признакам участка автомобильной
дороги. Указывает, что указанный участок отображен как
дорога в том числе на Правилах землепользования и застройки г.Ульяновска.
Администрация г.Ульяновска и ПАО «МРСК Волга» в своем
отзыве не отрицают наличие дороги. Полагает, что администрация г.Ульяновска незаконно уклоняется от включения в реестр
муниципального имущества данного участка дороги.
Просит решение суда отменить,
принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Ульяновска Управление дорожного хозяйства и транспорта администрация г.Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя истца Кучембаева А.Н. – Юсупова К.А., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом,
при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия
(бездействия) органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы
административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов
которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов,
устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого
действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения,
совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания
предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения,
совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,
регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы,
обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1
и 2 части 9 настоящей
статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств,
указанных в пунктах 3
и 4 части 9
и в части 10
настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые
решения либо совершившие оспариваемые действия
(бездействие).
Как следует из материалов дела, что участок дороги между ул.
Железнодорожной и ул. Куйбышева в районе домов № 2 по ул. Железнодорожная,
№ 7 и 7а по ул. Куйбышева в реестре муниципального имущества
не числится.
Согласно акту обследования улично-дорожной сети
Железнодорожного района г. Ульяновска от 09.07.2020 участок дороги между ул. Железнодорожной и ул. Куйбышева в
районе домов № 2 по ул. Железнодорожная, № 7 и 7а по ул. Куйбышева имеет дорожную одежду
переходного типа (щебеночные гравийные, из грунтов и каменных материалов)
шириной: 5,70 м в районе дома 7А по улице Куйбышева, 4,30 м примерно в середине
рассматриваемого участка, 5,10 м в
районе дома 2 по ул.Железнодорожная. При заданных
геометрических параметрах ширины проезжей части отсутствуют условия для
организации двух полос движения на данном участке.
По сообщению МБУ «Правый
берег» от 10.07.2020 информации о дорожной горизонтальной разметки и количестве полос на указанном участке
дороги МБУ «Правый берег» не владеет.
Из схемы дислокации дорожных
знаков следует, что на указанном участке отсутствуют дорожные знаки.
Участок между ул. Железнодорожной и ул. Куйбышева в
районе домов № 2 по ул. Железнодорожная, № 7 и 7а по
ул. Куйбышева расположен в охранной зоне ПС 110/35-10 кВ Центральная.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, из проекта
планировки территории Железнодорожного района г.Ульяновска
не усматривается наличие названного
участка как участка улично-дорожной сети в границах красных линий, с полосами
отвода.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального
закона от 08.11.2007 № 257 «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры,
предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные
участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них
или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное
покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее
технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные
сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных
дорог.
Согласно пункту 23
части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат
строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную
строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части,
состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных
конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов
различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей,
перемещения людей и грузов.
На основании пункта 10.1
статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии
электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),
трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные
сооружения являются линейными объектами.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3
Федерального закона № 257-ФЗ понимается
деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному
ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона №
257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов
поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или
межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу положений статьи 14 Федерального закона №
257-ФЗ, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными
органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на
основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение
которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом
Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт,
ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного
состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ
содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями
технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а
также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания
бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных
условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается
нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми
актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами
местного самоуправления (часть 3 статьи 15).
Данным Федеральным законом
закона предусмотрено ведение единого государственного реестра автомобильных
дорог (далее - реестр), который представляет собой федеральный информационный
ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм
собственности и значения.
В силу части 1
статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в том
числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасного
дорожного движения на них
В соответствии с частями 1,
5 статьи 51
данного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального
образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным
имуществом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры
муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок
ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества
утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424.
Согласно пункту 2
названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в
муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение
или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое
помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без
соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное
законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами
местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (пункт 3
Порядка). Реестр состоит из 3 разделов (пункт 4).
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном
недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес
(местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального
недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры,
характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о
балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности
на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения
(прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об
установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях
(обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Спорный участок, как объект права - дороги, с привязкой к
конкретному земельному участку не выделен, в связи с чем, идентифицировать
данный проезд как объекты гражданского
оборота невозможно.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что оснований полагать, что спорный участок
автодороги может быть отнесен к автомобильным дорогам общего пользования
местного значения городского округа, не
имеется, соответствующих доказательств в материалах административного дела
не представлено.
Спорный уча░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░,
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08.11.2007
№ 257 «░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░
░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░
░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 35 ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: