УИД: 28RS0№-97
Дело №(2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Барабаш М.В.,
при секретаре Кабановой С.Г.,
с участием истца ФИО2,
третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Максимовского сельсовета, ФИО3, ФИО1 о признании права собственности в силу приобретательной давности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с настоящим исковым заявлением к администрации Максимовского сельсовета, в обоснование ссылаясь, что с ДД.ММ.ГГГГ владеет земельным участком, расположенным по <адрес>, который купил у человека по имени ФИО5. По документам, которые получил от указанного лица, владельцем участка являлась ФИО8 Неоднократно обращался к ФИО15 по поводу оформления документов, но она не сделала этого, впоследствии переехала к дочери и умерла. Будучи фермером, возвел на участке хозяйственные постройки и гараж. Просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по <адрес> в силу приобретательной давности.
Определением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО13, ФИО3, ФИО1
Определением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ответчику ФИО13 прекращено в связи со смертью ответчика.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что земельный участок и расположенный на нем дом приобрел за 10 000 рублей без оформления договора купли-продажи у ФИО4, он передал только документы на дом (технический паспорт и договор приватизации). ФИО4, с его слов, также приобрел за 10 000 рублей дом и земельный участок у ФИО8 без оформления сделки в письменной форме. После чего обращался к ФИО8, которая на тот момент еще проживала в <адрес>, предлагал ей переоформить документы, но она себя плохо чувствовала и обещала это сделать позже. Впоследствии ФИО8 выехала из села и умерла. Никто с марта 2005 года, то есть с момента приобретения данных объектов недвижимости не обращался с претензиями на дом и земельный участок, ни ФИО8, ни ее родственники, а также ФИО4. Постоянно проживает в данном доме, обрабатывает земельный участок, возвел надворные постройки, поменял забор. Дом уже в ветхом состоянии, поэтому просит признать право собственности в силу приобретательной давности на земельный участок.
Представитель ответчика администрации Максимовского сельсовета Воронцова Л.М. с иском согласилась, подтвердила, что земельный участок и квартира двухквартирного дома по <адрес> в реестре муниципальной собственности сельсовета не состоят, а принадлежат на праве собственности ФИО8, квартира на основании договора приватизации, а земельный участок на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Данный адрес был присвоен дому в 2012 году, ранее адреса не было. По данным похозяйственных книг также имеются сведения, что хозяйство по указанному адресу вела ФИО8, а с 2010 года значится ФИО2, хотя допускает, что он ранее уже вселился в дом и пользовался земельным участком. Родственники и иные лица в администрацию сельсовета с претензиями по поводу объектов недвижимости по указанному адресу не обращались. ФИО2 проживает в доме постоянно, содержит приусадебный участок, обрабатывает огород, возвел постройки хозяйственные на участке, выкашивает участок и прилегающую территорию. В <адрес> проживает сын ФИО8 – ФИО3, также в других регионах проживают дочери ФИО13, ФИО1, дочь ФИО10 уже умерла. В сентябре 2020 года в администрацию звонила ФИО13 и интересовалась по поводу дома и земельного участка по <адрес> сообщила, что после смерти матери принимала наследство.
Третье лицо на стороне ответчиков, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО4 против удовлетворения иска не возражал, подтвердил, что в 2003 году приобрел в <адрес> у ФИО8 дом и земельный участок за 10 000 рублей, договор в письменной форме не составляли, бабушка передала только документы на дом. Бабушка выехала, проживала там же в селе у родственников. Проживал в доме до 2005 года. В марте 2005 года продал также без оформления в письменном виде сделки дом и земельный участок за 10 000 рублей ФИО2, передал ему документы на дом. Выехал из дома и переехал на постоянное место жительства в <адрес>. В настоящее время земельный участок обрабатывается, сорной растительностью не зарастает, новый забор возведен, знает это, так как часто приезжает в <адрес> к родителям. Претензий к ФИО2 по поводу данных объектов недвижимости не имеет.
Ответчики ФИО3, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных ответчиков.
Согласно письменной позиции ответчик ФИО3 против удовлетворения иска не возражает, подтвердил, что фактически наследство в виде жилого дома и земельного участка по <адрес>А, не принимал, к нотариусу за принятием наследства также не обращался, на данное имущество не претендует.
Согласно письменного заявления ответчика ФИО1 на дом и земельный участок не претендует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Если это не исключается правилами данного кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (пункт 2).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
В соответствии со статьей 236 названного выше кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22 от 29 апреля 2010 г.), при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 Постановления N 10/22 от 29 апреля 2010 г. также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
По смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности (п. 20).
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
С учетом вышеизложенного приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в пункте 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ основания возникновения права собственности.
Как установлено судом, на основании решения Максимовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 предоставлен земельный участок площадью 2000 кв.метров с кадастровым номером 28:19:012002:9 для ведения личного подсобного хозяйства и огородничества в <адрес>, о чем выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок. Решением Максимовского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ данному участку присвоен адрес <адрес> (л.д.14, 47, 48-49).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – двухкомнатная квартира, площадью 36 кв.м., на основании договора на безвозмездную передачу в собственность передана в собственность ФИО8, договор зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации (л.д.13).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ФИО8, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, статус сведений об объекте недвижимости указан как «актуальные, ранее учтенные» (л.д.50-51).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества жилое помещение по <адрес>.
Из материалов наследственного дела, заведенного к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, состоящего из доли земельного участка, расположенного на землях ТОО «Маяк» Октябрьского района Амурской области и денежных вкладов на открытых в ПАО «Сбербанк России» счетах, усматривается, что с заявлением о принятии наследства обратились ФИО13 и ФИО10, дочери умершей.
Справками администрации Максимовского сельсовета подтверждается, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом по <адрес> не являются муниципальной собственностью Максимовского сельсовета, по указанному адресу собственником значится и проживала до 2004 года ФИО8, земельный участок не является заброшенным, содержится ФИО2 за счет собственных средств в соответствии с установленными требованиями в надлежащем виде, на участке выращивается огородная продукция для личного пользования. По данным похозяйственных книг администрации Максимовского сельсовета до 2004 года хозяйство по указанному адресу вела ФИО8, с 2009 года значится ФИО2 (л.д.10. 52, 53-76).
Кроме того, согласно информации администрации <адрес>, земельный участок, расположенный по <адрес> не является муниципальной собственностью указанного муниципального образования, в реестре не значится.
Свидетель ФИО11 показала, что ранее в доме по <адрес> проживала ФИО8, за которой приходила ухаживать. Потом бабушка дом продала ФИО4 за 10 000 рублей, и выехала. Ее забрала дочь в <адрес>. ФИО4 прожил в доме до 2005 года. В марте 2005 года ФИО4 продал дом и участок ФИО2 за 10 000 рублей, сам выехал. Договоренность о продаже дома и передача денег между ФИО4 и ФИО14 состоялась в ее присутствии. С указанного времени ФИО2 постоянно живет по указанному адресу и обрабатывает огород, окашивает двор, возвел надворные постройки, гараж. За время его проживания никто претензий на дом и земельный участок не предъявлял.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственник земельного участка и расположенного на нем жилого помещения ФИО8 продала ФИО4 указанные объекты недвижимости, освободила их и выехала на другое постоянное место жительства, перестав осуществлять в отношении данного имущества свои права. В марте 2005 года ФИО4 продал ФИО12 жилой дом и земельный участок, также освободил их и выехал. При этом, не смотря на то, что при продаже спорного земельного участка и расположенного на нем жилого дома собственником ФИО8, а также ФИО4 договора купли-продажи в письменном виде не оформлялись, вместе с тем сделки сопровождались фактической передачей недвижимого имущества и правоустанавливающих документов.
Судом также установлено и подтверждается пояснениями самого истца, представителя ответчика и ответчиков, третьего лица, свидетеля, что с марта 2005 года ФИО2 постоянно проживает в жилом помещении, обрабатывает земельный участок, содержит его в надлежащем состоянии, возвел надворные постройки. Истец не скрывает факт нахождения спорного имущества в его владении, не препятствует получению информации об этом имуществе, то есть непрерывно, добросовестно, открыто владеет спорным объектом недвижимого имущества на протяжении более пятнадцати лет. За все время владения объектом недвижимого имущества каких-либо правопритязаний, требований о возврате указанного недвижимого имущества со стороны предыдущего собственника ФИО8, ее наследников, а также со стороны ФИО4 не поступало. Публично-правовое образование Максимовский сельсовет также какого-либо интереса к данному имуществу как бесхозяйному не проявляло, о своих правах не заявляло, мер по содержанию имущества не предпринимало.
На основании изложенного, исковые требования ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 2000 кв.метра, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО2 на данные объекты недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение одного месяца, начиная с 24 ноября 2020 года, через Октябрьский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2020 года