№2-7521/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2018 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелконян Р. Б. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении страховой пенсии,
установил:
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в связи с недостаточной величиной индивидуального пенсионного коэффициента. При этом ответчиком в страховой стаж истицы не были учтены периоды ее работы на территории Республики Армения. После получения ответа на запрос в отношении истицы из компетентного органа Армении истице была установлена пенсия с даты повторного обращения – с ДД.ММ.ГГГГ. Истица с действиями ответчика не согласна, с учетом уточнения требований просит обязать его назначить страховую пенсию по старости с даты достижения возраста 55 лет при первоначальном обращении к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель по доверенности Стоянова С.В. требования поддержала в полном объеме. Указала, что в отношении периодов работы в Республике Армения истица сама соответствующие запросы не делала, поскольку ответчик указал, что сделает их самостоятельно. Истица предполагала, что ответчик приостановит вопрос о назначении ей пенсии до получения ответов на запросы, однако в назначении пенсии ей было отказано.
Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы решения ответчика. Указала, что истица обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Соглашением 02.08.2018 были направлены запросы в компетентный орган Армении, ответ пришел ДД.ММ.ГГГГ, после чего истице была назначена пенсия на основании ее повторного заявления. Назначить пенсию с момента первоначального обращения у ответчика не было возможности, поскольку уже было вынесено решение об отказе.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. При этом, решая вопрос об оценке пенсионных прав истицы ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были сделаны запросы в отношении работы истицы на территории Республики Армения в компетентные органы (Министерство труда и социального обеспечения Республики Армения, Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения).
Также установлено, что до получения ответов из компетентных органов решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №№ истице отказано в связи с недостаточной требуемой величиной индивидуального пенсионного коэффициента, которая у нее составляет 10,559 баллов, при требуемой – 11,4 балла. При этом, ответчик не учел в страховой стаж истицы, кроме прочих, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Ереванском релейном заводе ввиду не поступления результатов документальной проверки компетентного органа Республики Армения.
ДД.ММ.ГГГГ из Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения ответчику поступили архивные справки Национального архива Армен6ии от ДД.ММ.ГГГГ о трудовой деятельности Мелконян Р.Б. ДД.ММ.ГГГГ истица повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с указанной даты страховая пенсия истице назначена, при этом, в страховой стаж истицы на основании обозначенных архивных справок был учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сторона истца полагает, что истица вправе претендовать на назначение ей страховой пенсии по старости с даты достижения возраста 55 лет при первоначальном обращении к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении исковых требований суд приходит к следующему.
13.03.1992 года государствами – участниками СНГ, в том числе Республикой Армения было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашение).
Согласно указанному Соглашению оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст.5). Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (ст.6). Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст.11).
Также Соглашением установлено, что пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 8 лет (в 2017 г.) страхового стажа и наличии величины ИПК в размере не менее 11,4.
Согласно ст.3 Федерального закона №400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно положениям ст.14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соглашением от 13.03.1992 также установлено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. №203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала сварщицей на <данные изъяты>.
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. В соответствии с п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Поскольку в спорный период истица не была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, этот период в силу закона может быть подтвержден ее трудовой книжкой.
Спорный период работы истицы подтверждается последовательностью записей, внесенных в трудовую книжку, записи работодателя о приеме и увольнении внесены на основании соответствующих документов, заверены печатью и подписью должностного лица.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что факт работы истицы в обозначенный период был подтвержден документально при первоначальном ее обращении за назначением пенсии к ответчику. При этом принимается во внимание, что работала истица в ДД.ММ.ГГГГ гг., а в силу названого Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов государства периоды работы по найму после 1 января 2002 г.
В силу изложенногои достаточности у истицы стажа, требуемого для назначения страховой пенсии, а также индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который с учетом обозначенного периода работы истицы составит 29,532 балла (при требуемом – 11,4 балла), также с учетом положений ст.22 Федерального закона №400-ФЗ, суд полагает правомерным требование о необходимости обязать ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости при первоначальном обращении к ответчику со дня возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод стороны ответчика о том, что пенсия правомерно назначена истице после получения необходимых документов с даты повторного обращения судом не принимается ввиду установленных обстоятельств и названых норм. При этом, судом принимается во внимание, что правовое положение истицы в отношении ее пенсионных прав не должно быть поставлено в зависимость от даты получения ответчиком ответов на направленные запросы.
Таким образом, принимая во внимание вытекающий из Конституции РФ принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав, исковое требование подлежит удовлетворению.
Между тем, заявленные в иске требования о начислении и выплате недоначисленной пенсии в самостоятельном разрешении не нуждаются ввиду установления судом даты назначения пенсии.В силу ч.2 ст.26 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) установить Мелконян Р. Б. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2018.