Дело № 2-324/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орск 05 августа 2016 года
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шидловского А.А.,
при секретаре Марычевой Н.А.,
с участием представителя истца Чулкова П.О.,
представителя ответчика – администрации г. Орска Баскакова М.В.,
представителя ответчика - УЖКХ администрации г. Орска Пикалева К.В.,
представителя ответчика – администрации Советского района г. Орска Романовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гранкина П.Ю. к администрации г. Орска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, администрации Советского района г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью «СЖКС-3», муниципальному унитарному предприятию «Орское предприятие тепловых сетей», о возмещении ущерба причиненного автомобилю,
УСТАНОВИЛ:
Гранкин П.Ю. обратился с иском к ООО «СЖКС-3» и администрации г. Орска о возмещении ущерба причиненного его автомобилю в размере ***. В обоснование иска указал, что 03.10.2015 он припарковал свой автомобиль ***, государственный регистрационный знак №, во дворе дома по адресу: <адрес> и поднялся в квартиру, в которой проживал. Через некоторое время со слов соседки узнал, что на его автомобиль упало дерево. Спустившись на улицу, он обнаружил, что дерево сломалось и лежит на его автомобиле, крона данного дерева сухая, ствол пустой. В результате падения дерева причинен ущерб его автомобилю, который согласно отчету об оценке составляет ***. Считает, что ответчики ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по озеленению и благоустройству территории, поэтому обязаны возместить причиненный ущерб. Кроме того, просил взыскать затраты на экспертизу *** руб.
В ходе рассмотрении дела судом, с согласия участников разбирательства, в качестве соответчиков были привлечены УЖКХ администрации г. Орска, администрация Советского района г. Орска, МУП «ОПТС».
Истец Гранкин П.Ю., в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Судом вынесено определение о рассмотрении дела без участия истца. Ранее суду неоднократно сообщал, что заявленные им требования поддерживает. Уточнил, что падение дерева произошло в обеденное время.
Представитель истца Чулков П.О. иск поддержал. Суду сообщил, что вред автомобилю причинен в результате падения дерева. Данное дерево находилось в сухом и сгнившем состоянии, создавая тем самым опасность для граждан и их имущества. Лица ответственные за территорию произрастания дерева обязаны нести ответственность за вред причиненный автомобилю истца, поскольку своевременно не приняли мер к обрезке дерева и устранению опасности. При этом вопрос определения надлежащего ответчика оставил на усмотрение суда. Указал, что никакой чрезвычайной ситуации в день и время падения дерева объявлено не было. Ветер был сильным, но это не является форс-мажором. Падение дерева произошло из-за того, что оно являлось сухим и сгнившим, что подтверждается фотографиями.
Представитель ответчика – администрации г. Орска Баскаков М.В. иск не признал. Суду сообщил, что администрация г. Орска является ненадлежащим ответчиком по делу. Полномочия по благоустройству территории г. Орска администрацией г. Орска делегированы УЖКХ администрации г. Орска и администрациям Советского, Октябрьского и Ленинского районов г. Орска. Данные юридические лица в 2015 году получали бюджетное финансирование на мероприятия по благоустройству. Администрация г. Орска самостоятельно благоустройством не занимается. Средств в бюджете муниципального образования г. Орск для проведения работ по благоустройству непосредственно для администрации г. Орска не заложено. Указал, что постановлением администрации г. Орска принята муниципальная программа «Комфортные условия проживания в г. Орске на 2014-2020 годы». Данной программой предусмотрено финансирование мероприятий по благоустройству территории г. Орска. Подпрограммой № 4 указанной программы является «Благоустройство территории г. Орска на 2014-2020 годы». Исполнителями данной программы являются УЖКХ администрации г. Орска, которой на эти цели в 2015 году выделено *** руб., администрация Советского района г. Орска, которой на эти цели выделено *** руб., администрация Ленинского района г. Орска, которой на эти цели выделено *** руб., и администрация Октябрьского района г. Орска, которой на эти цели выделено *** руб. При этом из выделенных бюджетных средств на озеленение территории г. Орска денежные средства выделены только УЖКХ администрации г. Орска в сумме *** руб. Администрациям районов г. Орска денежные средства на озеленение территории города в бюджете предусмотрены не были и не выделялись. Все заложенные в программу средства были предусмотрены бюджетом, что подтверждается решением Орского городского Совета депутатов, и получены исполнителями. Также указал, что случившееся является форс-мажором, поскольку в момент падения дерева на улице был сильный ветер.
Представитель ответчика - УЖКХ администрации г. Орска Пикалев К.В. иск не признал. Суду сообщил, что УЖКХ администрации г. Орска заключает контракты на обрезку деревьев. При этом обрезка осуществляется только в отношении объектов, переданных УЖКХ администрации г. Орска на обслуживание. Данными объектами являются автомобильные дороги. Обрезка производится, как правило, по обращениям органов ГИБДД, с той целью, чтобы обеспечить видимость дорожных знаков. Упавшее дерево не находилось на территории, которая была передана на обслуживание УЖКХ администрации г. Орска. Заявок на его обрезку не поступало. Также указал, что дерево упало ввиду сильного ветра, что является обстоятельством непреодолимой силы и исключает ответственности УЖКХ администрации г. Орска. Считает, что истцом не представлено доказательств, что дерево было сухим или гнилым. Не отрицал, что в бюджете муниципального образования г. Орска для УЖКХ администрации г. Орска были предусмотрены денежные средства на озеленение территории, и они были получены.
Представитель ответчика – администрации Советского района г. Орска Романова И.В. иск также не признала, указав, что администрация Советского района г. Орска не получает из бюджета города средств на озеленение территории. Средства, заложенные в бюджет на благоустройство, как правило, расходуются на вывоз несанкционированных свалок. Также указала, что дерево упало от сильного ветра, что является обстоятельством непреодолимой силы и соответственно исключает чью-либо ответственность. Считает, что доказательств тому, что дерево было сухим и гнилым истцом не представлено. Уточнила, что в администрацию Советского района г. Орска по вопросу обрезки рассматриваемого дерева никто не обращался.
Представитель ответчика - ООО «СЖКС-3» в суд не явился. Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представитель ответчика. Ранее представитель ответчика Мерзляков Д.И. суду сообщил, что общество не признает исковые требования, поскольку дерево не произрастало на придомовой территории, которая обслуживается ООО «СЖКС-3» по договору управления многоквартирным домом.
Представитель ответчика МУП «ОПТС» в суд не явился. Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Суд определил рассмотреть дело без участия представителя ответчика. Ранее представитель ответчика Перерва А.А. иск не признала. Указала, что дерево произрастало на расстоянии большем чем 2 метра от проходящих труб теплопровода и не находилось в санитарной зоне теплотрассы.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что 03.10.2015 в районе дома, расположенного по адресу: <адрес>, на припаркованный автомобиль ***, государственный регистрационный знак №, упало дерево и повредило данный автомобиль. Это обстоятельство подтверждается пояснениями истца, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.10.2015, вынесенным УУП ОП № 2 УМВД России по г. Орску лейтенантом полиции Х.А.Н. и не оспаривается ответчиками. Кроме того, на выездном судебном заседании зафиксировано лежащее дерево в месте указанном истцом.
Также суду представлены фотографии, на которых отображен автомобиль с лежащим на нем дереве, а также фотографии пустотелого сухого ствола дерева.
Собственником автомобиля *** является Гранкин П.Ю., что подтверждается паспортом транспортного средства.
Ущерб, причиненный автомобилю падением дерева составляет ***, что подтверждается отчетом об оценке № от 12.10.2015, подготовленным ООО «***».
Доказательств тому, что дерево упало в результате воздействия на него со стороны физического лица суду не представлено.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суд считает, что убытки на сумму ***, которые понес истец Гранкин П.Ю., подтверждены вышеприведенными доказательствами.
Из ч. 1 ст. 1064 ГК РФ следует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Разрешая вопрос об ответственности ответчиков, суд приходит к следующему.
Из ст. 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с заключением судебной инженерной экспертизы МУП ЦПД «Застройщик», пень от упавшего дерева находится за пределами границ земельного участка №, центр пня расположен на <адрес>, а место падения дерева находится на рассматриваемом земельном участке №. Пень от упавшего дерева находится на неразграниченных землях, не закрепленных за конкретными лицами, распоряжение такими землями осуществляется администрацией г. Орска. Место падения дерева находится на земельном участке №, который принадлежит собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Учитывая, что дерево произрастало на землях, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления и не обслуживаются ООО «СЖКС-3», какие-либо требования к данной обслуживающей организации относительно падения данного дерева необоснованны.
Согласно справке МУП ЦПД «Застройщик» от 20.07.2016 №, пень дерева находится на расстоянии 3,3 м. до крайней трубы теплотрассы.
В соответствии со СНиП 41-02-2003 «Свод правил тепловые сети», при наземной прокладке тепловых сетей допускается расстоянии до ствола дерева 2 метра и более. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований к МУП «ОПТС» не имеется, поскольку упавшее дерево не находится в санитарной зоне ответственности предприятия. Земельный участок, на котором расположен пень дерева, не принадлежит МУП «ОПТС» на каком-либо праве и не обслуживается по договору.
Учитывая изложенное, обязанность по содержанию земельного участка, на котором произрастало дерево возложена на органы местного самоуправления.
Согласно пп. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
Таким образом, вопрос организации озеленения территории муниципального образования отнесен законом к вопросам, разрешаемым органами местного самоуправления муниципального образования г. Орск
Вопросы озеленения не отнесены напрямую закона к вопросам местного значения внутригородского района в соответствии со ст. 16.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. То есть на администрацию Советского района г. Орска федеральным законодательством вопросы озеленения территории района не возложены.
Ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе создавать предприятия и учреждения, принимать соответствующие муниципальные программы.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.09.2010 № 68-1213 утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска (далее Положение об УЖКХ).
П. 1.1 Положения об УЖКХ предусмотрено, что УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, автомобильных дорог городского округа, объектов благоустройства города, предоставлению населению банно-прачечных услуг, автотранспортных перевозок и прочих работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, и входит в структуру администрации города.
УЖКХ наделено правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество на праве оперативного управления, лицевые счета в финансовом управлении администрации города, а также имеет печать установленного образца со своим наименованием и другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и фирменный бланк (п. 1.2 Положения об УЖКХ).
Источником финансирования УЖКХ являются средства бюджета города Орска (п. 1.4 Положения об УЖКХ).
Целями и задачами УЖКХ администрации г. Орска являются в том числе, формирование заказа работ, услуг по благоустройству городских территорий.
Из п. 3.1.10 Положения об УЖКХ следует, что в пределах своих полномочий, определенных настоящим положением, УЖКХ администрации г. Орска организует работы по благоустройству и озеленению городских территорий.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 24.08.2012 № 25-403 утверждено Положение об администрации района города Орска.
Из п. 1.1 Положения об администрации района города Орска следует, что администрация района является территориальным органом управления администрации города Орска, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в пределах полномочий предусмотренных Уставом города и настоящим положением.
Деятельность администрации района финансируется из городского бюджета (п. 1.9 Положения об администрации района города Орска).
К полномочиям администрации Советского района в рассматриваемой сфере относятся, проведение мероприятия по организации содержания и ремонта дорог, остановок и остановочных павильонов без встроенных временных торговых точек, открытых водостоков (нагорных канав), стел, переданных администрации района в оперативное управление, а также по организации пропуска весеннего паводка, озеленению (сады, парки, скверы и уличные посадки), санитарной и формовочной обрезки деревьев, выкосу сорных трав, санитарной очистки, по содержанию пляжей, находящихся на территории района, а также мероприятия по организации создания условий для массового отдыха жителей и освещению района, в рамках своих полномочий (п. 3.4.6 Положения об администрации района города Орска).
Таким образом, Орский городской Совет депутатов, как орган местного самоуправления, выполнил возложенную законом обязанность и организовал озеленение территории г. Орска, путем возложения соответствующих полномочий как на УЖКХ администрации г. Орска, так и на администрацию Советского района г. Орска.
Из приведенных выше решений Орского городского Совета депутатов следует, что УЖКХ администрации г. Орска и администрация Советского района г. Орска финансируются из бюджета города.
Согласно решению Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 11.12.2014 № 54-8800 «О бюджете города Орска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» администрации г. Орска, как администратору доходов, денежные средства на благоустройство территории г. Орска не выделялись. При таких обстоятельствах, требования истца к администрации г. Орска не являются обоснованными.
Из этого же решения следует, что для администрации Советского района г. Орска непосредственно средства на благоустройство также не заложены.
Приложением № – распределение бюджетных ассигнований городского бюджета разделами и подразделами классификации расходов городского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрено, что в бюджете г. Орска на благоустройство территории города выделено *** руб. Непосредственно на озеленение для УЖКХ администрации г. Орска *** руб. (по коду 751)
На территории г. Орска действует Муниципальная программа «Комфортные условия проживания в Орске на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением администрации г. Орска от 30.10.2013 № 7932-п. Ответственным исполнителем программы является УЖКХ администрации г. Орска, администрация Советского района г. Орска является соисполнителем.
Задачами рассматриваемой программы являются, в том числе, благоустройство территории г. Орска и озеленение города. Из паспорта программы следует, что ее задачей является, в том числе, является организация озеленения городских территорий.
В рамках данной программы имеется подпрограмма № 4 «Благоустройство территории г. Орска на 2014-202 годы». На цели благоустройства в 2015 по подпрограмме выделено УЖКХ администрации г. Орска выделено *** руб., администрации Советского района г. Орска *** руб.
В п. 4.6 подпрограммы указано, что на мероприятия по озеленению территории города денежные средства в размере *** выделены только УЖКХ администрации г. Орска. Программа не содержит сведений о том, что на мероприятия по озеленению территории города денежные средства выделялись администрации Советского района г. Орска.
*** руб., заложенные в бюджет через подпрограмму для администрации Советского района г. Орска должны быть направлены на прочие мероприятия по благоустройству. Представитель администрации Советского района г. Орска суду сообщила, что данные средства как правило расходуются на устранение несанкционированных свалок.
Суд полагает, что обрезка и формовка сухих деревьев относится к мероприятиям по озеленению. Учитывая, что в муниципальной программе проведение конкретных мероприятий по озеленению территории города возложено непосредственно на УЖКХ администрации г. Орска отдельной строкой бюджета, а на администрацию Советского района г. Орска не возложена, суд считает, что УЖКХ администрации г. Орска несло ответственность за надлежащее содержание рассматриваемого упавшего дерева.
Из представленных суду фотографий явно усматривается, что дерево было сухим и ствол его пустотелым. Суд дополнительно убедился в этом на выездном судебном заседании. При таких обстоятельствах, суд не принимает доводы ответчиков, что дерево находилось в надлежащем состоянии. Доказательств в обоснование данных доводов суду не представлено.
Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (далее Правила).
Пунктом 3.1.4.1. Правил предусмотрено, что одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Различают следующие виды обрезки: санитарная, омолаживающая, формовочная. Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода. Однако одновременное удаление большого количества крупных ветвей нецелесообразно, поэтому их лучше удалять постепенно, по 1 - 2 ветви в год.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает обязанность удалять старые, больные и усыхающие деревья. Суд считает, что данная обязанность ответственным лицом – УЖКХ администрации г. Орска в части рассматриваемого дерева не исполнена.
Из ч. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доказательств отсутствия вины УЖКХ администрации г. Орска в том, что они не произвели необходимые мероприятия по озеленению города суду не представлено. Доводы ответчика о том, что они обязаны производить обрезку деревьев только на объектах переданных им на обслуживание, судом не принимаются. Кроме УЖКХ администрации г. Орска ни одному органу местного самоуправления специальное финансирование на озеленение не поступает. УЖКХ администрации г. Орска является юридическим лицом с отдельным бюджетным финансированием и обязано организовать свою работу в соответствии с делегированными полномочиями, которые финансово обеспечены.
Разрешая доводы ответчиков о наличии обстоятельств непреодолимой силы, а именно сильного ветра, в результате которого упало дерево, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 2.3.1. «Опасные метеорологические явления», п. 2 «Природные чрезвычайные ситуации» приложения к приказу МЧС России от 08.06.2004 года № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», источником чрезвычайной ситуации природного характера является сильный ветер, скорость которого превышает 25 м/с и более.
Суду представлена справка начальника авиаметеостанции Орск Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» от 18.07.2016 из которой следует, что 03.10.2015 в период с 00.00 час. до 17.50 час. скорость ветра колебалась от 9 порывы 14 м/с до 17 порывы 22 м/с. Данная скорость ветра не относится к опасным природным явлениям и не подпадает под чрезвычайную ситуацию. Доводы ответчиков в части обстоятельств непреодолимой силы безосновательны.
Учитывая вышеизложенное, с УЖКХ администрации г. Орска в пользу Гранкина П.Ю. подлежат взысканию *** – ущерб причиненный автомобилю в результате падения дерева.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом заявлены издержки: *** руб. – расходы на оценку ущерба, *** руб. – расходы на судебную экспертизу. Затраты подтверждены представленными в материалы дела договорами и квитанциями, и подлежат взысканию с УЖКХ администрации г. Орска.
Как следует из ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение понесенных расходов истцом представлены договор на оказание юридических услуг с ИП К.М.А. на сумму *** руб. и квитанция к приходному кассовому ордеру. Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, руководствуясь принципом разумности, суд полагает, что в пользу истца подлежит взысканию с УЖКХ администрации г. Орска *** руб. – расходы на услуги представителя.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гранкина П.Ю. к администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска, администрации Советского района г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью «СЖКС-3», муниципальному унитарному предприятию «Орское предприятие тепловых сетей» о возмещении ущерба причиненного автомобилю – удовлетворить частично.
Взыскать с УЖКХ администрации г. Орска *** – ущерб причиненный автомобилю, *** руб. – расходы на оценку ущерба, *** руб. – расходы на судебную экспертизу, *** руб. – расходы на услуги представителя.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении требований к администрации г. Орска, администрации Советского района г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью «СЖКС-3», муниципальному унитарному предприятию «Орское предприятие тепловых сетей» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья А.А. Шидловский
Мотивированное решение изготовлено 10.08.2016