делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.06.2021 года п. Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Скрябина А.В.
при секретаре ФИО5
с участием ФИО4 администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности – ФИО6, представителя ФИО2 согласно доверенности – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Майкопский район» к ФИО2 и ФИО3 о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,
установил:
Администрация МО «Майкопский район» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 и ФИО3 о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности. В заявлении указано, что на основании постановления администрации МО «Майкопский район» № 603-з от 18.12.2018г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО8 22.04.2019г. заключено соглашение № 24 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности. Предметом соглашения № от 22.04.2019г. является перераспределение земельного участка, располагавшегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1150 кв.м., принадлежавшего на праве собственности ФИО8, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», площадью 392 кв.м., в результате которого в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка образован земельный участок площадью 1542 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. 20.08.2020г. органами Росреестра осуществлена регистрации права собственности ФИО8 на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером №. Сделка по перераспределению земельного участка, заключенная 22.04.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО8, недействительна в силу своей ничтожности, а ее стороны подлежат приведению в первоначальное положение. Поэтому администрация МО «Майкопский район» просила суд: 1) Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную 22.04.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО8 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности; 2) Применить последствия недействительности ничтожной сделки: - администрации МО «Майкопский район» вернуть ФИО8 оплаченные денежные средства по соглашению № 24 от 22.04.2019г. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № в размере 11 012,06 рублей; - ФИО8 вернуть по акту приема-передачи земли общей площадью 392 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, с. Новопрохладное, ул. Нагорная; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея аннулировать запись о регистрации права собственности за ФИО11. на земельный участок площадью 1542 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика <адрес>; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея снять с кадастрового учета земельный участок площадью 1542 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 1150 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея восстановить запись о регистрации права собственности за Щукиной Р.А. на земельный участок № Республика Адыгея, Майкопский район, с. Новопрохладное, ул. Нагорная, 23
В возражениях на исковое заявление администрации МО «Майкопский район» ответчицы ФИО2 и ФИО3 просили в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с необоснованностью.
В судебном заседании представитель истца согласно доверенности ФИО6 поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить. Пояснила, что сделка по перераспределению земель от 22.04.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО8 должна быть признана судом недействительной (ничтожной) с применением последствий недействительности ничтожной сделки, указанных в исковом заявлении.
Представитель ФИО2 согласно доверенности – ФИО7 в судебном заседании исковые требования администрации МО «Майкопский район» не признала и просила суд отказать в их удовлетворении. Поддержала доводы поданного возражения. Пояснила, что основания для признания указанной в иске сделки недействительной отсутствуют. Просила применить срок исковой давности, установленный для оспоримых сделок.
ФИО3, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о месте и времени слушания дела.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, из материалов дела следует, что на основании постановления администрации МО «Майкопский район» № 603-з от 18.12.2018г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО8 22.04.2019г. заключено соглашение № 24 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Предметом соглашения № 24 от 22.04.2019г. является перераспределение земельного участка, располагавшегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1150 кв.м., принадлежавшего на праве собственности ФИО8, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», площадью 392 кв.м., в результате которого в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка образован земельный участок площадью 1542 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
20.08.2020г. органами Росреестра осуществлена регистрации права собственности ФИО8 на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:04:2800002:311.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла, что подтверждается записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию наследником ФИО8, принявшим наследство, является ФИО3
В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 18.08.2020 г. собственником спорного земельного участка в настоящее время является ФИО2
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В исковом заявлении администрацией МО «Майкопский район» утверждается, что спорное соглашение № 24 от 22.04.2019г. о перераспределении земель противоречит требованиям закона.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Между тем, позиция истца о нарушении требований закона при заключении соглашения о перераспределении земель не соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Из абз. 2 п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом, согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 39.27 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта - в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Суд исходит из того, что на момент заключения спорного соглашения № 24 от 22.04.2019г. о перераспределении земель, у администрации МО «Майкопский район» отсутствовали законные основания для отказа в перераспределении.
Так, вновь образуемый земельный участок общей площадью 1542 кв.м., сформирован в результате перераспределения земельного участка площадью 1150 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО8, и земельного участка площадью 392 кв.м., относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» и образованного согласно утвержденному Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки МО «Даховское сельское поселение» в территориальной зоне «Ж-1. Зона застройки индивидуальными малоэтажными жилыми домами» с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».
Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Даховское сельское поселение» (утв. Решением Совета народных депутатов МО «Майкопский район» № 46-РС от 28.06.2018г.) из земельного участка площадью 392 кв.м. невозможно образовать самостоятельный земельный участок, при этом, данный участок не обеспечивается доступом к землям общего пользования. Несмотря на отнесение данного земельного участка к территориальной зоне «Ж-1», по своим характеристикам он не пригоден для строительства индивидуального жилого дома.
Таким образом, оспариваемое администрацией МО «Майкопский район» соглашение № 24 от 22.04.2019г. о перераспределении земель соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Кроме того, указывая в исковом заявлении на ничтожность соглашения о перераспределении земель, администрация не приводит ни одного основания для оценки сделки как ничтожной.
Между тем, оснований для оценки спорной сделки как ничтожной не усматривается, поскольку ничтожная сделка недействительна в момент ее совершения, то есть содержит видимый порок, в связи с чем, такая сделка недействительна независимо от признания ее таковой судебным решением.
Таких признаков соглашение о перераспределении земель № от 22.04.2019г. не содержит, в связи с чем, оценивается судом как оспоримая сделка.
Представителем ответчика ФИО2 в судебном заседании заявлено о применении судом срока исковой давности к исковым требованиям администрации МО «Майкопский район».
Оценивая данное заявление, суд исходит из того, что оспоримыми являются сделки, влекущие возникновение юридического результата. При этом, если ни одна из сторон сделки или заинтересованных лиц не предъявила иск о признании сделки недействительной, она может быть исполнена сторонами, как это случилось с соглашением о перераспределении земель № 24 от 22.04.2019г. Земельный участок площадью 392 кв.м. в результате перераспределения был присоединен к земельному участку площадью 1150 кв.м., принадлежащему ФИО8, право собственности в отношении вновь сформированного земельного участка зарегистрировано с внесением записи в ЕГРП.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, соглашение о перераспределении земель от 22.04.2019г. должно оцениваться судом как оспоримая сделка, поскольку основания для признания ее ничтожной с момента заключения отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Поскольку администрация МО «Майкопский район», в момент заключения соглашения о перераспределении располагала сведениями обо всех обстоятельствах, которые могли явиться основаниями для признания сделки недействительной, суд исходит из того, что 22.04.2019г. является началом течения срока исковой давности для признания сделки недействительной.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку срок исковой давности по требованию о признании соглашения о перераспределении земель № 24 от 22.04.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО8 истек, суд отказывает в удовлетворении данного требования.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительной (ничтожной) сделки, заключенной 22.04.2019г., суд полагает также необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования о применении последствий недействительности сделки.
Таким образом, исковые требования администрации МО «Майкопский район» не подлежат удовлетворению в связи с необоснованностью и истечением срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Майкопский район» к ФИО2 и ФИО3 о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2021г.
Судья – подпись
Копия верна: Судья Скрябин А.В.