Дело № 2-2770/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 16 мая 2018 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купавых Андрея Борисовича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Купавых А.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
В обосновании иска указал на то, что в октябре 2017 г. Купавых А.Б. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако ему было отказано, в связи с тем, что нагрудной знак «Отличник ВМФ» в п. 38 перечня к Постановлению правительства РБ от 04.06.2012 г. №181 отсутствует.
Купавых А.Б. в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставил доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель истца - Ихсанов И. А. (по доверенности №-н/03-2018-2-224 от 31 января 2018 года) в суд явился, иск поддержал.
Представитель ответчика - Козка А. А. (по доверенности № от 09 января 2018 года), возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы отзыва на иск.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года
N 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в его Определениях от 17 декабря 2009 года N 1588-О-О и от 17 июня 2010 года N 763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не должно нарушать их конституционные права.
В порядке реализации указанного полномочия Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 31 декабря 2004 года «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооружённых Сил», которым утверждено «Положение о порядке и условиях присвоения звания Ветеран труда».
Положение содержит перечень оснований, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда»: ордена, медали, почётные грамоты либо почётные звания Башкирской АССР, Башкирской ССР или Республики Башкортостан, учрежденные Президиумом Верховного Совета БАССР или Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, награждение и присвоение которых осуществлялись Указами Президиума Верховного Совета БАССР, БССР, Республики Башкортостан или Президента Республики Башкортостан.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются решения о награждении знаками отличия в труде за продолжительный и добросовестный труд, принятые руководителями министерств и ведомств СССР, РСФСР, органами государственной власти РФ (удостоверения к нагрудному знаку и почётным знакам, удостоверение к медали, удостоверение к почётному и заслуженному званиям, почётная грамота).
Установлено, что приказом командира части № от 14 августа 1987 года Купавых А. Б. награжден знаком «Отличник ВМФ».
Награждение Купавых А. Б. произведено в период военной службы по призыву.
Купавых А. Б. обращался с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран труда», в чём ему было отказано, что следует из уведомления № от 16 ноября 2017 года отдела филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Туймазинскому району и г. Туймазы РБ в г. Октябрьский и выписки из приказа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан № 25-В от 10 ноября 2017 года.
В соответствии с Приложением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 года N 30 «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации» ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых, указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
В соответствии с п. 4 указанного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
Юридически значимым обстоятельством является то, что лицо, претендующее на звание «Ветеран труда» должен быть награжден ведомственным знаком отличия органа государственной власти.
При таком положении суд находит заслуживающим внимания довод ответчика о том, что нагрудный знак «Отличник ВМФ» не являлся ведомственным знаком отличия в труде, поскольку награждение данным нагрудным знаком производилось не приказом Министра обороны.
Кроме того, суд учитывает, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Однако награждение производилось приказом командира войсковой части, нагрудный знак «Отличник ВМФ», врученный истцу, является формой поощрения истца в период прохождения им воинской службы в рядах Советской Армии во внутренних войсках и не может быть признан ведомственным знаком отличия в труде.
При таком положении, в удовлетворении иска о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Купавых Андрея Борисовича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан