Дело № 2-2162/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2017 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.
с участием прокуратура Скворцовой А.М.,
представителя ответчика Департамента образования города Севастополя Латыниной В.С., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя – Дуляницкой О.А., действующей на основании доверенности,
лица, в интересах которого подано исковое заявление Б.В.Д.
законного представителя лица, в интересах которого подано исковое заявление – Б.Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах Б.В.Д. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя, Департаменту образования г. Севастополя о признании распоряжения незаконным и о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:
- установить невозможность проживания Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> в <адрес>;
- признать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 04.02.2016 № незаконным;
- обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список по обеспечению его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с вынесением соответствующего решения в срок один месяц с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Б.Л.В. о нарушении жилищных прав ее несовершеннолетнего подопечного ребенка-инвалида Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Установлено, что последний является ребенком, лишенным родительского попечения в связи с тем, что его родители ФИО9 и ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах лишены родительских прав. Распоряжением Ленинской районной государственной администрации от 25.12.2005 №-р над малолетним Б.В.Д. установлена опека. Опекуном назначена его бабка Б.Л.В. На основании договора мены от 28.04.2007 за ФИО11 (1/4), ФИО9 (1/4) и Б.В.Д. (1/2) зарегистрировано право собственности на однокомнатную <адрес> в г. Севастополе. Распоряжением Нахимовской районной государственной администрации от 06.08.2010 №-р за несовершеннолетним сохранено право пользования квартирой, расположенной по указанному адресу. С целью реализации жилищных прав Б.В.Д. опекуном подано заявление в Департамент труда и социальной защиты населения об установлении невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением. Однако, распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения 04.02.2016 № установлена возможность проживания Б.В.Д. по адресу регистрации, во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, заявителю отказано. Указанное распоряжение, по мнению прокурора, является незаконным.
Законный представитель лица, в интересах которого подано исковое заявление – Б.Л.В. поддержала исковое заявление прокурора, просила его удовлетворить.
Представители ответчика возражали против удовлетворения искового заявления, указывая, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с действующим законодательством. Представитель Департамента образования города Севастополя предоставила отзыв на исковое заявление.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 39, 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, установленное законом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22.07.2008 № 159-ФЗ (далее Закон № 159-ФЗ) детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, лицам из их числа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Аналогичные требования в отношении обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот содержатся в положениях статьи 8 Закона города Севастополя «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….» № 112-ЗС от 09.02.2015 (далее – Закон № 112-ЗС).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Подпунктами 1, 3 пункта 4 ст. 8 Закона №159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, действующее законодательство предполагает несколько обязательных условий для включения лица в список на получение жилого помещения: наличие статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие у сироты на момент включения в список жилого помещения на праве собственности или праве социального найма; отсутствие у членов семьи сироты жилых помещений на праве собственности или праве социального найма.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 № 134-3С «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Севастополе составляет двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Судом установлено, что Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, лишенным родительского попечения в связи с тем, что его родители ФИО9 и ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах в судебном порядке лишены родительских прав.
Распоряжением Ленинской районной государственной администрации от 25.12.2005 №-р над малолетним Б.В.Д. установлена опека. Опекуном назначена его бабка Б.Л.В.
На основании договора мены от 28.04.2007 за ФИО11 (1/4), ФИО9 (1/4) и Б.В.Д. (1/2) зарегистрировано право собственности на однокомнатную <адрес> в г. Севастополе.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения 04.02.2016 № установлена возможность проживания Б.В.Д. по адресу регистрации, во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, заявителю отказано, поскольку Б.В.Д. на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> указанной однокомнатной квартиры, что составляет 19,25 кв.м и превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Севастополе, и определяет уровень его обеспеченности.
Однако, при вынесении указанного распоряжения не принято во внимание, что ФИО9, проживающая в указанной однокомнатной квартире, лишена родительских прав в отношении Б.В.Д. в <данные изъяты> году, в связи с чем последний фактически не является членом ее семьи. Б.В.Д. с 2009 года проживает со своим опекуном – Б.Л.В. в гор. Севастополе по <адрес> а ФИО9 проживает в спорной квартире.
Таким образом, судом установлена невозможность проживания Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в квартире <адрес>.
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет не содержит основания отказа со ссылкой на нарушения.
Статьей 9 Закона города Севастополя от 9 февраля 2015 № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» установлен порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, постоянно проживающих на территории г. Севастополя.
Согласно пункту 5 указанного закона, решение уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список, а также акт уполномоченного органа исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства об установлении факта возможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, могут быть обжалованы в суде.
Отказ во включении Б.В.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями нарушает его право на дополнительные гарантии на жилое помещение, закрепленные федеральным и региональным законодательством как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Согласно "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) если при рассмотрении дела суд приходил к выводу о том, что в возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то суд удовлетворяет требования детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента образования города Севастополя от 04.02.2016 № является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными в законе.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона г. Севастополя «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в г. Севастополе» от 09.02.2015 №11 ПЗС органом опеки, исполняющим полномочия в сфере опеки и попечительства выступает исполнительный орган власти г. Севастополя, определенный Правительством Севастополя.
Правительством Севастополя функции по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, опеке и попечительству возложены на Управление по делам несовершеннолетних, которое входит в состав Департамента образования города Севастополя.
Таким образом, обязанность по включению в список по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения лежит на Департаменте образования города Севастополя в связи с чем суд считает необходимым обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 04.02.2016 № незаконным;
Обязать Департамент образования города Севастополя включить Б.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список по обеспечению его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 28.08.2017.
Председательствующий –