Дело № 2-2347/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 24 декабря 2012 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре Долотовских Н.В.,
с участием истца Вяткиной Л.М.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Вяткиной Л. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в трудовой стаж периодов работы, досрочном назначении трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Вяткина Л.М. обратилась в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении определенных периодов в специальный стаж и досрочном назначении пенсии, ссылаясь в иске на то, что Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> ей было отказано во включении в стаж по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» периодов нахождения в ученических отпусках, на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком.
С данным решением истица не согласна, просит признать Решение комиссии № от <дата> незаконным в части исключения определенных периодов, назначения пенсии, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период нахождения в ученических отпусках с <дата> по <дата> - <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня; период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – <данные изъяты> дней, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с <дата> по <дата> – <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней.
В судебном заседании истец Вяткина Л.М. на иске настаивает, суду пояснила, что в указанные периоды работала детском саду № воспитателем, одновременно заочно получала образование в Соликамском педагогическим училище. Все сессии у нее были оплачиваемые, что подтверждает приказами, повышение квалификации так же проходила без отрыва от производства, период был оплачиваемый.
Представитель ответчика с исковым заявлением не согласна, решение заседания комиссии считает основанным на законе, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение учебных отпусков (как указано в представленных истцом документах), включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет так же полагает не подлежащим включению по причине изменения действующего законодательства.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, материалы дела, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических работников в учреждениях образования...
Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей, устанавливается пенсия независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно трудовой книжке истца, в 1985 году истец была принята на работу в детский сад № № в няней. <дата> переведена на должность воспитателя. Детский сад № № является образовательным учреждением для детей дошкольного возраста.
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что основной целью деятельности данного учреждения является образовательный процесс через реализацию образовательных программ - обучение и воспитание детей дошкольного возраста.
В ходе разбирательства дела суд установил, что <дата> истица обратилась к ответчику с заявлением о включении в стаж по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов нахождения в учебных отпусках, назначении трудовой пенсии с <дата>.
Согласно представлению пенсионных органов специальный стаж истца составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от <дата>, Пенсионным органом было отказано в зачете в специальный педагогический стаж истца периода пребывания истца в отпуске по уходу за ребенком (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), периодов нахождения в учебных отпусках (<данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня), периодов нахождения на курсах повышения квалификации (08дней).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец находилась в ученических отпусках с сохранением заработной платы в период с <дата> по <дата> - <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня (условно). В период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – <данные изъяты> дней - находилась на курсах повышения квалификации.
Суд считает, что вышеуказанные периоды нахождения истицы в ученических отпусках, на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку пенсионным законодательством не предусмотрено правило об исключении ученических отпусков и курсов повышения квалификации из специального стажа. В период нахождения истца в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, обучение проходило по профилю педагогической деятельности, было вызвано необходимостью продолжения профессиональной деятельности истицы. Данные обстоятельства, не оспаривались в ходе рассмотрения дела представителем ответчика.
По требованию истца о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по достижении ребенком возраста 1,5 лет, суд приходит к следующим выводам.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с 06.02.1991 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с <дата> по <дата> год подлежит включению судом в специальный стаж работы Вяткиной Л.М.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Соликамск в указанной части является незаконным, указанные выше периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Поскольку при включении указанных выше спорных периодов в специальный стаж истца у нее образуется необходимый специальный стаж 25 лет для назначения досрочной трудовой пенсии, суд полагает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения в пенсионный орган - с <дата>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Вяткиной Л. М. удовлетворить.
Признать Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в г. Соликамске и Соликамском районе от <дата> № в части отказа Вяткиной Л. М. о включении в стаж по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов нахождения в ученических отпусках, на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамск и Соликамском районе Пермского края включить в специальный стаж, дающий Вяткиной Л. М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»,
- период нахождения в ученических отпусках с <дата> по <дата> - <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня;
- период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – <данные изъяты> дней,
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с <дата> по <дата> – <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамск и <...> назначить Вяткиной Л. М. пенсию с момента обращения в пенсионный орган - с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. 24.12.20012 года.
Судья Т.В. Крымских.