№ 2-3404/9-2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2011 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савельевой Н.В.,
при секретаре Матвеенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Ж.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о понуждении к перечислению денежных средств,
установил:
Смирнова Ж.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о понуждении к перечислению денежных средств по тем основаниям, что 14.10.2010г. между нею и <данные изъяты> действующей от имени и в интересах <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи квартиры №, находящейся по адресу: <адрес> <адрес>, которая была продана <данные изъяты> за 1218600 рублей. Данный договор был зарегистрирован 18.10.2010г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации № и на имя <данные изъяты> было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности №. Деньги за проданную квартиру должны были быть перечислены истице из средств федерального бюджета на основании свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилья №, выданного 28.09.2010г. Министерством здравоохранения и социального развития РК на имя <данные изъяты> в течение 30 дней. Главным распорядителем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определено Министерство здравоохранения и социального развития РК. Однако до настоящего времени деньги на счет истицы не поступили. 01.11.2010г. <данные изъяты> умерла. В связи с чем истица просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития РК перечислить на ее счет, открытый на ее имя в филиале № <данные изъяты> <адрес>, 1218600 рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель Чуманевич Н.А. поддержали заявленные исковые требования, просили взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 19000 рублей.
Министерство здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте слушания дела.
Управление Росреестра по РК, привлеченное к участию в качестве третьего лица, представителя в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте слушания дела.
Администрация Найстенъярвского сельского поселения, привлеченная к участию в качестве третьего лица, представителя в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте слушания дела.
Корнилов Н.И. привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела, полагал иск подлежащим удовлетворению.
Смирнов А.А. привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению.
Корнилов Н.Н. привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению.
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, решением комиссии Администрации Найстенъярвского сельского поселения по жилищно -бытовым вопросам, оформленным протоколом № от 07.07.2010г., была поставлена в общую очередь для улучшения жилищных условий под №32.
28 сентября 2010 года <данные изъяты> Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия было выдано свидетельство о предоставлении субсидии гражданину № в размере 1218600 рублей на приобретение жилья в собственность.
14 октября 2010 года между истицей Смирновой Ж.В. и <данные изъяты> действующей от имени и в интересах <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи квартиры <адрес>, в соответствии с пунктом № которого указанная квартира продается за 1218600 рублей. Договором установлено, что сумма в размере 1218600 рублей будет перечислена из средств федерального бюджета на основании свидетельства о представлении субсидии гражданину на приобретение жилья №, выданного 28 сентября 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия и свидетельства о государственной регистрации права на квартиру по адресу: <адрес>, на счет №, открытый в филиале № <данные изъяты> <адрес> на имя Смирновой Ж.В..
18 октября 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия переход права собственности по названному договору был зарегистрирован за <данные изъяты>.
22 октября 2010 года <данные изъяты>, действующая в интересах <данные изъяты> по доверенности, обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития РК о перечислении средств субсидии на приобретение жилья в собственность на счет продавца-истицы по делу с приложением документов, подтверждающих совершение сделки и ее регистрацию в установленном законом порядке.
Однако письмом Министерства здравоохранения и социального развития № от 10.11.2010г. <данные изъяты> было отказано в перечислении денежных средств на расчетный счет Смирновой Ж.В. по тем основаниям, что необходимо внести изменения в пункт № Договора купли-продажи в части условия договора о возврате денежных средств, указав, что в случае расторжения договора, или признания его недействительным денежные средства в размере 1218 600 рублей подлежат возврату в федеральный бюджет либо Министерству, кроме того, <данные изъяты> не было представлено доказательств, подтверждающих улучшение ее жилищных условий.
Вместе с тем, 01.11.2010г. <данные изъяты> умерла. Квартира № по адресу: <адрес>, приобретенная <данные изъяты> по названному договору купли-продажи включена в наследственную массу. Наследником <данные изъяты> по закону является Корнилов Н.И., который 29.01.2011г. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
При этом до настоящего времени денежные средства за проданную квартиру истице не перечислены.
Право членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на однократное обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Так, пунктом 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в частности по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан с представлением средств на реализацию передаваемых полномочий в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
При этом в силу п. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Приведенные положения Федерального закона, устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе не содержат каких-либо ограничений для названной категории граждан в реализации права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья, предусматривает критерии расчета объема средств Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, исходя из размера общей площади приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (подпункты 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».)
Постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от 15 октября 2005 г., принятым во исполнение федерального закона, утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые также не содержат каких-либо ограничений или дополнительных условий получения субвенций, кроме их целевого использования (приобретение жилой площади) и предоставления ежеквартальных отчетов в соответствующие федеральные органы исполнительной власти о расходовании предоставленных федеральных средств (пункт 6).
Постановление Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принято в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614.
Пунктом 5 Постановления Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия определено в качестве главного распорядителя средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П утвержден порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Пунктом 8 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем предусмотрен перечень документов, предоставляемых в Министерство в целях получения субсидии. Пунктом 9 Порядка установлено, что право на получение субсидии подтверждается выдачей гражданину свидетельства, которое выдается на основании документов, указанных в пункте 8 Порядка.
При этом в соответствии с пунктом 10 Порядка предоставление гражданину субсидии на приобретение жилья в собственность осуществляется после предоставления им документов, указанных в пп. 5 пункта 8 настоящего порядка ( в частности, договора купли-продажи жилья с отметкой органа, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной регистрации сделки купли-продажи и государственной регистрации права собственности) и заявления для погашения расходов по денежным обязательствам гражданина в целях приобретения (строительства) жилья.
Перечень документов, установленный в пункте 8 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, является исчерпывающим. Среди перечня документов, требуемых для предоставления гражданину субсидии на приобретения жилья в собственность, отсутствует требование о предоставлении гражданином помимо договора купли-продажи жилья и документов, подтверждающих регистрацию договора в установленном законом порядке, каких-либо документов, подтверждающих улучшение жилищных условий гражданином путем приобретения квартиры.
Равно как и то, что утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П Порядком предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем не установлено требований к содержанию заключаемых гражданами для предоставления субсидии договоров купли-продажи жилья и иных договоров.
Более того, анализ приведенных выше положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются федеральным законодательством.
Субъектам Российской Федерации предоставлено только право определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, то есть устанавливать последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки.
Таким образом, субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочий по установлению дополнительных условий реализации вышеуказанной категорией граждан права на получение жилой площади.
В то время как требования Министерства здравоохранения и социального развития РК, изложенные в письме от 10.11.2010г., адресованном <данные изъяты> о подтверждении улучшения жилищных условий путем приобретения указанной квартиры и принятии дополнительного соглашения к договору купли-продажи от 14 октября 2010 года с изложением порядка возврата денежных средств, содержат дополнительные условия для реализации <данные изъяты> права на предоставление субсидии на приобретение жилья, что не основано на приведенных положениях Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П, и не соответствует действующему федеральному законодательству.
При этом суд отмечает, что само по себе приобретение дополнительной жилой площади к уже имеющейся у гражданина соотносится с понятием улучшение жилищных условий, что следует из положений ст. 51,57 Жилищного кодекса РФ. Доказательств того, что приобретенное <данные изъяты> по договору купли-продажи жилое помещение по адресу: <адрес>, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям в ходе судебного разбирательства не представлено. Кроме того, реализация гражданином права на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в собственность в рамках предоставленных вышеуказанным федеральным законом полномочий не может быть ограничена в зависимости от благоустроенности приобретаемого жилого помещения, такое условие из приведенного федерального законодательства не следует, имея ввиду также, то что требуемый по благоустроенности жилой фонд применительно к условиям соответствующего населенного пункта может отсутствовать.
Также суд отмечает, что регистрация Смирнова А.А. и Смирновой Ж.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>, не препятствовала заключению договора купли-продажи указанной квартиры между истицей Смирновой Ж.В. и <данные изъяты> действующей от имени и в интересах <данные изъяты>, поскольку действующим законодательством не установлено запрета на совершение сделок с жилыми помещениями, в которых зарегистрированы граждане. При этом суд отмечает, что впоследствии Смирнов А.А. был снят с регистрационного учета. Вместе с тем, Смирнова Ж.В. в настоящее время зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении по тем основаниям, что до настоящего времени не получила денежных средств по исследуемому договору купли-продажи, в связи с чем не имеет возможности приобрести другое жилье и сняться с регистрационного учета в указанной квартире, проживает в данном жилом помещении по договоренности с наследником <данные изъяты>- Корниловым Н.И.
Что касается условия п.№ Договора купли-продажи от 14 октября 2010 года, заключенного между истицей Смирновой Ж.В. и <данные изъяты>, действующей от имени и в интересах <данные изъяты> о приобретении <данные изъяты> <адрес>, находящейся в <адрес> из которого следует, что в случае расторжения договора, независимо от причин расторжения, либо признания договора недействительным в судебном порядке, покупатель имеет права претендовать на взыскание суммы, указанной в настоящем договоре, суд полагает отметить следующее.
Так, Министерство здравоохранения и социального развития РК в письме от 10.11.2010г., адресованном <данные изъяты>, указывает на то, что фактически <данные изъяты> не понесла расходов по оплате принятых по договору обязательств, в связи с чем полагало необходимым заключить дополнительное соглашение к названному договору купли-продажи с указанием о возврате денежных средств в размере 1218 600 рублей в федеральный бюджет либо Министерству.
Однако, в соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Пунктом 14 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П предусмотрено лишь одно условие возврата гражданином субсидии, излишне им полученной, вследствие злоупотребления.
Положениями Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П не установлено требование о возврате гражданином полученной субсидии в Министерство или федеральный бюджет в случае расторжения договора купли-продажи жилья, либо признания сделки недействительной. При этом федеральным законодательством установлена единственный раз возможность реализации гражданином права на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.
Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Между тем возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется.
Таким образом, требование Министерства здравоохранения и социального развития РК об указании в исследуемом договоре купли-продажи условия о возврате денежных средств в Министерство или федеральный бюджет в случае расторжения договора купли-продажи жилья или признания его недействительным в судебном порядке при отсутствии данных о недобросовестности со стороны гражданина –получателя субсидии или счетной ошибки, не основано на требованиях закона.
Помимо этого, суд отмечает, что доводы Министерства о том, что <данные изъяты> умерла, в связи с чем прекращена правоспособность физического лица, имевшего правовой статус ветерана, и соответственно прекратилось право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в связи с чем фактически денежные средства бюджета будут выделены на обеспечение жильем Корнилова Н.И.., основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, в силу ст. 18 Гражданского кодекса РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П, право на получение субсидии подтверждается выдачей гражданину свидетельства.
Свидетельство, подтверждающее право <данные изъяты> на получение субсидии для приобретения жилья, было выдано ей при жизни -28 сентября 2010 года, то есть данным правом она стала обладать еще до смерти. Совершив 14 октября 2010 года сделку купли-продажи вышеуказанного жилого помещения, <данные изъяты> реализовала принадлежащее ей право на приобретение жилья за счет субсидии, договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, за <данные изъяты> было зарегистрировано право собственности на приобретенную квартиру.
Из положений пунктов 10,11 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П, следует, что с момента совершения сделки по приобретению жилья у гражданина возникает денежное обязательство, которое погашается после предоставления документов, установленных п.8 Порядка и заявления, Министерством путем перечисления, в данном случае, субсидии на приобретение жилья в собственность в безналичной форме путем перечисления средств на счет продавца.
<данные изъяты> обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РК с соответствующим заявлением с предоставлением необходимых документов 22 октября 2010 года при жизни.
Таким образом, доводы Министерства здравоохранения и социального развития РК о том, что реализация права <данные изъяты> происходит при перечислении денежных средств Министерством здравоохранения и социального развития РК не основаны на положениях закона, поскольку <данные изъяты> при жизни было реализовано права на предоставление субсидии, она стала собственником жилого помещения, и до ее смерти у <данные изъяты> возникло денежное обязательство (долг), которое не прекращается смертью лица.
Содержание положений 10,11 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П, свидетельствует, что по предоставлению гражданином заявления на перечисление средств субсидии на приобретение жилья в собственность и требуемых документов: договора купли-продажи жилья, свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение за гражданином –получателем денежных средств, у Министерства здравоохранения и социального развития РФ возникает обязанность по перечислению субсидии на приобретение жилья продавцу.
Как установлено судом денежное обязательство (долг) <данные изъяты> до настоящего времени Министерством здравоохранения и социального развития не погашено, при таких обстоятельствах суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению и полагает взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Смирновой Ж.В. денежные средства в размере 1218600 рублей путем зачисления на счет №, открытый в филиале № <данные изъяты> <адрес>).
В соответствии со ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития РК в пользу истицы расходы на представителя в размере 6000 рублей, полагая установленную судом сумму разумной, а также взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития РК в пользу истицы расходы по оплате госпошлины в размере 14293 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12,55,56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Смирновой Ж.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о понуждении к перечислению денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Смирновой Ж.В. денежные средства в размере 1218600 рублей путем зачисления на счет №, открытый в филиале № <данные изъяты> <адрес>), расходы на представителя в размере 6000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 14293 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Савельева