Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2022 (2-3691/2021;) ~ М-3149/2021 от 24.08.2021

Дело № 2 – 138/22 (2-3691/21)

УИД: 36RS0006-01-2021-005457-50

Решение

Именем Российской Федерации

«15» февраля 2022 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Поповой Е.И.,

с участием: представителя ответчиков по доверенностям Глазовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баль Андрея Сергеевича к Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж, Управлению финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, Управе Центрального района городского округа город Воронеж о возмещении убытков, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности, взыскании судебных расходов,

установил:

Баль А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Административной комиссии при Управе Центрального района г. Воронежа, Управлению финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж о взыскании убытков, понесенных в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

Обосновывая заявленные исковые требования, истец указывает, что постановлением Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж от 13.11.2020 Баль А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, истец обратился с жалобой. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21.06.2021 указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области», прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В процессе административного производства истцу была оказана юридическая помощь по составлению жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, представление интересов истца в суд при рассмотрении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, истец понес расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей. Поскольку, производство по делу об административном правонарушении в отношении истца прекращено, он обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит взыскать убытки в сумме 15 000,00 рублей, из которых: расходы на подготовку жалобы на постановление административной комиссии - 5 000,00 рублей; расходы на подготовку апелляционной жалобы – 8 000,00 рублей; расходы на подготовку заявления о взыскании судебных расходов - 2 000,00 рублей.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечена Управа Центрального района г. Воронежа.

В судебное заседание истец Баль А.С. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчиков Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж, Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, Управы Центрального района городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Глазова Е.И., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении. Суду представлены письменные возражения на заявленные требования, указав на завышенный размер расходов.

Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав представленные письменные доказательства, обозрев материалы дела , приходит к следующим выводам.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 9 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области» административные комиссии в Воронежской области (далее - административные комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции настоящим Законом Воронежской области.

В соответствии со ст. 10 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области» правовую основу деятельности административных комиссий составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Воронежской области, настоящий Закон Воронежской области, законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются правила, установленные в статьях 1069 - 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи следует, что ответственность субъектов, перечисленных в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3», прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.

Таким образом, указанные правовые нормы, в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о взыскании убытков и компенсации морального вреда лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении №16-КГ21-29-К4 от 07.12.2021, в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения, подлежат взысканию убытки, понесенные лицом при производстве по делу об административном правонарушении, которые, по сути, представляют собой судебные расходы.

В связи с этим для разрешения требований гражданина о взыскании убытков, причиненных ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установление незаконности акта о привлечении к административной ответственности, факта причинения убытков, а также наличия причинной связи между причиненными убытками и незаконным привлечением к административной ответственности.

Суд полагает, что в данном случае истцом представлены доказательства в подтверждение юридически значимых обстоятельств по делу, а именно, подтвержден факт несения убытков, незаконность привлечения к административной ответственности и причинно-следственная связь между причиненными убытками и незаконным привлечением к административной ответственности.

Судом установлено, что 13.11.2020 административной комиссией при Управе Центрального района г. Воронежа было вынесено постановление о привлечении истца к административной ответственности, предусмотренной ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области» и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 1 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, истец подал на него жалобу.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02.02.2021 постановление административной комиссии при Управе Центрального района г. Воронежа от 13.11.2020 о привлечении Баль Андрея Сергеевича к административной ответственности по ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» оставлено без изменений, жалоба Баль А.С. – без удовлетворения.

Решением Воронежского областного суда от 19.04.2021 решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 02 февраля 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21.06.2021 постановление административной комиссии при Управе Центрального района г. Воронежа от 13.11.2020 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области», прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (л.д. 17-21).

Как установлено в судебном заседании, истец привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 33.2 вышеуказанного Закона Воронежской области – размещение транспортного средства на платной парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения, без внесения платы за пользование парковкой (парковочным местом), установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для защиты своих прав и законных интересов в рамках дела об административном правонарушении истец обращался за квалифицированной юридической помощью в ООО «Правовой эксперт», что подтверждается договором на оказание юридических услуг №б/н от 05 декабря 2020 года (л.д. 6-8), актом о выполненных юридических услугах от 18.08.2021 (л.д. 9-10), актом приема - передачи от 18 августа 2021 года, кассовыми чеками от 18 августа 2021 года на сумму 15 000,00 рублей (л.д. 11). Таким образом, за оказанную юридическую помощь истцом оплачено в общей сумме 15 000,00 рублей, из которых: расходы на подготовку жалобы на постановление административной комиссии - 5 000,00 рублей; расходы на подготовку апелляционной жалобы – 8 000,00 рублей; расходы на подготовку данного искового заявления - 2 000,00 рублей.

Право на взыскание по правилам статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации расходов на услуги представителя, понесенных в рамках прекращенного дела об административном правонарушении, предусмотрено судебным толкованием указанных норм применительно к издержкам в административном судопроизводстве.

Руководствуясь разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии у истца права на возмещение убытков в виде расходов на оплату юридических услуг в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, производство по которому прекращено.

Статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае вынесения постановления о привлечении к административной ответственности издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении и могут быть взысканы по правилам, предусмотренным статьями 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно Положению об управе Центрального района г. Воронежа управа района является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа город Воронеж по вопросам, входящим в компетенцию управы района, наделяется правами муниципального заказчика.

На основании изложенного убытки, понесенные истцом в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежат взысканию с Управы Центрального района г. Воронежа.

Управление финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, денежные средства с данного ответчика взысканию не подлежат.

При определении размера убытков суд исходит из следующего.

Учитывая, что по своей сути убытки, понесенные истцом рамках дела об административном правонарушении, являются расходами на оплату услуг представителя по оказанию юридической помощи, с учетом разъяснений, изложенных в п.п. 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5, суд считает возможным применение в данном деле по аналогии закона ст. 100 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени, объема выполненной представителем работы.

На основании изложенного, учитывая объем выполненной работы, категорию дела, срок его рассмотрения, а также принцип разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с Управы Центрального района г. Воронежа убытки в размере 8 000,00 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя за подготовку настоящего искового заявления в размере 2 000,00 руб.

Доводы представителя ответчика о том, что адрес организации, которой истцом вносились денежные средства, указанный в договоре оказания услуг и в кассовом чеке, различен, не опровергает факта несения расходов истцом, поскольку наименование юридического лица, указанное в кассовом чеке и в договоре оказания услуг совпадают. Оснований полагать, что истцом денежные средства были внесены в иную организацию, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Взыскать с Управы Центрального района городского округа город Воронеж в пользу Баль Андрея Сергеевича в счёт возмещения убытков 8 000,00 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 2 000,00 руб.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме составлено 15 февраля 2022 года.

Дело № 2 – 138/22 (2-3691/21)

УИД: 36RS0006-01-2021-005457-50

Решение

Именем Российской Федерации

«15» февраля 2022 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Поповой Е.И.,

с участием: представителя ответчиков по доверенностям Глазовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баль Андрея Сергеевича к Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж, Управлению финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, Управе Центрального района городского округа город Воронеж о возмещении убытков, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности, взыскании судебных расходов,

установил:

Баль А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Административной комиссии при Управе Центрального района г. Воронежа, Управлению финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж о взыскании убытков, понесенных в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

Обосновывая заявленные исковые требования, истец указывает, что постановлением Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж от 13.11.2020 Баль А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, истец обратился с жалобой. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21.06.2021 указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области», прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В процессе административного производства истцу была оказана юридическая помощь по составлению жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, представление интересов истца в суд при рассмотрении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, истец понес расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей. Поскольку, производство по делу об административном правонарушении в отношении истца прекращено, он обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит взыскать убытки в сумме 15 000,00 рублей, из которых: расходы на подготовку жалобы на постановление административной комиссии - 5 000,00 рублей; расходы на подготовку апелляционной жалобы – 8 000,00 рублей; расходы на подготовку заявления о взыскании судебных расходов - 2 000,00 рублей.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечена Управа Центрального района г. Воронежа.

В судебное заседание истец Баль А.С. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчиков Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж, Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, Управы Центрального района городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Глазова Е.И., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении. Суду представлены письменные возражения на заявленные требования, указав на завышенный размер расходов.

Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав представленные письменные доказательства, обозрев материалы дела , приходит к следующим выводам.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 9 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области» административные комиссии в Воронежской области (далее - административные комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции настоящим Законом Воронежской области.

В соответствии со ст. 10 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области» правовую основу деятельности административных комиссий составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Воронежской области, настоящий Закон Воронежской области, законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются правила, установленные в статьях 1069 - 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи следует, что ответственность субъектов, перечисленных в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3», прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.

Таким образом, указанные правовые нормы, в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о взыскании убытков и компенсации морального вреда лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении №16-КГ21-29-К4 от 07.12.2021, в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения, подлежат взысканию убытки, понесенные лицом при производстве по делу об административном правонарушении, которые, по сути, представляют собой судебные расходы.

В связи с этим для разрешения требований гражданина о взыскании убытков, причиненных ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установление незаконности акта о привлечении к административной ответственности, факта причинения убытков, а также наличия причинной связи между причиненными убытками и незаконным привлечением к административной ответственности.

Суд полагает, что в данном случае истцом представлены доказательства в подтверждение юридически значимых обстоятельств по делу, а именно, подтвержден факт несения убытков, незаконность привлечения к административной ответственности и причинно-следственная связь между причиненными убытками и незаконным привлечением к административной ответственности.

Судом установлено, что 13.11.2020 административной комиссией при Управе Центрального района г. Воронежа было вынесено постановление о привлечении истца к административной ответственности, предусмотренной ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области» и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 1 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, истец подал на него жалобу.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02.02.2021 постановление административной комиссии при Управе Центрального района г. Воронежа от 13.11.2020 о привлечении Баль Андрея Сергеевича к административной ответственности по ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» оставлено без изменений, жалоба Баль А.С. – без удовлетворения.

Решением Воронежского областного суда от 19.04.2021 решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 02 февраля 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21.06.2021 постановление административной комиссии при Управе Центрального района г. Воронежа от 13.11.2020 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 33.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях не территории Воронежской области», прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (л.д. 17-21).

Как установлено в судебном заседании, истец привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 33.2 вышеуказанного Закона Воронежской области – размещение транспортного средства на платной парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения, без внесения платы за пользование парковкой (парковочным местом), установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для защиты своих прав и законных интересов в рамках дела об административном правонарушении истец обращался за квалифицированной юридической помощью в ООО «Правовой эксперт», что подтверждается договором на оказание юридических услуг №б/н от 05 декабря 2020 года (л.д. 6-8), актом о выполненных юридических услугах от 18.08.2021 (л.д. 9-10), актом приема - передачи от 18 августа 2021 года, кассовыми чеками от 18 августа 2021 года на сумму 15 000,00 рублей (л.д. 11). Таким образом, за оказанную юридическую помощь истцом оплачено в общей сумме 15 000,00 рублей, из которых: расходы на подготовку жалобы на постановление административной комиссии - 5 000,00 рублей; расходы на подготовку апелляционной жалобы – 8 000,00 рублей; расходы на подготовку данного искового заявления - 2 000,00 рублей.

Право на взыскание по правилам статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации расходов на услуги представителя, понесенных в рамках прекращенного дела об административном правонарушении, предусмотрено судебным толкованием указанных норм применительно к издержкам в административном судопроизводстве.

Руководствуясь разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии у истца права на возмещение убытков в виде расходов на оплату юридических услуг в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, производство по которому прекращено.

Статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае вынесения постановления о привлечении к административной ответственности издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении и могут быть взысканы по правилам, предусмотренным статьями 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно Положению об управе Центрального района г. Воронежа управа района является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа город Воронеж по вопросам, входящим в компетенцию управы района, наделяется правами муниципального заказчика.

На основании изложенного убытки, понесенные истцом в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежат взысканию с Управы Центрального района г. Воронежа.

Управление финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, денежные средства с данного ответчика взысканию не подлежат.

При определении размера убытков суд исходит из следующего.

Учитывая, что по своей сути убытки, понесенные истцом рамках дела об административном правонарушении, являются расходами на оплату услуг представителя по оказанию юридической помощи, с учетом разъяснений, изложенных в п.п. 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5, суд считает возможным применение в данном деле по аналогии закона ст. 100 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (части 3) Конституции Российской Федерации. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени, объема выполненной представителем работы.

На основании изложенного, учитывая объем выполненной работы, категорию дела, срок его рассмотрения, а также принцип разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с Управы Центрального района г. Воронежа убытки в размере 8 000,00 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя за подготовку настоящего искового заявления в размере 2 000,00 руб.

Доводы представителя ответчика о том, что адрес организации, которой истцом вносились денежные средства, указанный в договоре оказания услуг и в кассовом чеке, различен, не опровергает факта несения расходов истцом, поскольку наименование юридического лица, указанное в кассовом чеке и в договоре оказания услуг совпадают. Оснований полагать, что истцом денежные средства были внесены в иную организацию, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Взыскать с Управы Центрального района городского округа город Воронеж в пользу Баль Андрея Сергеевича в счёт возмещения убытков 8 000,00 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 2 000,00 руб.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме составлено 15 февраля 2022 года.

1версия для печати

2-138/2022 (2-3691/2021;) ~ М-3149/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Баль Андрей Сергеевич
Ответчики
Управление финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж
Управа Центрального района
Административная комиссия при Управе Центрального района городского округа город Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
24.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2021Передача материалов судье
26.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.10.2021Предварительное судебное заседание
01.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2021Предварительное судебное заседание
23.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2022Предварительное судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее