Дело № 2-2335/2019
PEШEHИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2019 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего Фисюк О.И при секретаре – Цурцумия К.М. с участием истца – Денгаза О.Ю., представителя ответчика – Мелешкина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денгаза Ольги Юрьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о признании незаконным решения, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
21.08.2019 Денгаза О.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику, просит признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от 15.08.2019 года № 001509 об отказе в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ФИО8, образования.
Также истец просит обязать ответчика произвести выплату средств материнского (семейного) капитала в размере 300 000 рублей в счет оплаты обучения ФИО9, за 2019-2020 учебный год по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному истцом с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в интересах дочери.
Иск обоснован тем, что истец обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение образования ее дочерью ФИО10 однако получила отказ, обоснованный тем, что предоставленные ею документы оформлены не в соответствии с требованиями закона. Истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем обратилась в суд с данным иском.
В судебном заседании истец иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признал, подал письменные возражения, согласно которым считает иск не основанным на законе.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.
Частью 1 статьи 11 названного Закона установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.
Согласно ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, п. 2 которых также предусмотрено, что средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Как следует из п.п. 3 - 5 указанных Правил, распоряжение средствами, направляемыми на получение образования ребенком (детьми) в образовательной организации, осуществляется лицом, получившим в установленном порядке государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами. Средства направляются на оплату оказываемых образовательными организациями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда РФ в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и образовательной организацией, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных организаций, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг. При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых образовательной организацией, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанной образовательной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг.
Согласно п. 9 названных Правил (в редакции, действовавшей на дату обращения истца к ответчику) средства направляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионным фондом Российской Федерации) за соответствующие периоды обучения (проживания), а также содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами, а последующие платежи - в соответствии со сроками, указанными в договоре об оказании платных образовательных услуг.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 7 указанного Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе, на получение образования ребенком (детьми).
Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ или в установленном порядке в суд (ч. 6 ст. 8 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Из материалов дела следует, 30.09.2013 года Денгаза О.Ю. в связи с рождением второго ребенка был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия № на основании решения УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 27.09.2013 в размере 408 960, 50 рублей.
27.07.2018 года между Денгаза О.Ю. и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» заключен договор № об оказании платных образовательных услуг (подготовка бакалавра). Стоимость предоставления данных услуг по договору составляет 300 000 рублей в год. Срок обучения 4 года.
17.07.2019 года Денгаза О.Ю. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
К заявлению были приложены надлежащим образом заверенные копии договора и четырех дополнительных соглашений, оформленных в соответствии с ГК РФ, а также представлены на обозрение их подлинники, приложены копия сертификат, паспортов – Денгазы О.Ю. и ее дочери ФИО11, СНИЛСы.
Согласно доводам истца все дополнительны соглашения к договору были оформлены идентично, имели подписи и печати, а также содержали в себе ссылки на основной договор.
Однако ответчиком в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на статью 8 часть 2 п. 2 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с тем, что, по мнению Ответчика, дополнительное соглашение № 3 от 08.06.2019 не скреплено печатью учебного учреждения, а также невозможно определить личность «Заказчика» в дополнительном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в заключительной части отсутствуют его паспортные данные.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ установлены основания отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Суд приходит к выводу, что отказ ответчика противоречит ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ.
Суд также принимает во внимание, что ранее истец уже обращалась к ответчику с подобным заявлением в отношении этого же договора № об оказании платных образовательных услуг (подготовка бакалавра) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на счет образовательного учреждения Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) были перечислены 150 000 рублей из средств материнского капитала, что подтверждается уведомлением от 11.01.2019 года № 002506.
При таких обстоятельствах решение ответчика об отказе является незаконным, а иск подлежит удовлетворению с возмещением в порядке ст. 98 ГПК РФ судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Денгаза Ольги Юрьевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о признании незаконным решения, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от 15.08.2019 года № 001509 об отказе Денгаза Ольге Юрьевне в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) произвести выплату средств материнского (семейного) капитала в счет оплаты обучения за 2019-2020 год по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Денгаза Ольгой Юрьевной с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в интересах ФИО12, в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) в пользу Денгаза Ольги Юрьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 30.10.2019.
Судья –