Дело № 2-623/2022
18RS0023-01-2022-000251-04
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кужбаевой А.Р.,
при секретаре Горбуновой Е.В.,
с участием прокурора Муханова М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ляпуновой <данные изъяты> к Абдуллину <данные изъяты> о признании утратившим права пользования, снятии с регистрационного учета,
третье лицо Хаматуллина <данные изъяты>,
установил:
Ляпунова О.Р. обратилась в суд с иском к Абдуллину О.Р. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что истцу и Хаматуллиной М.О. на праве долевой собственности (1/2) принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. На момент покупки квартиры истец сожительствовала с ответчиком, которого прописала в указанную выше квартиру. На протяжении нескольких лет Абдуллин О.Р. на данной жилой площади не проживает, отношений истцом не поддерживает, выехал за пределы Удмуртской Республики, со слов самого ответчика он проживает в Московской области, адрес места жительства не сообщает. На данный момент истец содержит и оплачивает коммунальные услуги.
Ответчик Абдуллин О.Р. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации надлежащим образом.
Третье лицо Хаматуллина М.О. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Пунктами 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Суд на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с согласия истца определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.
Истец Ляпунова О.Р. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования о признании ответчика утратившим право пользования указанным жилым помещением. Пояснила, что попыток вселиться ответчик не предпринимает, вещей его в квартире не имеется, она проживает с мужем и детьми.
Прокурор в судебном заседании полагал исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, выслушав заключение прокурора, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
По общему правилу, в силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Исходя из положений ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что предметом настоящего спора является право пользования жилым помещением – жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>
Из представленных свидетельств о государственной регистрации права 18 АБ № № и 18 АБ № № усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2) на основании договора купли-продажи от 13.09.2012 Хаматуллиной М.О. и Хаматуллиной О.Р. (л.д. 8-9).
Как усматривается из материалов дела, 16.10.2020 между Хаматуллиной О.Р. и Ляпуновым И.С. зарегистрирован брак, после заключения брака Хаматуллиной О.Р. присвоена фамилия Ляпунова (л.д. 5).
Согласно адресной справке УВМ России по Удмуртской Республике от 15.02.2022, ответчик зарегистрирован в спорном жилом помещении с 23.10.2012 (л.д. 31).
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 10, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства свидетельствуют о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих факт проживания в спорной квартире, ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств того, что он принимает какое-либо участие в его содержании, ведет общее с истцом хозяйство, а также наличие общего бюджета, общих предметов быта, оказанию взаимной поддержки.
Таким образом, по делу с достоверностью установлено, что членом семьи собственника спорного жилого помещения Абдуллин О.Р. не является, равными с истцом правом пользования спорной квартирой не обладает, по адресу спорного жилого помещения длительное время не проживает, в связи с чем, утратил право постоянного пользования спорным жилым помещением. Сохранение регистрации ответчика в спорном жилом помещении, фактически проживающего по другому адресу, ущемляет интересы собственника, вынужденного, в том числе, нести расходы на содержание жилого помещения в большем размере, и свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своими правами, что недопустимо в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ.
Истцом предъявлен иск в рамках правомочий собственника, доказательств, свидетельствующих о наличии соглашения между истцом и ответчиком о сохранении права пользования жилым помещением, не представлено.
Исходя из установленных обстоятельств суд приходит к выводу о законности требований истца о признании ответчика утратившим право пользования спорным жилым помещением.
В связи с тем, что регистрация в Российской Федерации носит уведомительный характер, а не разрешительный, гражданин обязан ставить власти в известность, где он будет проживать.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, а также п. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства считается жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма /поднайма/, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Ляпуновой <данные изъяты> к Абдуллину <данные изъяты> о признании утратившим права пользования, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Абдуллина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия Абдуллина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в Сарапульский городской суд Удмуртской Республики заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Сарапульский городской суд Удмуртской Республики.
Председательствующий А.Р. Кужбаева
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2022 года