Решение по делу № 2-1414/2018 ~ М-1415/2018 от 05.12.2018

Дело № 2-1414/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2018 года п. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисова Р.М.,

с участием представителя истца Рахманова М.А. – Идрисова И.Ф., действующего по от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан – Яковлевой И.М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Галикеевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахманова М.А, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Рахманова М.А. – Идрисов И.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда по <адрес> с просьбой о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно ст.32 ч.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец является опекуном своего брата Рахманова Р.А., 1974 года рождения, с 2003 года (15 лет), который является <данные изъяты> с детства 1 группы, диагноз: олигофрения с психомоторным расстройством, так же является инвалидом по зрению..

Однако Управление Пенсионного фонда по <адрес> отказало ему в назначении пенсии решением от ДД.ММ.ГГГГ, с чем он категорически не согласен, так как пенсионный фонд ошибочно истолковывает и трактует значение и смысл ст.32 Федерального закона, и не учитывает его трудовой стаж до назначения его опекуном, который составляет 21 год. У него есть все условия для назначения пенсии.

В иске просит признать решение ПФ по <адрес> об отказе в установлении пенсии; обязать Управление ПФ по <адрес> РБ назначить Рахманову М.А. трудовую пенсию по старости с 55 лет.

Истец Рахманов М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель истца Рахманова М.А. – Идрисов И.Ф. иск поддержал, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан Яковлева И.М. действующая по доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.

Определяя правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.

Судом установлено, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Рахманову М.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: 1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Постановлением главы <адрес> Республики Башкортостан -П от ДД.ММ.ГГГГ Рахманов М.А,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен опекуном <данные изъяты> Рахманова Р.А., года рождения.

На основании вышеуказанного постановления главы <адрес> Республики Башкортостан -П от ДД.ММ.ГГГГ Службой опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан выдано удостоверение опекуна за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истец Рахманов М.А. назначен опекуном Рахманова Р.А. с момента достижения последним 28 лет.

Согласно ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность возникает в полном объеме лишь при наступлении совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. До этого момента всю ответственность за воспитание, содержание и обеспечение гражданских прав детей несут их родители или другие законные представители.

По представленным документам не подтверждается лишение родителей - Рахмановых А.Х., ДД.ММ.ГГГГ р. и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ р. родительских прав в отношении Рахманова Р.А..

Таким образом, воспитанием Рахманова Р.А. занимались родители, а не брат – Рахманов М.А.

На момент рождения Рахманова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец Рахманов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 10 лет.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Что касается опекунов инвалидов с детства, то, как отмечено в названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. Снижение возраста выхода на пенсию опекунам инвалидов с детства осуществляется за фактическое время опеки над ребенком-инвалидом.

Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан.

Что касается различных условий пенсионного обеспечения родителей и опекунов детей-инвалидов, то, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем.

Опека как одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в целях их содержания, воспитания, образования и для защиты их интересов и прав (пункт 1 статьи 123, пункты 1 и 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 31, пункт 1 статьи 32 ГК Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Установление опеки представляет собой вынужденную и временную меру, имея в виду возможность освобождения и отстранения опекуна от исполнения им своих обязанностей в предусмотренных законом случаях, в том числе по его просьбе, и не влечет возникновения у него прав и обязанностей в отношении своего подопечного в объеме, равном объему прав и обязанностей родителей по отношению к их детям.

Следовательно, родители и опекуны инвалидов с детства обладают различным правовым статусом, вследствие чего осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста родителям и опекунам детей-инвалидов не может рассматриваться как нарушающее права опекунов и не согласующееся с конституционным принципом равенства.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Поскольку в данном случае ребенок признан инвалидом с детства, а Рахманов М.А. назначен опекуном над недееспособным Рахмановым Р.Р. только ДД.ММ.ГГГГ, учитывая продолжительность фактического периода опеки над ребенком-инвалидом, оснований для назначения пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, суд не находит.

Доводы истца не основаны на правильном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, иск Рахманова М.А, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Рахманова М.А, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.

Судья Р.М. Идрисов

2-1414/2018 ~ М-1415/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рахманов Марат Ахатович
Ответчики
УПФР в Чишминском районе
Другие
Идрисов И.Ф.
Суд
Чишминский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Идрисов Р.М.
Дело на странице суда
chishmilinsky--bkr.sudrf.ru
05.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2018Передача материалов судье
10.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2018Судебное заседание
29.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2019Дело оформлено
11.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее