Дело № 2-1414/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года п. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисова Р.М.,
с участием представителя истца Рахманова М.А. – Идрисова И.Ф., действующего по № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан – Яковлевой И.М., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Галикеевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахманова М.А, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Рахманова М.А. – Идрисов И.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда по <адрес> с просьбой о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно ст.32 ч.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец является опекуном своего брата Рахманова Р.А., 1974 года рождения, с 2003 года (15 лет), который является <данные изъяты> с детства 1 группы, диагноз: олигофрения с психомоторным расстройством, так же является инвалидом по зрению..
Однако Управление Пенсионного фонда по <адрес> отказало ему в назначении пенсии решением № от ДД.ММ.ГГГГ, с чем он категорически не согласен, так как пенсионный фонд ошибочно истолковывает и трактует значение и смысл ст.32 Федерального закона, и не учитывает его трудовой стаж до назначения его опекуном, который составляет 21 год. У него есть все условия для назначения пенсии.
В иске просит признать решение ПФ по <адрес> об отказе в установлении пенсии; обязать Управление ПФ по <адрес> РБ назначить Рахманову М.А. трудовую пенсию по старости с 55 лет.
Истец Рахманов М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца Рахманова М.А. – Идрисов И.Ф. иск поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан Яковлева И.М. действующая по доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
Определяя правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Судом установлено, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ Рахманову М.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: 1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Постановлением главы <адрес> Республики Башкортостан №-П от ДД.ММ.ГГГГ Рахманов М.А,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен опекуном <данные изъяты> Рахманова Р.А., № года рождения.
На основании вышеуказанного постановления главы <адрес> Республики Башкортостан №-П от ДД.ММ.ГГГГ Службой опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан выдано удостоверение опекуна № за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец Рахманов М.А. назначен опекуном Рахманова Р.А. с момента достижения последним 28 лет.
Согласно ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность возникает в полном объеме лишь при наступлении совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. До этого момента всю ответственность за воспитание, содержание и обеспечение гражданских прав детей несут их родители или другие законные представители.
По представленным документам не подтверждается лишение родителей - Рахмановых А.Х., ДД.ММ.ГГГГ р. и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ р. родительских прав в отношении Рахманова Р.А..
Таким образом, воспитанием Рахманова Р.А. занимались родители, а не брат – Рахманов М.А.
На момент рождения Рахманова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец Рахманов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 10 лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Что касается опекунов инвалидов с детства, то, как отмечено в названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. Снижение возраста выхода на пенсию опекунам инвалидов с детства осуществляется за фактическое время опеки над ребенком-инвалидом.
Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан.
Что касается различных условий пенсионного обеспечения родителей и опекунов детей-инвалидов, то, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем.
Опека как одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в целях их содержания, воспитания, образования и для защиты их интересов и прав (пункт 1 статьи 123, пункты 1 и 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 3 статьи 31, пункт 1 статьи 32 ГК Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Установление опеки представляет собой вынужденную и временную меру, имея в виду возможность освобождения и отстранения опекуна от исполнения им своих обязанностей в предусмотренных законом случаях, в том числе по его просьбе, и не влечет возникновения у него прав и обязанностей в отношении своего подопечного в объеме, равном объему прав и обязанностей родителей по отношению к их детям.
Следовательно, родители и опекуны инвалидов с детства обладают различным правовым статусом, вследствие чего осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста родителям и опекунам детей-инвалидов не может рассматриваться как нарушающее права опекунов и не согласующееся с конституционным принципом равенства.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку в данном случае ребенок признан инвалидом с детства, а Рахманов М.А. назначен опекуном над недееспособным Рахмановым Р.Р. только ДД.ММ.ГГГГ, учитывая продолжительность фактического периода опеки над ребенком-инвалидом, оснований для назначения пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, суд не находит.
Доводы истца не основаны на правильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, иск Рахманова М.А, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Рахманова М.А, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о признании решения незаконным, обязании назначить трудовую пенсию по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.М. Идрисов