Гр. дело № 2-663/2020 УИД 24RS0049-01-2020-000603-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2020 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Белькевич О.В.,
при секретаре Гончаровой Е.М.,
с участием помощника прокурора г. Сосновоборска Красноярского края Зейналова И.З.,
представителя ответчика Бабиной Е.С., действующей по доверенности от 20.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сосновоборска в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальный сервис» г. Сосновоборска об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сосновоборска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальный сервис» г. Сосновоборска об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, ссылаясь на то, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране природы, об обращении с отходами производства и потребления Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный сервис» г. Сосновоборска. В собственности муниципального образования - город Сосновоборск находится земельный участок, который эксплуатирует на праве хозяйственного ведения МУП «Жилкомсервис», расположенный на расстоянии <адрес> на территории <адрес>, площадью 80 000 кв.м., оборудованный под полигон твердых бытовых отходов. Согласно заключению Государственной экологической экспертизы по рабочему проекту строительству полигона твердых бытовых отходов в г. Сосновоборске № № от ДД.ММ.ГГГГ года в состав полигона ТБО входит: подъездная автодорога; участок захоронения ТБО траншейного типа; хозяйственная зона. То есть, подъездная автодорога к полигону ТБО является частью проекта полигона ТБО, в связи с чем, должна содержаться, обслуживаться и очищаться от отходов производства и потребления МУП «Жилкомсервис». Проведенной проверкой установлено, что на протяжении 100 метров по обочинам подъездной дороги к территории полигона ТБО, имеются значительные насыпи различного мусора, отходов производства и потребления. В 2019 году в ходе проверки полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № эксплуатируемого МУП «Жилкомсервис», установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, уборка мусора с подъездной дороги, с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге не производится. По данному факту 22.02.2019 в адрес директора МУП «Жилкомсервис» внесено представление, по результатам рассмотрения которого несанкционированные свалки отходов не ликвидированы, более того продолжено их накопление. Подъездная дорога к полигону ТБО не является санкционированным объектом размещения отходов, не соответствуют требованиям п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно: не имеют санитарно -эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, ч.ч. 2, 6, 7,10, 11 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». На указанные земельные участки также не пройдена государственная экологическая экспертиза согласно требованиям ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Таким образом, на подъездной дороге к полигону ТБО, эксплуатируемого МУП «Жилкомсервис», имеется несанкционированная свалка отходов, которая в нарушение п. 5.6 Санитарных правил, силами обслуживающего персонала полигона, то есть МУП «Жилкомсервис», не очищается. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду, проживающих на территории муниципального образования - город Сосновоборск Красноярского края.
Просит возложить на ответчика обязанность ликдировать несанкционированную свалку на подъездной дороге к территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на специализированный полигон бытовых отходов в месячный срок.
В судебном заседании помощник прокурора г. Сосновоборска Красноярского края Зейналов И.З. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г.Сосновоборска Красноярского края Бабина Е.С., действующая на основании доверенности от 20.06.2020, в судебном заседании исковые требования признала.
Суд, заслушав помощника прокурора г.Сосновоборска Зейналова И.З., представителя ответчика Бабину Е.С., исследовав материалы дела, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Пунктом 5 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен запрет захоронения отходов на территориях городских поселений».
В соответствии с ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Часть 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п.5.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (СП 2.1.71038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов) установлено, что один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.
Как установлено в судебном заседании, согласно выписки из ЕГРЮЛ одним из видом деятельности муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный сервис» г.Сосновоборска является сбор отходов, обработка и утилизация отходов.
На основании постановления администрации Березовского района Красноярского края № 282 от 11.05.1995 «О передаче земельного участка г.Сосновоборска под полигон бытовых отходов из земель совхоза «Есаульский», в соответствии с заключением по отводу земельного участка под строительство от 16.03.1995 и акта выбора и обследования земельного участка под строительства, на земельном участке, расположенном на расстоянии <адрес>, площадью 80000 кв.м., был оборудован полигон бытовых отходов.
МУП «Жилкомсервис» на праве хозяйственного ведения был предоставлен вышеуказанный земельный участок для оборудования полигона твердых бытовых отходов.
Согласно заключению Государственной экологической экспертизы по рабочему проекту строительству полигона твердых бытовых отходов в г.Сосновоборске № № от ДД.ММ.ГГГГ в состав полигона ТБО входит: подъездная автодорога, участок захоронения ТБО траншейного типа, хозяйственная зона.
Прокуратурой г. Сосновоборска проведена проверка соблюдения законодательства об охране природы, об обращении с отходами производства и потребления МУП «Жилищно-коммунальный сервис» г.Сосновоборска.
Согласно акту проверки от 23.06.2020 установлено, что по обочине подъездной дороги к территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № эксплуатируемого МУП «Жилкомсервис», на протяжении 100 метров имеются значительные насыпи различного мусора, отходов производства и потребления.
В 2019 году в ходе проверки прокуратурой г.Сосновоборска указанного полигона твердых бытовых отходов установлено, что не производится уборка мусора с подъездной дороги, с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге.
По данному факту 22.02.2019 прокурором г.Сосновоборска директору МУП «Жилкомсервис» внесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ответе от 25.03.2019 на представление МУП «Жилкомсервис» обязалось убрать мусор. В настоящее время вышеуказанная свалка не ликвидирована.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства и положения закона, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения ответчиком законодательства об охране природы, об обращении с отходами производства и потребления, нашел свое подтверждение, поскольку достоверно установлено, что на земельном участке, эксплуатируемом МУП «Жилкомсервис», имеется несанкционированная свалка отходов, которая ответчиком не очищается, в связи с чем, исковые требования прокурора г. Сосновоборска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Применяя ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Сосновоборска в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальный сервис» г. Сосновоборска об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный сервис» г. Сосновоборска обязанность ликвидировать несанкционированную свалку: на подъездной дороге к территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на специализированный полигон бытовых отходов в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальный сервис» г. Сосновоборска в доход бюджета г. Сосновоборска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2020 года.
Председательствующий О.В.Белькевич