дело № 2-2184/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи 30 августа 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Киселёвой Т.В.,
при секретаре Яковлевой Н.С.,
с участием заявителя Ивановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой <данные изъяты> об установлении факта нахождения на иждивении,
установил:
Иванова К.А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении. В обоснование заявленных требований указала, что её отец Иванов А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ. Она является студенткой <данные изъяты> обучается очно в образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ. На момент поступления в высшее учебное заведение являлась несовершеннолетней, не работала, обучалась в средней общеобразовательной школе №. Она находилась на иждивении отца до момента его смерти, который содержал её материально, производил оплату за квартиру по договору найма, в которой она проживает с августа 2014 года. Иванов А.С. работал до ноября 2014 года в ООО 2Мста-Метиз», отдавал ей денежные средства на покупку продуктов питания, одежды, необходимые товары, производил оплату квартиры. Его заработок составлял около 24000 рублей в месяц. Поскольку она находилась на содержании отца, получала от него существенную помощь, которая была для него до момента смерти отца постоянным и основным источником средств к существованию, чего она лишилась со смертью отца, считает, что имеются основания для установления факта того, что она находилась на иждивении отца. Установление факта нахождения на иждивении необходимо для установления пенсии по случаю потери кормильца. Просит установить факт её нахождения на иждивении отца Иванова А.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель Иванова К.А. заявленное требование поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что когда она обучалась в школе, то проживала с матерью Федоровой Н.В., отец ежемесячно оказывал материальную помощь в размере 10000 рублей. Когда она поступила в высшее учебное заведение, отец оплачивал ей стоимость квартиры, которую она арендует в <адрес>, также ежемесячно оказывал ей материальную помощь в размере 20000 рублей. Отец работал в ООО «Мста-Метиз», потом он уволился и приехал к ней в <адрес>, они проживали вместе в квартиру, которую отец оплачивал. Он работал в <адрес> без оформления трудовых отношений, давал ей деньги. Со смертью отца она лишилась постоянного источника средств к существованию, находится в трудном материальном положении, деньги на аренду жилья даёт ей в настоящее время бабушка. Она получает стипендию, размер которой составляет 1300 рублей в месяц, других источников дохода не имеет, её мама Федорова Н.В. не может оказывать ей достаточную материальную помощь, ежемесячно передаёт ей от двух до четырёх тысяч в месяц.
Заинтересованное лицо Федорова Н.В. поддержала заявленное требование, пояснила, что Иванова К.А. – её дочь. Иванов А.С. оказывал постоянно помощь дочери, ежемесячно оплачивал жильё, предоставлял ежемесячно материальную помощь. Она имеет двоих детей, находится в браке, второй ребенок несовершеннолетний, проживает с ней. Между нею и Ивановым А.С. была договорённость, что дочь будет обучаться в высшем учебном заведении, если он будет оказывать дочери постоянную материальную помощь, что он и выполнял до момента смерти. Она не может оказывать постоянно помощь дочери, поскольку размер получаемой ею заработной платы составляет 24000 рублей в месяц, имеет на иждивении малолетнего ребёнка. Предоставляет и может предоставлять дочери материальную помощь до пяти тысяч рублей ежемесячно.
Представитель заинтересованного лица – ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) по доверенности Макеева Е.Б. заявленное Ивановой К.А. требование не признала по основаниям, указанным в отзыве на её заявление, в котором указано, что комиссия Управления установила, что Иванова К.А. на дату смерти отца Иванова А.С. достигала 18-летнего возраста, не работает. Иванова К.А. и её отец зарегистрированы по месту жительства по разным адресам, она является студенткой очной формы обучения высшего учебного заведения. Иванов А.С. на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ не работал, уволен из ООО «Мста-Метиз» ДД.ММ.ГГГГ. Справка о доходах Иванова А.С. на дату смерти не представлена. Из договора найма жилого помещения №, заключенного Ивановым А.С. для проживания дочери Ивановой К.А., усматривается, что он производил оплату за квартиру с августа 2014 года по сентябрь 2014 года, в январе 2015 года. В октябре-декабре 2014 года, в феврале-мае 2015 года оплата по договору производилась не Ивановым А.С. У Иванова А.С. имеется сын Максименко И.А., 2008 года рождения. Мать Ивановой К.А. – Федорова Н.В. работает и получает доход. Из представленных документов не усматривалось, что Иванова К.А. на момент смерти отца находилась на его полном содержании либо получала от него помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию. К поданному в суд заявлению Иванова К.А. приложила документы, аналогичные тем, которые были представлены в Управление. Для того, чтобы Иванов А.С. мог полностью содержать иждивенца либо оказывать ему помощь, которая являлась бы постоянным и основным источником средств к существованию для иждивенца он сам как минимум должен иметь постоянный доход. Справка о доходах Иванова А.С. на момент смерти в суд не представлена. Какие-либо документы, подтверждающие наличие регулярных расходов Иванова А.С. в пользу дочери также не представлены. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ считает законным и обоснованным.
Суд, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Иванова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно является дочерью Иванова А.С., что подтверждено копией свидетельства о рождении, выданным отделом ЗАГС <адрес> (л.д. 6).
Иванов А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> комитета ЗАГС и ООДМС <адрес> (л.д. 7).
Иванова К.А. является студентом 2 курса экономического факультета очной формы обучения на бюджетной основе ГУОУВО «Российская таможенная академия», что подтверждено справкой названного образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, в связи с достижением заявителем совершеннолетия, юридически значимым обстоятельством по делу является нахождение его на иждивении умершего отца.
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Вместе с тем, доказательств нахождения на полном содержании отца заявителем Ивановой К.А. не представлено.
Из письменных материалов дела усматривается, что на момент смерти Иванов А.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Иванова К.А. в указанном жилом помещении была зарегистрирована по ДД.ММ.ГГГГ, что указано в справке ООО «УК ЖЭК» от ДД.ММ.ГГГГ.
Иванова К.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, что следует из справки ООО «Комплекс плюс» от ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовой книжкой Иванова А.С. подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал подсобным рабочим, станочником в ООО "Мста-Метиз". Сведений о работе Иванова А.С. после указанной даты в деле не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.С. умер.
Определяя, являлась ли помощь Иванова А.С. основным источником средств к существованию заявителя, необходимо соотнести объем оказываемой им помощи и доходов матери, также содержащей заявителя, что установлено из пояснений заявителя и заинтересованного лица Федоровой Н.В. в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что мать заявителя Федорова Н.В. работает, получает заработную плату в среднем около 25000 рублей в месяц, при этом оказывает дочери материальную помощь ежемесячно около 5000 рублей.
Документов о получении Ивановым А.С. иных официальных доходов не представлено.
Кроме того, доходом Ивановой К.А. также является стипендия, получаемая ежемесячно.
Определив соотношение между объемом помощи, оказываемой заявителю умершим отцом, и доходами её матери, выявив значительное превышение вторых перед первыми и отсутствие дохода у Иванова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что отсутствуют основания для признания помощи Иванова А.С. постоянным и основным источником средств существования дочери.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нахождение Ивановой К.А. на иждивении отца не нашло своего подтверждения.
Из пояснений заявителя, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что с 2014 года её отец официально нигде не работал, однако работал без оформления трудовых отношений, имел заработок, в подтверждение чего им были представлены договоры на выполнение работ.
Однако доказательств выполнения каких-либо работ заявитель суду не представил, сведений о получении дохода Ивановым А.С. после увольнения из ООО «Мста-Метиз» не имеется.
Свидетель Иванова Г.Д. пояснила суду, что её сын Иванов А.С. оказывал материальную помощь дочери до момента смерти. После увольнения из ООО «Мста-Метиз» он уехал в <адрес>, проживал вместе с дочерью, работ не официально.
Аналогичные показания даны в судебном заседании свидетелем Григорьевой Н.В.
Доводы заявителя об оплате пользования жилого помещения не подтверждают того, что указанная плата являлась постоянным и основным источником средств к существованию, кроме того, внесение платы именно Ивановым А.С. представленный заявителем договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ сведений об этом не содержит, поскольку его содержание позволяет сделать вывод того, что в октябре, ноябре, декабре 2014 года, феврале, марте, апреле и мае 2015 года плату за жилого помещение Иванов К.А. не осуществлял.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что убедительных и достоверных доказательств того, что при жизни Иванов А.С. взял на себя полную заботу о содержании дочери, постоянно оказывал ему такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию Ивановой К.А., не имеется, соответственно, оснований для установления факта нахождении на иждивении нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 264-268 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ивановой <данные изъяты> об установлении факта нахождения на иждивении – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в судебную коллегию по гражданским делам в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Боровичский районный суд Новгородской области.
Мотивированное решение составлено 05 сентября 2016 года.
Судья Т.В. Киселёва