4г/10 –5520/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2018 года г. Москва
Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Чамышева С.В., действующего на основании доверенности в интересах Шишкова С.А., поступившую в суд кассационной инстанции 18 апреля 2018 года, на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 февраля 2018 года по делу по иску Шишкова С.А. к ГУ – ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным в части, включении периодов в льготный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
Установил:
Шишков С.А. обратился в суд к ГУ-ГУ ПФР № 2 по г.Москве и Московской области с иском о признании решения от 07 апреля 2017 года № * незаконным в части, обязании включить в льготный стаж по основаниям п.2 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» периодов работы: с 31 мая 1993 года по 30 июня 1993 года - в должности ученика помощника машиниста электропоезда (дублер) в электродепо «Фили», с 01 июля 1993 года по 22 февраля 1994 года - обучение в технической школе метрополитена, с 23 февраля 1994 года по 26 декабря 2001 года - в должности помощника машиниста электропоездов в электродепо «Фили», с 27 января 2001 года по 04 августа 2002 года - в должности машиниста электропоездов в электродепо «Фили», обязании назначить досрочную страховую пенсию с 08 апреля 2017 года.
В обосновании заявленных требований Шишков С.А. ссылался на то, что в спорные периоды времени его работа соответствовала п.2 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях», в то время как ответчик произвел оценку его пенсионных прав по основаниям п.5 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях», что является незаконным и нарушает его права.
Решением Кунцевского районного суда г.Москвы от 24 июля 2017 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шишкова Сергея Александровича к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказать.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Московского городского суда от 06 февраля 2018 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014г. установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно п.5 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Судом установлено, что Шишков С.А., * года рождения, 28 марта 2017 года обратился в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №2 по г.Москве и Московской области, Шишкову С.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, оценка его пенсионных прав была осуществлена в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Специальный стаж истца был определен пенсионным органом как 09 лет 00 мес.29 дн.
В связи с отсутствием требуемого специального стажа истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В стаж работы Шишкова С.А. по основаниям п.5 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», что следует из данных о стаже, включены периоды работы:
с 01 июля 1993 года по 22 февраля 1994года, с 23 февраля 1994 года по 07 июля 2002 года, с 13 июля 2002 года по 04 августа 2002 года - обучение в УПЦ, курсант учебной группы помощников машинистов электропоездов, помощник машиниста электропоезда в электродепо «Фили», машинист электропоезда электродепо «Фили» Московского метрополитена.
Обращаясь с настоящим иском, Шишков С.А. просил суд обязать ответчика включить названные периоды, а также период с 31 мая 1993 года по 30 июня 1993 года, когда он являлся учеником помощника машиниста электропоездов (дублер) в электродепо «Фили», в подсчет его специального стажа по основаниям п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Шишкову С.А. в удовлетворении заявленных требований в виду отсутствия на то законных оснований.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась, одновременно указав на следующее.
Согласно Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, право на льготное пенсионное обеспечение было предоставлено: раздел ХХХ – Транспорт, пункт 1 –железнодорожный транспорт и метрополитен: машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизель-поездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов.
Вместе с тем, указанный Список № 2 применяется по периодам работы до 01 января 1992 года.
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", который применяется к периодам после 01 января 1992 года не предполагает права на досрочное пенсионное обеспечение для машинистов, помощников машинистов электропоездов в метрополитене.
При этом, согласно п. «д» ст. 12 Закона № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего с 1 января 1992 года по 01 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливались:
мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" предусмотрены должности, которые занимал Шишков С.А. в период работы в электродепо «Фили» Московского метрополитена.
В силу п.п.5 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2015года, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. При назначении пенсии также применялся Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
Согласно справке электродепо «Фили» ГУП города Москвы Московский ордена Ленина и Трудового Красного Знамени метрополитен имени Ленина» от 26 октября 2016 года, работодатель характеризует работу истца в спорные периоды как соответствующую п.5 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (с 01.01.2015г. – п.5 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных Шишковым С.А. требований об обязании ответчика включить в подсчет его специального стажа по основаниям п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» спорных периодов и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по указанным основаниям, у суда первой инстанции отсутствовали, так как спорные периоды работы истца имели место после 01 января 1992 года, а работы до 01 января 1992 года по названным должностям у него не имеется.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Чамышева С.В., действующего на основании доверенности в интересах Шишкова С.А., на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 февраля 2018 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции – отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.