Решение по делу № 12-598/2021 от 07.07.2021

                             № 12-598/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 августа 2021 года                 г. Уфа

    

Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Курамшина А.Р.,

с участием защитника юридического лица Государственного казённого учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан – Яхина В.М. (доверенность от 06.04.2021 г. №99дов/А-11),

государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Отделения МВД России по Стерлибашевскому району Булатова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного казённого учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Яхина В.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года Государственное казённое учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Защитником юридического лица Яхиным В.М. на указанное постановление принесена жалоба, в которой он просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Из жалобы следует, что ГКУ УДХ РБ -ненадлежащее лицо для привлечения к административной ответственности.

ГКУ УДХ РБ осуществляет свою деятельность на основании Устава и распоряжения Правительства РБ от 22.11.2011 г. № 1112-20. В соответствии с п. 1.4. Устава ГКУ УДХ РБ учреждение является некоммерческой организацией. В соответствии с п. 3.1. его имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления и является государственной собственностью. ГКУ УДХ РБ финансируется из бюджета Республики Башкортостан и осуществляет финансовую деятельность на основании сметы. ГКУ УДХ РБ в соответствии с Уставом не осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог. ГКУ УДХ РБ был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Стерлибашевском районе от 16.09.2020 г. №1112-20 с АО «Башкиравтодор». Согласно акту о приемке выполненных работ № 37 от 30.06.2020 г. АО «Башкиравтодор» выполнил работы по нанесению горизонтальной разметки на автомобильной дороге Стерлитамак – Стерлибашево – Федоровка.

В протоколе государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Стерлибашевскому району описывает, что горизонтальная разметка отсутствует с км 51+00 по км 52+000 автомобильной дороги Мияки – Мияки - Татер - Арсланово Стерлибашевского района. Нанести горизонтальную дорожную разметку при отрицательной температуре воздуха не предоставлялось возможным с учетом требований ОДМ 218.6.020-2016 «Методические рекомендации по устройству дорожной разметки». Сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Стерлибашевскому району не было сделано необходимых измерений, что не соответствует требованиям п.10.4.6 и 10.4.9 ОДМ 218.6.027-2017.

Ответственным за выявленные в ходе проверки нарушения закона лицом является АО «Башкиравтодор».

Горизонтальная дорожная разметка не наносится при отрицательной температуре воздуха.

Износ дорожной разметки должностным лицом не определялся.

ГКУ УДХ РБ заблаговременно приняло все необходимые меры для безопасной эксплуатации автомобильной дороги, предусмотренного пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-2017, следовательно, ГКУ УДХ РБ не совершало виновного действия или бездействия.

ГКУ УДХ РБ был заключен государственной контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Стерлибашевском районе от 15.02.2021 года № 1182-21 с ООО «ВЕКТОР». В п. 6.1.2 настоящего контракта указано, что подрядчик обязан принимать все необходимые меры для обеспечения безопасной эксплуатации автомобильных дорог. Согласно государственному контракту сроки на выполнение работ на 2021 год до 15.06.2021 на отсутствие дорожной разметки. Привлечение к административной ответственности ГКУ УДХ РБ не правомерно, так как согласно контракту все виды работ по нанесению дорожной разметки истекают 16.06.2021 г.

В ходе судебного заседания представитель юридического лица Государственного казённого учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Яхин В.М. доводы жалобы поддержал, просил суд жалобу удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД Отделения МВД России по Стерлибашевскому району Булатов И.А. просит постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

28.05.2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отделения МВД России по Стерлибашевскому району Булатовым И.А. в отношении ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Так, согласно протоколу, Управление, являясь ответственным юридическим лицом за содержание дорог в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями норм и правил, согласно Устава государственного казенного учреждения УДХ РБ допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержания дорог, а именно: 22.05.2021 в ходе осуществления надзора за состоянием автомобильной дороги Киргиз-Мияки - Тятер - Арасланово - Стерлибашево Стерлибашевского района РБ (51+000- км 52+000) на месте дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки: отсутствует горизонтальная разметка: 1.1 «разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы поло движения в опасных местах на дорогах»; 1.5 «разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы»; 1.6 «предупреждает о приближении к разметке 1.1. или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений»; 1.7 «обозначает полосы движения в пределах перекрёстка»; 1.11 «разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только с одной полосы». Выявленные, недостатки являются нарушением требований пунктов 6.3 ГОСТа Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дородного движения. Методы контроля», пунктов 6.2 ГОСТа Р52289-2019 «Технологические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей Государственного казённого учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С указанными выводами оснований не согласиться не имеется, в силу следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Из материалов дела следует, 22.05.2021 в ходе осуществления надзора за состоянием автомобильной дороги Киргиз-Мияки-Тятер-Арасланово-Стерлибашево Стерлибашевского района РБ (51+000- км 52+000) государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отделения МВД России по Стерлибашевскому району Булатовым И.А. установлено, что на месте дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки: отсутствуют горизонтальные разметки, перечисленные им согласно материалов дела.

По факту нарушения 28.05.2021 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отделения МВД России по Стерлибашевскому району составлен протокол об административном правонарушении № 02 АА №004577 в отношении ГКУ УДХ РБ по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Согласно п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации, дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Согласно 6.2.1 ГОСТа Р52289-2019, горизонтальную разметку наносят на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы административного дела, дав правовую оценку доказательствам по делу считает, что факт совершения правонарушения и вина Государственного казённого учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан в совершении административного правонарушения объективно подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом № 02 АА № 004577 об административном правонарушении от 28 мая 2021 г., актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, фотоматериалами и иными материалами дела.

Вопреки доводам жалобы, наличие государственного контракта заключенного между ГКУ УДХ РБ и АО «Башкиравтодор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Стерлибашевском районе, государственного контракта между ГКУ УДХ РБ и ООО «ВЕКТОР» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Стерлибашевском районе не освобождает учреждение от административной ответственности за вмененное административное правонарушение.

Согласно заключенным государственным контрактам стороны несут гражданско-правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Предметом деятельности учреждения является осуществление функций государственного заказчика работ по проектированию, содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2 раздела 2).

Учреждение, будучи лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Независимо от оснований проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 32, 33, 81 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380, федеральный надзор в области безопасности дорожного движения может осуществляться как посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, так и посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, указанные нарушения выявлены должностным лицом в рамках осуществления полномочий по контролю за эксплуатационным состоянием дорог.

В данном случае акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составлен в соответствии с пунктом 86 Административного регламента, приложениями к нему.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

При этом, вопреки доводам заявителя, принятие мер к устранению нарушений после их выявления административным органом в ходе проверки не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при отсутствии доказательств принятия ГКУ УДХ РБ всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ГКУ УДХ РБ является субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Ссылка в жалобе на невозможность нанесения дорожной разметки в зимний период с учетом отрицательного температурного режима является несостоятельной, т.к. неблагоприятные погодные условия не исключают обязанность органа местного самоуправления по организации работ, которые бы обеспечили своевременное нанесение дорожной разметки в период времени до наступления неблагоприятных погодных условий. Безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий должна быть обеспечена в любое время года.

Доводы жалобы на отсутствие выделенных денежных средств не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения.

Довод жалобы о том, что износ дорожной разметки должностным лицом не определялся, правового значения не имеет и отмену судебного акта не влечет, поскольку материалы дела свидетельствуют о полном отсутствии горизонтальной дорожной разметки.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном постановлении от 15 июня 2021 года, не содержат правовых аргументов и указаний на новые события и факты, не ставят под сомнение наличие в действиях ГКУ УДХ РБ объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Процессуальных нарушений со стороны административного органа не допущено. Какой-либо заинтересованности сотрудника полиции, выявившего административное правонарушение, в исходе данного административного дела судом не установлено, доказательств обратного не представлено.

Делая вывод о виновности учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, суд исходит из того, что учреждение, будучи лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина Государственного казённого учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан доказана, и его действия следует квалифицировать по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Учитывая положения ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья применил к Государственному казённому учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации обоснованно снизил его размер до 100 000 рублей.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года по ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Государственное казённое учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан оставить без изменения, жалобу защитника Государственного казённого учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Яхина В.М. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и его правомочны пересмотреть судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации.

Судья                  А.Р. Курамшина

12-598/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ГКУ УДХ РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Курамшина А.Р.
Статьи

ст.12.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kirovsky--bkr.sudrf.ru
07.07.2021Материалы переданы в производство судье
10.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Вступило в законную силу
24.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее