Мотивированное решение от 26.05.2023 по делу № 02а-0295/2023 от 31.01.2023

 

УИД 77RS0019-02-2022-018787-22

Дело № 2а-295/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

23 мая 2023 года                                                                          адрес

 

Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Хуснетдиновой А.М., при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-295/2023 по административному исковому заявлению Казанцева Александра Дмитриевича к призывной комиссии муниципального образования Останкино адрес, Объединенному военному комиссариату Останкинского району, ФКУ Военного комиссариата адрес об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Казанцев А.Д. обратился в суд с иском к административным ответчикам призывной комиссии муниципального образования Останкино адрес, Объединенному военному комиссариату Останкинского району, ФКУ Военного комиссариата адрес об оспаривании решения, мотивируя свои требования тем, что Казанцев А.Д., паспортные данные, с 04.10.2021 состоит на воинском учете в военном комиссариате по адрес. Ранее состоял на воинском учете в военном комиссариате по адрес, где ему была предоставлена отсрочка в связи с обучением до 31.08.2021, о чем имеется запись в приписном свидетельстве, далее состоял на учете в военном комиссариате по адрес. 04.10.2021 снялся с воинского учета в Красногорском военкомате адрес и встал на воинский учет. Военный комиссариат по адрес в октябре 2021 года не принимал решения, т.к. истребовал личное дело призывника из предыдущего военкомата и сообщил, что вызовут по телефону в весенний призыв 2022 года. 17.05.2022 фио направили на медицинское обследование, выдав направление в поликлинику по месту жительства, т.к. он предоставил медицинские документы от 22.04.2022 о наличии неуточненного образования. 06.06.2022 Казанцев А.Д. явился в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии и на заседание призывной комиссии. Изучив медицинские документы, фио направили на исследования состояния здоровья по листу медицинского освидетельствования в ГБУЗ Городская онкологическая больница № 1 ДЗМ. С 13.09.2022 по 25.11.2022 Казанцев А.Д. проходил обследование по направлению от военкомата. Впоследствии был установлен диагноз, онкологическое заболевание не подтвердилась. 21.11.2022 административным истцом был достигнут предельный возраст призыва на военную службу. По результатам обследования Казанцеву А.Д. выставили категорию годности к военной службе. При этом, решением призывной комиссии от 29.11.2022 истца признали гражданином, не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований. С решением (заключением) призывной комиссии Останкино адрес административный истец не согласен, полагает, что оно является незаконным, нарушает право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным, но не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

С учетом изложенного, Казанцев А.Д. просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии муниципального образования Останкино адрес о признании гражданином не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований от 29.11.2022, обязав призывную комиссию муниципального образования Останкино адрес вынести решение и признать фио не прошедшим военную службу имея на то законные основания в связи с имеющимся заболеванием и по достижении 27 лет, обязать Военный комиссариат по адрес выдать военный билет.

Административный истец Казанцев А.Д. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен, обеспечил явку своего представителя по доверенности, который заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата адрес в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.

Представители административных ответчиков - призывной комиссии муниципального образования Останкино адрес, ФКУ Военного комиссариата адрес в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (ч.8 ст.226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (подпункт «а» п. 1 ст. 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22). При этом положениями закона предусмотрено, что волеизъявление лица о реализации права на освобождение от призыва выражается в явке призывника на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии и предъявлении документов в призывную комиссию при рассмотрении данного вопроса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Казанцев А.Д., паспортные данные, с 21.12.2009 состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном, адрес), с 04.10.2021 состоит на воинском учете в военном комиссариате по адрес. Ранее состоял на воинском учете в военном комиссариате по адрес, где ему была предоставлена отсрочка от прохождения службы в связи с обучением до 31.08.2021, о чем имеется запись в приписном свидетельстве, далее состоял на учете в военном комиссариате по адрес. 04.10.2021 снялся с воинского учета в Красногорском военкомате адрес.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом освобождены от призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

Как следует из личного дела призывника, военный комиссариат по адрес в октябре 2021 года не принимал решения в отношении фио, т.к. истребовал личное дело призывника из военкомата где ранее состоял на учете Казанцев А.Д.

17.05.2022 фио направили на медицинское обследование, выдав направление в поликлинику по месту жительства, т.к. он предоставил медицинские документы от 22.04.2022 о наличии неуточненного образования.

06.06.2022 Казанцев А.Д. явился в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии и на заседание призывной комиссии.

Изучив медицинские документы, фио направили на исследования состояния здоровья по листу медицинского освидетельствования в ГБУЗ Городская онкологическая больница № 1 ДЗМ.

С 13.09.2022 по 25.11.2022 Казанцев А.Д. проходил обследование по направлению от военкомата. Впоследствии был установлен диагноз, онкологическое заболевание не подтвердилось.

21.11.2022 административный истцом был достигнут предельный возраст призыва на военную службу.

По результатам обследования Казанцеву А.Д. выставили категорию годности к военной службе.

Решением призывной комиссии от 29.11.2022 фио признали гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

Как указывает административный ответчик, Казанцев А.Д. трижды вызывался повестками для явки в военкомат на 07.04.2022, 18.04.2022, 27.04.2022, однако явился только в июне 2022 года, отсрочки от весеннего призыва 2022 г. у фио не было. Однако как следует из материалов дела, факт получения Казанцевым А.Д. повесток в апреле 2022 года либо же уклонения от их получения не подтверждается.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Частью 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания и т.д.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Согласно п.1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно п. 6, п. 7, п. 11 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11.11.2006, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии... осуществляется повестками (п.6). Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (п.7).

В соответствии с п.п. г, д п.4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, МВД России № 789, ФМС России № 197 от 10.09.2007 военные комиссары: принимают меры по оповещению и постановке на воинский учет граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и граждан, приобретших гражданство Российской Федерации; организуют оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, ведут учет результатов оповещения.

Согласно п. 34 «Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учётную работу, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

С учетом содержания выше указанных норм, ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при поступлении в военный комиссариат сведений о приобретении лицом призывного возраста гражданства Российской Федерации, военный комиссариат обязан направлять такому лицу повестки о явке на любые мероприятия, связанные с подготовкой к призыву и непосредственно с призывом.

Обязанность соответствующих категорий граждан без повестки или иного извещения являться в военный комиссариат, законом не предусмотрена.

Поскольку место регистрации административного истца было известно, военный комиссариат был обязан организовать его воинский учет и обеспечить явку на соответствующие мероприятия повесткой.

Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из толкования данной нормы, только неявка по повестке без уважительной причины может рассматриваться основанием, влекущим за собой ответственность за уклонение от прохождения военной службы. Принимая во внимание негативные последствия статуса лица, не прошедшего военную службу без законных оснований, иное означало бы ограничение гражданских прав без вины.

Поскольку судом не установлено виновное поведение фио в виде уклонения от прохождения военной службы, призывные мероприятия в отношении него не проводились, он не мог быть признан не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Федеральный закон от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, не содержат правовых норм, которые бы наделяли призывника, состоящего на воинском учете, не имеющего отсрочки от военной службы или права на освобождение от военной службы, годного к военной службе, правом по собственной инициативе пройти военную службу, минуя мероприятия по призыву в соответствии с положениями ст.ст. 22 – 31 вышеуказанного Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение призывной комиссии от 22.11.2022 о признании фио не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, следует признать незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав фио на административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 29.11.2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░  ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

 

 

░░░░░                                                                        ░░░

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0295/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 23.05.2023
Истцы
Казанцев А.Д.
Ответчики
ФКУ Военный Комиссариат
Военный комиссариат г. Москвы
Объединенный военный комиссариат Останкинского района г.Москвы
Призывная комиссия муниципального образования Останкино СВАО г.Москвы
Суд
Останкинский районный суд
Судья
Хуснетдинова А.М.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.05.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее