Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33-27748/2023 от 22.05.2023

УИД 77RS0013-02-2021-008582-93

Судья: Самойлова И.Г.

гр. дело суда первой инстанции № 2-705/2022

гр. дело суда апелляционной инстанции № 33-27748/2023

 

 

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

адрес                                                                                        20 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.,

судей Куприенко С.Г., Морозовой Д.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костюковой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе фио, фио, фио в лице представителя фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований фио, фио, фио к Департаменту городского имущества адрес об обязании перевести помещение в жилой фонд, сохранении его в перепланированном состоянии, обязании заключить договор социального найма - отказать,

 

УСТАНОВИЛА:       

    

Истцы фио, фио, фио обратились в суд с иском к ответчику ДГИ адрес об обязании перевести помещение в жилой фонд, сохранении его в первоначальном состоянии, обязании заключить договор социального найма, указывая, что фио с 1978 года являлся работником Управления строительства ПСО «Главмосстрой» и стоял в очереди на получение жилья как очередник предприятия (учетное дело № 90-08). Распоряжением № 1939 от 29 июля 1992 г. начальника Территориального управления «Хамовники» Префектуры адрес «О предоставлении жилой площади работникам Управления строительства ПСО «Главмосстрой» (по плану организации) утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № 26 от 02 июля 1992 г.) о предоставлении жилой площади 9 семьям - 28 человек по адресу: адрес.

Данным Распоряжением семье фио в составе трех человек: фио 1961 г.р., его жены - фио 1962 г.р. и его сына - фио 1983 г.р. была предоставлена ведомственная жилая площадь (за выездом), а именно - отдельная двухкомнатная квартира № 43 по адресу: адрес, общей площадью 57,4 кв.м., жилой площадью 29,6 кв.м.

Этим же распоряжением семья фио была снята с учета в качестве очередников предприятия.

На основании распоряжения фио жилищным управлением «Хамовники» был выдан ордер №685079 от 06 августа 1992 г. на право занятия указанной квартиры, в которую он на основании ордера вселился со своей семьей в составе трех человек.

С 16 сентября 1992 г. фио со своей семьей были зарегистрированы в квартире № 43 по адресу: адрес, по месту жительства.

С даты вселения в данную квартиру по настоящее время истцы постоянно проживают в ней, осуществляя права и обязанности пользователей на условиях социального найма. На квартиру открыт финансовый лицевой счет № 3130341392, имеется единый жилищный документ, в котором указано - вид заселения «социальный наем».

Квартира пригодна для проживания и соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, которые установлены ст. 15, 16 ЖК РФ. В квартире имеется центральное отопление, водопровод, канализация, электроосвещение, горячая вода, ванна/душ.

При сборе документов, необходимых для приватизации квартиры, из ГБУ МосгорБТИ был получен ответ от 06 декабря 2012 г. № 2249/7-1, из которого следует, что квартира с порядковым номером 43 в материалах инвентарного дела не значится, согласно архивных материалов инвентарного дела по данному адресу учтены только квартиры с 1-ой по 40-ую.

Согласно полученным поэтажному плану и экспликациям помещения по состоянию на 26 октября 2004 г. и 02 марта 2017 г. по адресу: адрес, где фактически расположена квартира истцов, это помещение значится как нежилое, а именно - помещение № IIг; тип: школьные, общей площадью: 56,8 кв.адрес этом, в экспликации содержится отметка, что помещение переоборудовано без разрешения.

Истцам также было отказано в заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, в связи с тем, что помещение является нежилым, а вопрос по его переводу в жилой фонд Департаментом не рассматривался.

07 марта 2014 г. фио обратился в Департамент городского имущества адрес с просьбой о переводе помещения из нежилого в жилое. После данного обращения квартиру осмотрели сотрудники ДГИ адрес и составили акт осмотра нежилого помещения IIг от 21 мая 2014 г., которым установили, что в помещении проживает фио со своей семьей, а также установили, что техническое состояние помещения пригодно к использованию и в нем имеются все необходимые коммуникации.

На повторное обращение фио о переводе нежилого помещения в жилой фонд от ДГИ адрес поступил ответ от 21 августа 2014 г., что вопрос перевода помещения прорабатывается.

Письмом от 14 октября 2014 г. ДЖП и ЖФ адрес сообщил, что в Департамент поступила информация из адрес Москвы о согласии на перевод в жилищный фонд нежилого помещения, однако по сведениям ГБУ МосгорБТИ в помещении проведены несогласованные в установленном порядке перепланировка и переустройство, в связи с чем, вопрос о переводе данного помещения в жилищный фонд может быть рассмотрен Департаментом после предоставления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и перепланировки помещения.

Истцом 25 ноября 2015 г. в ДГИ адрес были представлены проект перепланировки нежилого помещения, техническое заключение о техническом состоянии конструкций квартиры и заключение на конструктивную часть проекта перепланировки нежилого помещения на указанную квартиру, согласно которым проведенная перепланировка допустима и безопасна.

Однако ДГИ адрес 31 декабря 2015 г. отказал в переводе нежилого помещения в жилое, сославшись на то, что на помещение IIг оформлено право собственности адрес как на нежилое помещение (77-01/30- 399/2003-809 от 22 апреля 2003 г.); не представлено решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома разрешающее обустройство входного крыльца, при обустройстве, которого затрагивается общее имущество; ввиду отсутствия информации в ГБУ МосгорБТИ о квартире с порядковым номером 43 невозможно сделать вывод о соответствии адресов: адрес .и адрес, пом. IIг.

Истцы, проживая в квартире 29 лет на законных основаниях, не могут реализовать свои жилищные права на заключение договора социального найма и приватизацию квартиры. Ответчик уклоняется от заключения договора социального найма и отказывается от перевода нежилого помещения, в котором проживают истцы, в жилой фонд.

Перепланировка нежилого помещения IIг, на которую ссылается ответчик в качестве обоснования отказа в переводе помещения в жилой фонд, была произведена Управлением строительства ПСО «Главмосстрой» до предоставления истцам квартиры. Более того, была произведен перепланировка всего первого этажа в целях предоставления квартир, образованных в результате такой перепланировки, очередникам предприятия. При этом входная группа (крыльцо с лестницей) в помещение истца существует с 20 июня 1988 г., то есть до предоставления истцам помещения по ордеру, что подтверждается поэтажным планом первого этаж на указанную дату. Следовательно, требование ответчика о предоставление истцами решения общего собрания собственников помещение многоквартирного дома, разрешающее обустройство входного крыльца, и отказ на этом основании в переводе помещения в жилой фонд незаконны.

фио ордер на право вселения и проживания в спорном помещении, как в жилом, был выдан 06 августа 1992 г. Таким образом, правоотношения сторон возникли в 1992 году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, соответственно, в силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к спорным правоотношениям применяются также положения Жилищного кодекса адрес.

Вселяясь в предоставленное по ордеру помещение, истцы вправе были рассчитывать, что им предоставлено жилое помещение. При этом на нанимателя фио был открыт лицевой счет на оплату именно как за жилое помещение, оформлен единый жилищный документ, оплата истцами производилась, что подтверждается сведениями в едином жилищном документе об отсутствии задолженности по оплате за помещение, истцы 29 лет проживают в помещении и зарегистрированы в нем по месту жительства, что свидетельствует о фактически сложившихся правоотношениях по пользованию спорным помещением как жилым.

Приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы пользуются квартирой как жилым помещением на законных основаниях, между истцами и ДГИ адрес, реализующим права собственника помещения, сложились правоотношения, подпадающие под признаки договора социального найма. Поэтому учет помещения как нежилого, используемого как жилое, не лишает истцов права на юридическое закрепление сложившихся правоотношений путем оформления договора социального найма.

В связи с чем, истцы просили суд обязать Департамент городского имущества адрес перевести нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0004007:7626, общей площадью 56,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес, пом. IIг, в жилой фонд с присвоением ему адреса: адрес, и сохранении его в перепланированном (существующем) состоянии, признании за фио, фио, фио право пользования квартирой № 43 по адресу: адрес, общей площадью 56,8 кв.м., жилой площадью 29,6 кв.м., и обязании Департамент городского имущества адрес заключить с ними договор социального найма в отношении указанного жилого помещения с кадастровым номером 77:07:0004007:7626.

Истцы фио, фио, фио в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом, доверили представлять свои интересы представителю по доверенности фио, который в судебное заседание суда первой инстанции явился, просил об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц ГЖИ адрес, ГБУ «МосгорБТИ» в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом.

 

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просят истцы фио, фио, фио в лице представителя по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Истцы фио, фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя по доверенности и ордеру фио, который доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.

Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда без изменения. 

Представитель третьих лиц адрес и ГБУ МосгорБТИ в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин отсутствия не представили.

Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении»).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении»).

Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям в полной мере не отвечает.

 

В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ устанавливает: «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

В соответствии с положениями ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают, и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

На основании ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом; Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия; Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. ст. 61-63 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии со ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пп. 3 и 4 ч. 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные п. 2 ч. 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в ч. 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч. 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в ч. 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Завершение указанных в ч. 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Распоряжения № 1939 от 29 июля 1992 г. Территориального управления «Хамовники» Префектуры адрес «О предоставлении жилой площади работникам Управления строительства ПСО «Главмосстрой» семье фио в составе трех человек: фио 1961 г.р., его жены - фио 1962 г.р. и его сына - фио 1983 г.р. предоставлена ведомственная квартира № 43 по адресу: адрес, общей площадью 57,4 кв.м., жилой площадью 29,6 кв.адрес основании указанного распоряжения фио жилищным управлением «Хамовники» был выдан ордер № 685079 от 06 августа 1992 г. на право занятия указанной квартиры. С 16 сентября 1992 г. фио со своей семьей проживают и зарегистрированы в квартире № 43 по адресу: адрес, по месту жительства.

Согласно данным, предоставленным ГУП МосгорБТИ, следует, что в архивных материалах инвентарного дела по адресу: адрес, учтены квартиры с 1-ой по 40-ую, квартиры с порядковым номером 43 в материалах инвентарного дела не значится.

Согласно данным БТИ, квартира 43 по адресу: адрес здании не значится. Занимаемое истцами помещение учтено в органах БТИ как нежилое помещение № IIг; тип: школьное, общей площадью 56,8 кв.м.

На помещение IIг оформлено право собственности адрес как на нежилое помещение (запись в ЕГРП от 22 апреля 2003 г. № 77-01/30-399/2003-809).

Письмом от 31 марта 2014 г. ДГИ адрес отказал в заключении договора социального найма в связи с тем, что занимаемое истцом помещение относится к нежилому фонду.

Истец фио обратился в ДГИ адрес с заявлением о выдаче уведомления о переводе нежилого помещения в жилое.

Письмом от 31 декабря 2015 г. ДГИ адрес сообщил об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.

Предоставление государственной услуги по заявлениям, поступившим в Департамент до 01 декабря 2015 г., осуществляется Департаментом в соответствии с регламентом, утвержденным постановления Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 382-ПП «Об утверждении Регламента подготовки по принципу «одного окна» уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» (далее - Регламент).

В соответствии с п. 5.7.2 Регламента, отсутствие у заявителя права на требуемый им документ является основанием для отказа в выдаче запрашиваемого документа.

В соответствии с экспликацией занимаемое истцами помещение было учтено в органах БТИ как нежилое помещение за № IIг; тип: школьное, общей площадью 56,8 кв.м.

Согласно письму ДЖП и ЖФ адрес (далее Департамент) от 25 ноября 2013 г. за № ДЖП-14-62375/3, перевод жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения в адрес осуществляется в соответствии с порядком, установленным ст.ст.22 - 24 ЖК РФ и Регламентом подготовки по принципу «одного окна» уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 382 - ПП. Решение по переводу нежилого помещения в жилое помещение предварительно принимается межведомственной комиссией административного округа адрес, утверждается распоряжением префекта административного округа адрес и направляется в Департамент для рассмотрения в установленном порядке.

Решение Комиссии и распоряжение Префекта адрес в Департамент не поступали. Вопросы перевода указанного помещения в жилой (нежилой) фонд, Департаментом не рассматривались.

Согласно письму Департамента от 23 июля 2014 г. за № ДГИ-ГР-12227/14-1, истцы уведомлены о том, что вопрос о возможности/невозможности перевода спорного нежилого помещения в жилое находится в проработке для вынесения к рассмотрению на межведомственной комиссии по выявлению спорного имущества, относящегося в соответствии со ст. 36 ЖК РФ к общему долевому имуществу собственников помещений многоквартирных домов, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности адрес.

Письмом от 21 августа 2014 г. № ДГИ-ГР-11989/14-1 Департамент уведомил фио о формировании комплекта документов в соответствии со ст. 23 ЖК РФ и постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 382-ПП для последующей передачи в ДЖП и ЖФ адрес для рассмотрения вопроса о возможности/невозможности перевода спорного нежилого помещения в жилое по существу.

Согласно письму от 15 января 2015 г. № ДЖП-14-900/5, Департамент уведомил фио о том, что прорабатывается вопрос согласования представленных проектных решений с направлением необходимых материалов на окружную МВК адрес в целях признания спорного помещения пригодным для проживания в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. за № 712-ПП и последующим принятием предварительного решения о переводе помещения в жилищный фонд.

Письмом от 31 декабря 2015 г. № 99999-1100-699/15 ДГИ адрес сообщил об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, в связи с тем, что МосгорБТИ была представлена информация об отсутствии в архиве ГБУ МосгорБТИ сведений о квартире № 43 в доме № 7, корп. 2 по адресу: адрес.

Кроме того, отсутствует и соответствующее заключение окружной Межведомственной комиссии.

Также, согласно представленному проекту переустройства, предполагается переоборудование некоторых помещений, устройство дверного проема в несущей стене, и в случае произведения такого переустройства, необходимо предоставление протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с п. 5 прил. 3 к постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508 - ПП.

Вместе с тем, также установлено, что в помещениях первого этажа, в том числе, в помещении № IIг, были проведены несогласованные в установленном законом порядке перепланировка и переустройство.

В рамках действовавшего порядка перевода нежилых помещений в жилые, действующего до 01 декабря 2015 г. (до издания постановления Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. № 692-ПП), согласно ст. 2.2 постановления Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. № 712-ПП «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в адрес» признание помещения жилым помещением возлагалось на Межведомственную комиссию по использованию жилищного и нежилого фонда административного округа адрес путем принятия решения, оформленного в виде заключения, и утвержденного соответствующим распоряжением префекта.

Соответствующее заключение окружной Межведомственной комиссии отсутствует.

Кроме того, согласно представленному проекту переустройства вход в помещение осуществляется через вновь возводимое крыльцо, предусматривается устройство внутреннего утепленного тамбура, предполагается оборудовать кухню, выделить в коридоре место под ванную и санузел; продлить коридор и изолировать жилые комнаты.

Представлено заключение на конструктивную часть проекта перепланировки, ГУП «МосжилНИИпроект» от ноября 2015 г., которым согласован перечень работ, включающий, в том числе, устройство дверного проема в несущей стене в зоне помещения 1 на месте существующего оконного проема с демонтажем подоконной зоны.

Состав и требования к проектной документации утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и (жилых домах».

В соответствии с п. 5 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508-ПП, в случае произведения переустройства и (или) перепланировки в составе проектной документации предоставляется протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по форме, установленной распоряжением Государственной жилищной инспекции адрес от 21 августа 2014 г. № 12.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с Требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508-ПП, к числу работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, осуществляемых на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, относится, в том числе, создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также прилагающиеся к нему документы, утвержденные распоряжением Государственной жилищной инспекции адрес от 21 августа 2014 г. № 12, истцом не представлены.

Вместе с тем, установлено, что в помещениях первого этажа, в том числе в помещении IIг, проведены не согласованные в установленном порядке перепланировка и переустройство, в связи с чем, на основании п. 5.7.2 Регламента, ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

С 01 декабря 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. № 692-ПП «О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания».

Пунктом 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги адрес «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», утвержденного указанным постановлением, определен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, между тем истцом не представлены необходимые документы для получения необходимой ему услуги.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя их вышеуказанных норм законодательства и норм материального права, и учитывая, что занимаемое истцами помещение имеет статус нежилого, и оно не было переведено в установленном законом порядке в жилое, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов, при этом, суд принял во внимание, что истцами в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых законодательных норм, не были представлены документы необходимые для решения вопроса о переводе занимаемого ими помещения в жилое: заключение Межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда административного округа адрес; распоряжение Префекта административного округа адрес о признании помещения жилым помещением с указанием о дальнейшем использовании помещения; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке.

Кроме того, законом предусмотрен административный порядок рассмотрения вопроса о переводе нежилого помещения в жилое помещение. При этом, представленный ответчиком в суд первой инстанции отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение, истцами обжалован не был, как и отказ в заключении с ними договора социального найма.

Также суд первой инстанции, при принятии решения, принял во внимание, что решением Кунцевского районного суда адрес от 19 мая 2017 г. истцам отказано в удовлетворении заявленных требований к адрес Москвы, Префектуре адрес о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение. Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Московского городского суда от 14 февраля 2018 г., решение Кунцевского районного суда адрес от 19 мая 2017 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба истцов без удовлетворения.

При этом, при рассмотрении указанного гражданского дела, судом было установлено, что истцы не представили необходимые документы для решения вопроса о переводе занимаемого им помещения в жилое, истцы отказ в заключении с ними договора социального найма, а также отказ в переводе в жилое помещение квартиры не обжаловали в установленном законом порядке.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истцов об обязании перевести помещение в жилой фонд, сохранении его в перепланированном состоянии, поскольку в указанной части выводы суда основаны на нормах материального права и надлежаще установленных по делу фактических обстоятельствах, оценке собранных доказательств, и оснований для иного вывода в отношении требований истцов в указанной части у судебной коллегии не имеется. 

Однако, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы о неправомерном отказе истцам в заключении договора социального найма заслуживают внимание.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, но носят длящийся характер, руководствуясь положения ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса адрес.

Часть 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 33 адрес кодекса адрес предусматривали, что право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 47 адрес кодекса адрес единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выдаваемый на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов.

Как усматривается из материалов гражданского дела, спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес, общей площадью 57,4 кв. м, жилой площадью 29,6 кв. м.

Данное жилое помещение предоставлено фио на основании ордера от 06 августа 1992 г.  685079.

С 16 сентября 1992 г. фио с семьей в составе трех человек постоянно зарегистрированы и проживают по спорном жилом помещении.

По сведениям из ГБУ МосгорБТИ спорный объект недвижимости учтен как нежилое помещение, с кадастровым номером 77:07:0004007:7626, имеет площадь 56,8 кв. м.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования истцов, не принял во внимание, что предоставление жилого помещения фио как работнику ПСО «Главмосстрой» руководством Территориального управления «Хамовники» Префектуры адрес по ордеру происходило в рамках имевшихся полномочий, при этом, наличие постоянной регистрации в спорном помещении, регулярная оплата коммунальных платежей, отсутствие задолженности по оплате свидетельствуют о фактически сложившихся правоотношениях по пользованию спорным помещением как жилым, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имелось.

Суду первой инстанции следовало исходить из того, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы пользуются квартирой, как жилым помещением на законных основаниях, между фио и ДГИ адрес, реализующим права собственника здания, сложились правоотношения, подпадающие под признаки договора социального найма, при этом, учет жилого помещения, как нежилого, используемого как жилое, не лишает истцов права на юридическое закрепление сложившихся правоотношений путем оформления договора социального найма.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования истцов к ДГИ адрес заключить договор социального найма, в указанной части, в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ должно быть вынесено новое решение.

Иные доводы апелляционной жалобы, как указано выше, направлены на переоценку доказательств по делу и не влекут отмену обжалуемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Кунцевского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требовании фио, Т.И., А.Н. к адрес Москвы о заключении договора социального найма, принять в указанной части новое решение.

Обязать Департамент городского имущества адрес заключить с фио, фио, фио договор социального найма в отношении квартиры по адресу: адрес.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

 

Председательствующий

 

 

 

Судьи

1

 

33-27748/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Отменить судебное постановление частично, принять новое решение, 20.07.2023
Истцы
Коновалов А.Н.
Коновалова Т.И.
Коновалов Н.В.
Ответчики
ДГИ г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
20.07.2023
Определение суда апелляционной инстанции
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее