Дело № Р_2-10/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2015 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Коновалова Л.Д.
при секретаре Маркиной О.Е.
с участием прокурора Дядькиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Радужный Владимирской области гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области к Совету народных депутатов муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области, администрации муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области, Зотову В. А. о признании недействительным решения Совета народных депутатов муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной поддержки Зотову В.А.», о взыскании с Зотова В.А. незаконно полученных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области обратился в суд с иском к Совету народных депутатов муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области (далее по тексту – СНД г.Собинка), Зотову В.А. о признании недействительным решения Совета народных депутатов муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной поддержки Зотову В.А.», о взыскании с Зотова В.А. незаконно полученных денежных средств, в обоснование указывая, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению М.С.П. по факту предоставления дополнительных мер социальной поддержки Зотову В.А..
В ходе проверки установлено, что Закон Владимирской области от 07.04.2008г. №46-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях Владимирской области» определяет гарантии осуществления полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях Владимирской области, но не содержит указания на конкретные социальные гарантии в части предоставления пособия после прекращения полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют в том числе, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 5 статьи 20 Федерального закона).
Абзацем 3 части 2 статьи 28 действующей редакции Устава муниципального образования г.Собинка предусмотрено, что после прекращения полномочий главы города, если он замещал муниципальную должность не менее половины установленного Уставом срока полномочий, главе города могут быть предоставлены меры социальной помощи и мер социальной поддержки в порядке, определенном решением Совета народных депутатов.
Условия и порядок предоставления главе города гарантий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается нормативными актами СНД г.Собинки за счет собственных доходов бюджета города в соответствии с действующим законодательством.
Абзацем 6 части 1 статьи 26 Устава предусмотрено также, что депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, после прекращения полномочий, если он замещал муниципальную должность более половины установленного настоящим Уставом срока полномочий, могут быть предоставлены меры социальной помощи и социальной поддержки в порядке, определенном решением Совета народных депутатов.
Порядок предоставления гарантий депутату Совета народных депутатов, связанных с осуществлением им депутатских полномочий, устанавливается нормативными актами Совета народных депутатов за счет собственных доходов бюджета городского поселения в соответствии с действующим законодательством.
Решением СНД г.Собинка от дд.мм.гггг.. №... утверждено Положение «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан», которым дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи предоставлены лицам:
1) замещающим выборные должности органа местного самоуправления, после прекращения исполнения своих полномочий;
2) исполнявшим полномочия депутатов на постоянной основе, после прекращения исполнения своих полномочий;
3) исполнявшим полномочия членов выборных органов местного самоуправления муниципального образования г. Собинка, после прекращения исполнения своих полномочий.
Социальная поддержка и социальная помощь предоставляется лицам, в случае:
1) увольнения в связи с реорганизацией либо ликвидацией органа местного самоуправления или муниципального органа;
2) прекращения исполнения полномочий члена выборного органа местного самоуправления или муниципального органа;
3) невыдвижения или неизбрания на должность после окончания срока полномочий;
4) удовлетворения заявления об отставке по собственному желанию, если они проработали в этой должности не менее половины от установленного в Уставе срока полномочий.
В соответствии с разделом 3 в случае не трудоустройства после прекращения полномочий и не осуществления предпринимательской деятельности лицами, указанными в ст.1 Положения, им предоставляются следующие меры социальной поддержки и социальной помощи:
- ежемесячная материальная помощь в размере 1/12 годового дохода по прежнему основному месту работы, за исключением дохода от преподавательской, научной и иной творческой деятельности сроком до одного года с учетом индексации.
В случае трудоустройства лиц, указанных в ст.1 настоящего Положения, и получения ими заработной платы ниже 1/12 годового дохода по прежнему основному месту работы, им устанавливается:
- ежемесячная материальная помощь до размера 1/12 годового дохода по прежнему основному месту работы, за исключением дохода от преподавательской, научной и иной творческой деятельности сроком до одного года с учетом индексации.
Прокурор полагает, что данные нормы устанавливают правила регулирования общественных отношений в сфере введения мер социальной поддержки и помощи в виде выплат денежного содержания, определенных на день прекращения полномочий лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления муниципального образования г.Собинка и депутатам, работавшим на постоянной основе, после прекращения исполнения своих полномочий на постоянной основе на срок не более одного календарного года.
Не оспаривая право органа местного самоуправления вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления муниципального образования, дополнительного обеспечения в виде выплат денежного содержания, прокурор указывает, что в части установления размера данных выплат на них распространяется действие бюджетного законодательства Российской Федерации.
Решение вопросов финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств собственного бюджета. По данным вопросам органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право. Принятие указанных актов является основанием для возникновения расходных обязательств органов местного самоуправления.
Между тем, указанное право не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.
Реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, орган местного самоуправления обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Так, ст.ст.7, 8, 65, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен подход, в соответствии с которым расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти.
Данное положение корреспондируется с правилами ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раскрывающими содержание принципа самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами местного самоуправления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета г.Собинка и, как следствие, потребует привлечения средств бюджетов других уровней.
Реализация органом местного самоуправления своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления муниципального образования, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
В этой связи положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения муниципального образования, а также основным критерием для определения его нуждаемости в предоставлении ему дотаций бюджетов иных уровней на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Показатели уровня налоговых доходов муниципального образования на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как его нуждаемость в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.
Признание муниципального образования дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень его бюджетной обеспеченности, не позволяющий ему за счет собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Важным показателем социально-экономического положения муниципального образования также является уровень сбалансированности его бюджета, исходя из которого, осуществляется отнесение бюджетов к категориям дефицитных или профицитных.
С учетом этого деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий, связанных с установлением дополнительных мер социальной поддержки, в силу положений ст.33 Бюджетного кодекса Российской Федерации также должна отвечать принципу сбалансированности бюджетов, который в данном случае устанавливает необходимость минимизации размера дефицита бюджета для достижения соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов.
Из вышеизложенного следует, что при недостаточности собственных средств бюджета, введение оспариваемыми нормами новых расходных обязательств, означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счет средств субъекта федерации, а также бюджета района, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данное обстоятельство, в свою очередь, является ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных мер социальной поддержки лицам, замещающим должности в органах местного самоуправления, и их размера.
Бюджет муниципального образования г.Собинка на дд.мм.гггг. является дефицитным и дотационным. Согласно решению СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №..., прогнозируемый дефицит бюджета на дд.мм.гггг. год - <данные изъяты> тыс. руб.
В условиях бюджетного дефицита муниципального образования установление Положением дополнительных материальных гарантий должностным лицам органов местного самоуправления и депутатов не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям вышеуказанного федерального законодательства.
Согласно Постановлению Избирательной комиссии г.Собинка от дд.мм.гггг. №... Зотов В.А. зарегистрирован избранным главой г.Собинка.
В должность главы г.Собинка Зотов В.А. вступил с дд.мм.гггг. (постановление главы г.Собинка от дд.мм.гггг. №...).
Из решения СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... следует, что Зотов В.А. информировал СНД г.Собинка о досрочном прекращении полномочий главы города в связи с отставкой по собственному желанию с дд.мм.гггг...
Во исполнение вышеназванного Положения СНД г.Собинка принято решение от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной помощи и социальной поддержки Зотову В.А.», которым Зотову В.А. по его личному заявлению установлена с дд.мм.гггг. ежемесячная материальная помощь в размере 1/12 годового дохода по прежнему месту работы - глава г.Собинка сроком на 1 год с учетом индексации. Решение вступило в силу с момента принятия.
По информации СНД г.Собинка по состоянию на дд.мм.гггг. его ежемесячный оклад денежного содержания составлял <данные изъяты> руб.. Данная сумма соответствует установленной ему решением СНД г.Собинка ежемесячной материальной помощи сроком на 1 год.
Названное Положение, а также само оспариваемое решение о предоставлении Зотову В.А. мер социальной поддержки, принятые дд.мм.гггг. в период отставки Зотова В.А., направлены на отчуждение из муниципального бюджета денежных средств не определенной категории лиц, а конкретному лицу - Зотову В.А..
Денежные средства, полученные Зотовым В.А. по данному основанию за три истекших месяца, фактически являются неосновательным обогащением.
Прокурор просит суд признать незаконным решение СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной помощи и поддержки Зотову В.А.» и взыскать в пользу бюджета г.Собинка с Зотова В. А. незаконно полученные им денежные средства в размере <данные изъяты>9 руб..
В последующем к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области, исковые требования в части взыскания денежных средств были увеличены до <данные изъяты> руб..
В судебном заседании прокурор просил суд удовлетворить заявленное требование, подтвердил изложенные в заявлении доводы и объяснил суду, что решение СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №..., которым утверждено Положение «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан», признано недействительным решением суда, вступившим в законную силу. Обжалуемое решение о мерах социальной помощи и поддержки Зотову В.А. основано на указанном Положении, в связи с чем также является недействительным с даты его принятия.
Представитель СНД г.Собинка и администрации г.Собинка Аржанников О.С. возражал против удовлетворения заявления и объяснил суду, что заявление прокурора необоснованно, положения о возможности предоставления мер социальной поддержки выборным лицам содержатся в уставе муниципального образования, который не оспорен. Дефицит бюджета не превышает <данные изъяты>%, поэтому принятие на себя расходных обязательств правомерно и не противоречит Бюджетному кодексу РФ.
В письменных возражениях СНД г.Собинка указано, что действующей редакцией устава муниципального образования г.Собинка установлено, что после прекращения полномочий главы города, если он замещал муниципальную должность не менее половины установленного уставом срока полномочий, ему могут быть предоставлены меры социальной помощи и мер социальной поддержки в порядке, определенном решением Совета народных депутатов.
Условия и порядок предоставления главе города гарантий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается нормативными актами Совета народных депутатов г.Собинки за счет собственных доходов бюджета города в соответствии с действующим законодательством.
СНД г.Собинка было принято решение от дд.мм.гггг. №..., которым утверждено Положение «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан».
Данным Положением устанавлены правила регулирования общественных отношений в разрезе введения дополнительной социальной поддержки в виде выплат денежного содержания, определенного на день прекращения полномочий лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления г.Собинка и депутатам, работавшим на постоянной основе, после прекращения исполнения своих полномочий на постоянной основе на срок не более одного календарного года.
Из искового заявления следует, что прокуратурой не оспаривается право органа местного самоуправления вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим выборные должности местного самоуправления муниципального образования, дополнительного обеспечения в виде выплат денежного содержания.
дд.мм.гггг. в СНД г.Собинка обратился глава города Зотов В.А. с информацией о досрочном сложении с себя полномочий главы города и назначением ему в связи с этим мер социальной помощи и поддержки.
Рассмотрев заявление Зотова В.А., СНД г.Собинка в соответствии с п.1 ст.1, п.4 ст.2 вышеуказанного Положения, требованиями Бюджетного кодекса РФ и наличием в бюджете города на дд.мм.гггг. собственных средств, доступных к распределению, принял решение от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной помощи и социальной поддержки Зотову В.А., которым Зотову В.А. в соответствии со ст.3 Положения с дд.мм.гггг. установлена ежемесячная материальная помощь в размере 1/12 годового дохода по прежнему месту работы – главы города Собинка сроком на 1 год с учетом индексации.
Доводы прокурора о недостаточности собственных средств бюджета города для принятия данного решения ошибочны и сделаны без должного анализа бюджета г.Собинка, норм Бюджетного кодекса РФ и других законов РФ.
Абзацем 2 п.5 ст.86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
В соответствии со ст.31 Бюджетного кодекса РФ Советы народных депутатов вправе самостоятельно определять круг лиц, которым оказывается адресная социальная помощь за счет средств бюджет.
На дд.мм.гггг. в бюджет города поступило (за исключением субвенций) <данные изъяты> коп., в т.ч. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета области <данные изъяты> руб., т.е. <данные изъяты> коп. - собственные средства бюджета города, а остаток бюджета, доступный к распределению, составлял на дд.мм.гггг. <данные изъяты> коп., т.е. СНД г.Собинка имел финансовую возможность и вправе был принять решение об установлении дополнительных расходных обязательств.
Также были учтены положения части 3 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, в которой указано, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованием за счет средств Инвестиционного фонда РФ и инвестиционных фондов субъектов РФ субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В течение дд.мм.гггг. процент дотаций составил <данные изъяты>.
Необходимые средства по представлению Зотову В.А. мер социальной поддержки были учтены в расходной части бюджета в соответствии с требованиями ст.138 Бюджетного кодекса РФ путем внесения в расходную часть бюджета <данные изъяты> руб. (решение Света народных депутатов г.Собинки от дд.мм.гггг. №... «О внесении уточнений и изменений в решение Совета народных депутатов от дд.мм.гггг. №... «О бюджете муниципального образования город Собинка на дд.мм.гггг.».
Следовательно, оспариваемое прокурором решение СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной помощи и социальной поддержки Зотову В.А.» не противоречит требованиям законодательства, имеет экономическое обоснование и поэтому отмене не подлежит.
Ответчик Зотов В.А. возражал против удовлетворения исковых требований и объяснил суду, что полученные им на основании оспариваемого решения денежные средства являлись для него единственным источником средств к существованию. С начала дд.мм.гггг. выплаты указанной компенсации ему не производились, с дд.мм.гггг. намерен добровольно отказаться от названных выплат.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании представленных сторонами доказательств судом установлено, что с дд.мм.гггг. ответчик Зотов В.А. вступил в должность главы г.Собинка, о чем было принято постановление главы г.Собинка от дд.мм.гггг. №....
В соответствии со ст.10 Устава муниципального образования г.Собинка очередные выборы главы г.Собинка производятся раз в 5 лет.
Постановлением главы г.Собинка от дд.мм.гггг. №... полномочия главы города Зотовым В.А. прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию с дд.мм.гггг...
Решением СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной поддержки Зотову В.А.», вступившим в силу с момента принятия, ответчику Зотову В.А. по его личному заявлению установлена с дд.мм.гггг. ежемесячная материальная помощь в размере 1/12 годового дохода по прежнему месту работы – глава г.Собинка сроком на 1 год с учетом индексации.
На основании представленных суду письменных доказательств судом установлено и прокурором не оспаривается, что оспариваемое решение принято компетентным органом – городским Советом и с соблюдением установленной законом и Уставом муниципального образования г.Собинка процедуры принятия указанного правового акта.
В качестве правового обоснования для его принятия в решении СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... указаны нормы п.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», абзац 3 части 2 ст.28 Устава муниципального образования г.Собинка, а также Положение «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан», утвержденное решением СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №....
В соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 части 2 ст.28 Устава муниципального образования г.Собинка главе города за счет средств местного бюджета после прекращения полномочий, если он замещал муниципальную должность не менее половины установленного настоящим Уставом срока полномочий, могут быть предоставлены меры социальной помощи и меры социальной поддержки в порядке, определенном решением Совета народных депутатов.
Порядок предоставления таких мер социальной помощи и мер социальной поддержки установлен Положением «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан», утвержденным решением СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... и опубликованным в газете «Д.» от дд.мм.гггг. №....
Вместе с тем решением Собинского городского суда Владимирской области от дд.мм.гггг.., вступившим в законную силу дд.мм.гггг.., по делу по заявлению Собинского межрайонного прокурора об оспаривании решения Совета народных депутатов г.Собинка Владимирской области от дд.мм.гггг. №... «Об утверждении Положения «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан» названное решение признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Более того, в соответствии с п.2 ст.44 Устава муниципального образования г.Собинка принятые на заседании Совета народных депутатов решения Совета народных депутатов, являющиеся нормативными правовыми актами, подписываются председателем Совета и в течение 5 дней со дня принятия направляются главе муниципального образования для подписания и официального опубликования (обнародования).
Согласно п.4 ст.44 Устава муниципального образования г.Собинка решения Совета народных депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу со дня их опубликования (обнародования) в средствах массовой информации.
Как указывалось выше, решение СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... было официально опубликовано в газете «Д.» только дд.мм.гггг...
Следовательно, при принятии решения от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной поддержки Зотову В.А.» депутаты руководствовались не действовавшим нормативно правовым актом.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной поддержки Зотову В.А.» не может быть признано судом законным и обоснованным, в связи с чем требование прокурора о признании его недействительным с даты принятия суд полагает подлежащим удовлетворению.
Прокурор также просит суд взыскать с ответчика Зотова В.А. выплаченные на основании названного решения денежные средства, которые, по сведениям администрации г.Собинка, подтвержденным копиями платежных поручений, по состоянию на дд.мм.гггг. составили <данные изъяты> коп..
Прокурор полагает, что данные денежные средства являются неосновательным обогащением ответчика Зотова В.А..
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пп.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Суд полагает, что выплаченная ответчику на основании решения СНД г.Собинка от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной помощи и поддержки Зотову В.А.» ежемесячная материальная помощь по своей природе является денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, доказательств наличия какой-либо недобросовестности со стороны ответчика Зотова В.А. либо счетной ошибки суду не представлено, в связи с чем в силу ст.1109 ГК РФ вышеназванные денежные средства возврату не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области удовлетворить частично.
Решение Совета народных депутатов г.Собинка Собинского района Владимирской области от дд.мм.гггг. №... «О предоставлении мер социальной поддержки Зотову В.А.» признать недействительным.
В удовлетворении требования о взыскании с Зотова В. А. денежных средств Собинскому межрайонному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись) Л.Д.Коновалов