Определение суда апелляционной инстанции от 18.01.2017 по делу № 33а-0154/2017 от 12.01.2017

            судья: И.Ю. Вахмистрова

            административное дело № 33а-154

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                           18 января 2017 года                                                              

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, при секретаре А.В. Петрове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя А.Н. Ильичёва – С.С. Дорохина на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 8 июня 2016 года по административному иску А.Н. Ильичёва к МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области о признании незаконным решения РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области от 17 сентября 2015 года по снятию транспортного средства с регистрационного учёта в связи с утилизацией, восстановлении регистрации транспортного средства и исключении сведений о внесении ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства из числа утерянных, возложении обязанности принять к исполнению заявление о регистрации транспортного средства на нового собственника

установила:

А.Н. Ильичёв обратился в суд с указанным выше административным иском, уточнённым в порядке ст. 46 КАС РФ, к МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области, ссылаясь на то, что решением МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве ему необоснованно отказано в регистрации транспортного средства, которое он приобрёл на основании договора купли-продажи у А.А. Пирятинца.

Административный истец, не оспаривая выводы в оспариваемом решении о том, что А.А. Пирятинец заявил об утилизации транспортного средства, а он (А.Н. Ильичёв) в нарушение действующего законодательства в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи не обратился с заявлением о регистрации автомобиля на своё имя, тем не менее полагал, что указанные обстоятельства не могли служить препятствием для совершения МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве регистрационных действий по его обращению.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 8 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

В апелляционной жалобе представителя А.Н. Ильичёва - С.С. Дорохина ставится вопрос об отмене решения.

Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.Н. Ильичёва, МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области, А.А. Пирятинца, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.

В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

А.А. Пирятинец являлся собственником транспортного средства – автомобиля ***, 1998 года выпуска.

17 сентября 2015 года А.А. Пирятинец обратился в РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области с заявлением о снятии указанного транспортного средства с регистрационного учета в связи с утилизацией, представив дубликаты ПТС и свидетельства о государственной регистрации транспортного средства.

В тот же день должностными лицами РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области названный автомобиль был снят с регистрационного учета в связи с утилизацией.

22 октября 2015 года дубликаты ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении указанного автомобиля были уничтожены по акту РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области как недействительные (л. д. 12-13).

23 октября 2015 года А.Н. Ильичёв обратился в МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о постановке на учёт того же автомобиля (л. д. 10), в подтверждение прав на который представил договор купли-продажи от 20 июля 2015 года, заключённый с А.А. Пирятинец (л. д. 8).

В ходе проверки установлено, что представленные А.Н. Ильичёвым сведения являются недостоверными, так как последние данные о привлечении владельца транспортного средства к административно ответственности датированы 19 августа 2015 года (л. д. 29), что свидетельствует о том, что после снятия транспортного средства с регистрационного учета в связи с утилизацией автомобиль не эксплуатировался. Кроме того, дубликаты ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства уничтожены в соответствии с Приказом ГУ МВД России от 21 июня 2001 года № 798. 

Правовым основанием для отказа в постановке транспортного средства на учёт послужили положения п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013).

Данной нормой права предусмотрено, что государственная услуга не предоставляется по представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.

Дополнительно органы  государственной власти сослались на нормы п. 60.4 названного Административного регламента, согласно которому регистрация транспортного средства прекращается по основаниям, в частности связанным с наличием заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд согласился с оспариваемым решением, а также действиями (бездействием) органов государственной власти.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.

В соответствии с п. 65, п. 66 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605; зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2013 N 30048) снятие транспортного средства с учёта осуществляется в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание или утилизацией транспортного средства.

При снятии транспортного средства с учёта выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента.

Паспорта транспортных средств (при их наличии), а также регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение, взамен которых выдаются регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" соответствующих типов.

Высвободившиеся регистрационные знаки, не подлежащие повторному использованию, регистрационные документы, паспорта транспортных средств, принимаются сотрудником и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Пунктом 32 названного Административного регламента определено, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: приём заявления; проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий; оформление документов, подлежащих выдаче заявителю; проверка и подписание документов; введение информации в автоматизированные информационные системы; выдача документов и государственных регистрационных знаков; сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, приём регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.

Согласно п. 35 Административного регламента проверка полноты достоверности сведений о владельце транспортного средства и (или) транспортном средстве осуществляется в автоматизированном порядке по автоматизированным информационным системам во время ввода данных при проведении соответствующих административных действий.

Указанный порядок действий применяется также при поступлении заявлений с использованием Единого портала.

При отсутствии возможности автоматизированной проверки она проводится путём запроса в межрегиональное и (или) региональное подразделение информационного обеспечения Госавтоинспекции.

Допускается исполнение и направление вышеуказанных запросов посредством телефона, телетайпа, телефакса, телефонограмм, электронной почты либо по другим каналам связи. Направление запроса производится незамедлительно, а его исполнение - в день поступления, с применением указанных средств связи.

В рамках формирования и направления через СМЭВ запросов в федеральные органы исполнительной власти согласно пункту 17 Административного регламента.

При отсутствии технической возможности направления межведомственного запроса с использованием СМЭВ соответствующий межведомственный запрос направляется на бумажном носителе по факсу с одновременным его направлением по почте.

Неполучение или несвоевременное получение ответа на межведомственный запрос не является основанием для продления срока предоставления государственной услуги либо отказа в её предоставлении.

В соответствии с п. 40 Административного регламента осмотр транспортного средства производится в следующих случаях:

при регистрации транспортного средства;

при изменении регистрационных данных о собственнике (владельце) транспортного средства;

при внесении изменений в регистрационные данные, не связанные с изменением фамилии, имени, отчества, адреса места жительства физического лица, наименования и адреса места нахождения юридического лица, а также с получением регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность;

при снятии с учета транспортного средства в связи с его вывозом за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание, за исключением случаев, если транспортное средство вывезено и оставлено прежним или новым владельцем за пределами Российской Федерации, при наличии соответствующей отметки в регистрационных документах.

Допускается представление акта осмотра группы транспортных средств, составленного в соответствии с требованиями Правил регистрации транспортных средств.

Кроме того, п. 60.4 Административного регламента установлено, что правовым основанием для прекращения регистрации транспортного средства является заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Подтверждая законность п. 60.4 Административного регламента Верховный Суд РФ указал в Апелляционном определении 06.11.2014 N АПЛ14-508 следующее.

Административный регламент принят во исполнение статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", пункта 1 части 1 статьи 6 и статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Полномочия МВД России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по принятию Административного регламента установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 (далее - Положение).

Согласно подпункту 4 пункта 12 Положения данное министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Административный регламент, как это следует из его пунктов 1 и 5, определяет сроки, последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" устанавливает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в названных подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в том числе в случае утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Приведённое правовое регулирование предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременения, связанных с обладанием этим имуществом, имеющим особые характеристики и использование которого связано с повышенной опасностью для окружающих.

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, обеспечивающего безопасность дорожного движения, а также специальных правил их допуска к эксплуатации, который связывается с регистрацией транспортного средства в соответствующих подразделениях.

Условием осуществления регистрационных действий является принадлежность транспортного средства лицу на том или ином законном основании (право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления, право аренды и тому подобное), которое должно быть подтверждено соответствующими документами.

Основания перехода и утраты права собственности, а также объём и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом определены федеральным законодателем.

Так, в силу пункта 2 статьи 218 и пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества и прекращается в том числе при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.

Следовательно, переход права собственности либо утрата иных законных оснований владения и пользования имуществом могут осуществляться на основании сделок, заключение которых при предоставлении прежним владельцем заявления и подтверждающих данные обстоятельства документов влечёт прекращение регистрации транспортного средства, а также освобождение этого владельца от обязанности поддерживать транспортное средство в технически исправном состоянии и возникновение данной обязанности у нового владельца, если в течение 10 дней со дня заключения сделки он не произвёл регистрацию приобретённого транспортного средства и, таким образом, не исполнил специальные правила, связанные с использованием источника повышенной опасности, что предполагает наступление административной ответственности за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, предусмотренной статьёй 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом необходимости защиты интересов прежнего владельца транспортного средства оспариваемое нормативное предписание предусматривает в качестве одного из оснований прекращения регистрации заявление этого владельца о прекращении регистрации транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки.

Соответствующие данные и сведения о новом владельце в силу пункта 50.2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 г., подлежат внесению в паспорт транспортного средства при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на это транспортное средство.

Поскольку регистрационные действия осуществляются в целях реализации задач, определённых Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", направлены в том числе на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц и являются формой административного контроля, обеспечивающей противодействие преступлениям и правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, требование оспариваемой нормы о предъявлении прежним владельцем документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем полностью согласуется с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя.

Из анализа указанных правовых норм следует, что необходимым условием для совершения в интересах заявителя (лица, считающего себя новым собственником транспортного средства) регистрационных действий после снятия транспортного средства с регистрационного учёта прежним собственником является наличие достоверных сведений о переходе к заявителю права собственности на имущество.

Такие сведения могут содержаться в документах, представленных прежним собственником транспортного средства при снятии транспортного средства с регистрационного учёта, подтверждающих переход права собственности к новому собственнику, например, договор купли-продажи автомобиля, а также усматриваться из действий прежнего собственника по передаче должностным лицам, ответственным за совершение регистрационных действий, наряду с договором купли-продажи документов на транспортное средство (ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства), государственных регистрационных знаков, а равно предъявление транспортного средства для осмотра. Наряду с этим заявитель в установленный законом 10-дневный срок обязан совершить действия, подтверждающие регистрации за ним транспортного средства.

В случае, когда прежний собственник не намерен отчуждать транспортное средство в связи с утилизацией последнего, договор купли-продажи  им не представляется, а транспортное средство не подлежит осмотру.

В соответствии с названными нормами закона судом установлено, что  имеющиеся в деле документы с бесспорностью подтверждают намерение А.А. Пирятинца снять транспортное средство с регистрационного учёта именно в связи с утилизацией автомобиля, а не  в целях регистрации транспортного средства за А.Н. Ильичёвым.

При совершении регистрационных действий по снятию транспортного средства с регистрационного учёта в связи с утилизацией каких-либо нарушений Административного регламента со стороны  должностных лиц РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области либо недобросовестных действий со стороны А.А. Пирятинца не установлено.

В апелляционной жалобе также отсутствуют указания на какие-либо конкретные факты допущенных нарушений должностными лицами РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области действующего законодательства при снятии с регистрационного учёта транспортного средства.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к цитированию правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 4-КГ16-25, однако, она не имеет отношения к настоящему делу, поскольку в отличие от административного дела, рассмотренного Верховным Судом РФ,  административный истец не обращался в РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области с заявлением о восстановлении регистрации транспортного средства, соответствующего решения указанного органа государственной власти по данному вопросу не принималось, а потому действия (бездействия) должностных лиц РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области применительно к ст. 4 КАС РФ прав административного истца не нарушают. 

Кроме того, А.А. Пирятинец не подтверждал отчуждения им транспортного средства в пользу А.Н. Ильичёва ни при обращении с заявлением о его утилизации, ни в процессе рассмотрения настоящего дела судом. Договор купли-продажи транспортного средства не заключался через комиссионный магазин в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569.

С учётом изложенного представленный А.Н. Ильичёвым договор купли-продажи вызывал обоснованные сомнения в его достоверности наряду с тем, что сам административный истец не обратился в установленный законом срок с заявлением о постановке транспортного средства на регистрационный учёт.

Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что МО ТНРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, РЭО ОГИБДД МУ МВД России "Пушкинское" Московской области доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. 

Напротив, А.Н. Ильичёв не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда 

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 8 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                            

 

░░░░░

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-0154/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 18.01.2017
Истцы
Ильичев А.Н.
Ответчики
МО ГИБДД ТНРЭР №2 ГУ МВД РФ по г.Москве
РЭО ОГИБДД МУ МВД РФ "Пушкинское"
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
18.01.2017
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее