Дело № 2-93/2019
(2-1497/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Уляшовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в городе Печоре 14 февраля 2019 года дело по иску Жданова **** к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Жданов А.С. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, в обоснование требований указал, что 18.02.2018г. был взят под стражу, периодически находится в ИВС ОМВД России по г.Печоре в бесчеловеческих условиях содержания, где вентиляция не работает, проветрить камеру невозможно, ремонта давно не было, в камерах сырость, пыль, на стенах плесень. Истец считает, что при таких условиях содержания можно легко заболеть туберкулезом, кроме того, пища подается холодной, в камерах открытый туалет, который к тому же находится рядом со столом для приема пищи и спальными местами. В камерах очень холодно, приходится спать в одежде. Уже более полугода ведутся какие-то ремонтные работы для улучшения условий сотрудникам, а содержащиеся под стражей, продолжают находиться в бесчеловечных условиях, постоянно пыльно, воняет краской, отчего болит голова, у медиков лекарств нет, поэтому родственникам приходиться покупать лекарства для лечения и от головных болей. В нарушение требований Федерального закона № 103, истец содержался в ИВС по г.Печоре более 10 суток в феврале, марте, апреле, июне, июле месяцах. Истец неоднократно обращался с жалобы в Печорскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ, ему давались ответы, что нарушения будут устранены. В связи с данными нарушениями и бесчеловеческими условиями содержания, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 500 000 руб.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, истец на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении и объяснения, данные в предварительном судебном заседании, поддержал. Просит взыскать моральный вред в сумме 500 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Коми, ОМВД России по г. Печоре, в качестве третьего лица – ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми.
Представитель ответчика ОМВД России по г. Печоре Иванисик А.В., действующая на основании доверенности (том № 1 л.д. 38), требования не признала, правовую позицию изложила в отзыве (том № 1 л.д.35-37).
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Коми, представителя третьего лица – ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, извещенных о времени и месте рассмотрения дела (том № 2 л.д.8,14).
Ответчики Управление Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство внутренних дел по Республике Коми от своего имени и от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации, в письменных возражениях, иск не признали, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том № 1 л.д. 15-18, 20-26).
Заслушав объяснения истца, представителя ОМВД России по г.Печоре Иванисик А.В., исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства №..., суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Конвенции or 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46).
В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2015 N14-КГ15-1, от имени Российской Федерации по предъявленным к ней искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц или государственных органов в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
С учетом вышеприведенных норм и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" обязанность по компенсации морального вреда возникает при совокупности следующих условий: наличие морального вреда; незаконное действие (бездействие) лица, причинившего вред; причинно-следственная связь между незаконным действием (бездействием) лица, причинившего вред, и моральным вредом; вина лица, причинившего вред.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Из взаимосвязи вышеуказанных правовых норм следует, что предметом доказывания в настоящем деле являются факт незаконных действий должностных лиц МВД России, в результате которых созданы ненадлежащие условия содержания под стражей в ИВС, факт причинения истцу морального вреда и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа.
Обязанность по доказыванию вышеуказанных обстоятельств в силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ лежит на истце.
Как установлено в судебном заседании и это подтверждается материалами дела, Жданов А.С., приговором ****. осужден по **** к шести годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима с ограничением свободы на срок один год; приговором мирового судьи **** от **.**.**. с учетом апелляционного постановления **** от **.**.**. осужден по **** к шести годам 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима с ограничением свободы на срок один год (приговор вступил в законную силу).
В период следственных действий по уголовному делу №..., возбужденному 17.02.2018г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 161 ч.2 п. «а,г» УК РФ, Жданов А.С. в период времени (февраль - июль 2018г.) являлся следственно-заключенным, в отношении него была избрана мера пресечения - содержание под стражей, он помещен в ФКУ ИЗ - 11/3 УФСИН России по Республике Коми (ФКУ СИЗО -3 г. Воркута).
Приговором **** Жданов А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного **** и ему назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы. В соответствии с ч.5 ст. 69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы на срок один год (т.2 л.д.37-44).
Решением Печорского городского суда от 18.10.2018г., которое в установленном законом порядке обжаловано не было и вступило в законную силу, исковые требования Жданова А.С. о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 5 000 000 рублей, в связи с нарушением сроков содержания ИВС ОМВД России по г. Печоре (свыше 10 суток в месяц), оставлены без удовлетворения (т.2 л.д.45-47).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 (в редакции от 28.12.2016) №103-ФЗ, "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу положений ст. 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления", в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по г.Печоре, утвержденного приказом начальника ОМВД России по г.Печоре №54 от 10.02.2016г., подразделение ИВС ОМВД России по г.Печоре предназначено для выполнения задач по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. ИВС входит в структуру ОМВД РФ по г.Печоре, и находится в непосредственном подчинении начальника ОМВД РФ по г.Печоре (том № 1 л.д.44-47).
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012), администрация ИВС обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение ИВС в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц (п.146). По письменному указанию следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда (судьи) для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других исследований на территории ИВС его администрация обязана: предоставить помещение; доставить подозреваемого или обвиняемого и обеспечить его охрану (п.149). Кроме того, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в ИВС, обязаны: выполнять законные требования администрации ИВС; не препятствовать сотрудникам ИВС, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей (Правила поведения подозреваемых и обвиняемых).
В соответствии со ст. 13 этого же Федерального закона, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Судом установлено, что Жданов А.С. содержался в ИВС ОМВД России по г.Печоре в следующие периоды: с 18.02.2018г. по 04.03.2018г., с 30.03.2018г. по 04.04.2018г., с 23.04.2018г. по 04.05.2018г., с 17.05.2018г. по 18.05.2018г., с 30.05.2018г. по 02.06.2018г., с 12.06.2018г. по 18.06.2018г., с 20.06.2018г. по 24.06.2018г., с 22.07.2018г. по 26.07.2018г., с 06.09.2018г. по 12.09.2018г., с 30.09.2018г. по 04.10.2018г., с 12.11.2018г. по 16.11.2018г., с 18.12.2018г. по 24.12.2018г., с 20.01.2019 (том № 1 л.д.42, т.2 л.д.13).
Согласно ст.23 ФЗ № 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст. 24 ФЗ № 103).
Согласно п.42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на оного человека, установленным Федеральным законом.
В исковом заявлении Жданов А.С. указывает на содержание в ИВС ОМВД России по г.Печоре в бесчеловеческих условиях в связи с тем, что надлежащее бытовое обеспечение в ИВС отсутствует.
В п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10.10.2003г. « О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» указано, что к «бесчеловеческому обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Вместе с тем таких обстоятельств по делу не имеется, поскольку доводы истца основаны исключительно на субъективном восприятии условий содержания под стражей, которые не могут не сопровождаться определенными ограничениями.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, в ИВС ОМВД России по г.Печоре имеется 16 камер общей площадью не менее 13 кв.м., в каждой камере предусмотрено размещение не более 3-х человек, что соответствует установленной норме (т.1 л.д.224-247, т.2 л.д.27-35). В ИВС ОМВД России по г.Печоре камеры обустроены зонами приватности с высотой перегородки 1м, что соответствует требованиям п.17.15 Инструкции по проектированию объектов внутренних дел МВД России СП 12-95. При этом указанные зоны оборудованы закрывающейся дверью (т.1 л.д.86-92).
Жданов А.С. содержался в ИВС ОМВД России по г.Печоре в различные периоды с 18.02.2018г. При этом, с жалобами на условия содержания к администрации ИВС ОМВД России по г. Печоре не обращался. Что свидетельствует о том, что каких-либо нравственных и физических страданий в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС истец не испытывал.
Доводы истца о ненадлежащем состоянии камер, являются его субъективным мнением, носят предположительный характер, так как доказательств наступления негативных последний, в том числе ухудшения состояния здоровья в связи с условиями содержания в ИВС истцом не представлено.
В соответствии с п. 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 от 22.11.2005 г. подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
Из имеющихся записей в журнале обращений к медицинскому работнику следует, что истец неоднократно проходил необходимый медицинский осмотр при прибытии из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК г.Воркуты, в случаях предъявления жалоб ему оказывалась необходимая медицинская помощь. Доказательств отказа в оказании медицинской помощи истцом не представлено.
Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика и документов, представленных в материалы дела, ОМВД России по г.Печоре проводит работу по улучшению условий содержания в ИВС, проводится текущий косметический и капитальный ремонт, а также профилактическое обслуживание сантехники. Так, в 2016г. и 2017г. в помещениях ИВС ОМВД России по г.Печоре проводился капитальный ремонт помещений, в том числе по установке в камерах зон приватности, ремонту камер и установленной в ИВС системы принудительной вентиляции. Работы по указанным контрактам выполнены в полном объеме в установленный срок в декабре 2017г. При этом здание ИВС оборудовано естественной приточной вентиляцией. В камерах в раме оконного проема имеется форточка, позволяющая самостоятельно осуществлять проветривание помещений. В настоящее время вентиляция находится в исправном состоянии.
Истец в обоснование своих требований о причинении морального вреда заявляет об ухудшении состояния здоровья, при этом, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, доказательств ухудшения состояния здоровья, в связи с плохими условиями содержания в ИВС ОМВД России по г. Печоре, заявителем не представлено. В период содержания в ИВС ОМВД России по г.Печоре фактов ухудшения здоровья истца, в связи с условиями содержания, не зафиксировано.
Доводы Жданова А.С. о проведении ремонтных работ в ИВС не свидетельствуют о несоблюдении санитарно-бытовых требований к условиям содержания. Ремонтные работы проводятся исключительно с целью их улучшения.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п.42 Правил).
Доводы истца о раздаче пищи в холодном виде также не соответствуют действительности. Пища в ИВС доставляется в термосах, что обеспечивает раздачу пищи в теплом виде. В ИВС ОМВД России по г.Печоре имеется также возможность подогрева питания. Кроме того, с жалобами на получение питания в холодном виде истец не обращался.
19.09.2018г. ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по РК» проведена проверка санитарно-эпидемиологического состояния в помещениях ИВС ОМВД России по г.Печоре. Из акта обследования следует, что нарушений, на которые ссылается Жданов А.С., не выявлено.
Кроме того, истец в иске указывает, что в камерах очень холодно, поэтому ему приходится спать в одежде.
В соответствии с требованиями приложения № 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и таблицы № 22 СП 12-95 «инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России» в камерах температура воздуха должна быть не ниже 18 градусов.
Согласно сведениям из журнала учета температурного режима в камерах ИВС ОМВД России по г. Печоре указанная норма соблюдается.
Кроме того, в материалы дела представлена справка от 30.01.2019г. № б/н ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РК» о выполнении предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, в которой отражены проведенные мероприятия в целях исполнения предписания. А именно: в камерах №10,8,7,6,4,3,14,15,16,17 устранены причины, создавшие недостаточный уровень температуры: произведена замена окон на пластиковые для снижения теплопотерь, проведена промывка систем отопления с заменой центробежного насоса (том № 2 л.д. 25-26).
Таким образом, истцом в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт причинения ему нравственных и физических страданий, а также не представлено объективных данных, свидетельствующих о нарушении предусмотренных законом условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Печоре.
Доводы истца на плохие условия содержания в ИВС ОМВД России по г. Печоре, о чем свидетельствует факт повреждения истцом пальца на ноге в ночь с 21.12.2018г. на 22.12.2018г. (вставая ночью в туалет, ударился о стойку стола и сломал палец), судом отклоняются, поскольку как пояснил сам истец, палец он сломал, ударившись ногой о стойку стола, при этом насильственные действия в отношении него, со стороны сотрудников администрации ИВС, не применялись. Как следует из материалов дела, ему была оказана медицинская помощь (т.2 л.д.17-18). Тот факт, что в медпункте ИВС не было лекарства, выписанного врачом, не свидетельствует о том, что медицинская помощь ему не оказывалась, поскольку в медпункте ИВС ОМВД России по г. Печоре имеется перечень препаратов, который регламентирован ведомственными приказами, а поскольку выписанный травматологом препарат не входит в данный перечень, истцу был выдан аналог, от получения которого последний отказался.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Жданова А.С. о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по изложенной выше аргументации.
Поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, а иске Жданову А.С. отказано, с него в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей (ст. 103 ГПК РФ).
Суд принимает решение по заявленным требованиям истцом требованиям, и на которых он настаивал в ходе судебного заседания (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Жданова **** к Министерству финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Коми, ОМВД России по г.Печоре о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, отказать.
Взыскать с Жданова **** государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья С.К. Литвиненко
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2019 года.