УИД 28RS0006-01-2021-001163-37
Дело № 2а-675/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Беленикиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Бурейского района к старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В., Отделению судебных приставов по Бурейскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 25 октября 2021 года старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В. о взыскании исполнительного сбора, в рамках исполнительного производства №49169/21/28006-ИП, возбужденного 29 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2021 года административный истец посредством почтового отправления обратилась в Бурейский районный суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование административных исковых требований суду пояснив, что заявитель является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением от 29 июля 2021 года № 49169/21/28006-ИП на основании исполнительного листа № ФС 027959626 от 13 марта 2020 года, выданного Бурейским районным судом по делу № 2-5/2021.
Предмет исполнения: возложить обязанность на Администрацию Бурейского района обеспечить финансирование расходов, необходимых для установки целостного периметрального ограждения здания МОКУ Старорайчихинская СОШ, - в срок до 31 мая 2021 года.
25 октября 2021 года старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В. Администрации Бурейского района было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в срок до 12 ноября 2021 года.
25 октября 2021 года вынесено постановление о взыскании с Администрации Бурейского района исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей.
Причиной взыскания указано то, что исполнительный документ не исполнен Администрацией Бурейского района Амурской области в срок для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа не предоставлено.
На предъявленные требования начальником отделения - старшим судебным приставом Борисенко Т.В. об исполнении вышеуказанного исполнительного производства Администрацией Бурейского района было сообщено, что на выделенные финансовые средства были приобретены ручные металлоискатели, установлено видеонаблюдение, кнопки тревожной сигнализации, оборудована пост охраны. Были направлены подтверждающие документы: договор подряда, договор покупки, справка о выделении средств.
На финансирование мероприятий по противопожарной антитеррористической защищенности МОКУ Старорайчихинская СОШ для установки целостного периметрального ограждения необходимо 600 тысяч рублей. Денежные средства переведены. Заключён контракт с подрядной организацией.
Администрация Бурейского района исполнила свои обязательства в полном объёме.
Для выделения необходимых денежных средств, в Правительство Амурской области неоднократно направлялись ходатайства о выделении дополнительных средств для исполнения решения суда.
Согласно информации Министерства финансов Амурской области от 25 октября 2021 года № 02-к-15/5553 Администрации Бурейского района необходимо включить в расходную часть бюджета на 2021-2022 годы требования имущественного и неимущественного характера по исполнительным производствам.
МОКУ Старорайчихинская СОШ финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет субсидий, за счет средств Бурейского района и внебюджетных источников.
Главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования, является МКУ Отдел образования Администрации Бурейского района.
То есть распределение выделенных денежных средств по видам расходов производится МКУ Отделом образования Администрации Бурейского района самостоятельно.
МКУ Отделу образования Администрации Бурейского района по его запросу Администрацией Бурейского района из бюджета Бурейского района в июне 2021 года было выделено 8 миллионов 700 тысяч рублей.
Просил суд освободить Администрацию Бурейского района от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 25 октября 2021 года старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области Борисенко Татьяны Викторовны, в рамках исполнительного производства №49169/21/28006-ИП, возбужденного 29 июля 2021 года.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного истца Администрации Бурейского района, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, просившего суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика старшего судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В., извещённой надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившейся, о причинах неявки суду не сообщившей, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставившей.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного ответчика Отделения судебных приставов по Бурейскому району, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставившего.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставившего.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие заинтересованного лица (взыскателя) прокурора Бурейского района, представителей заинтересованных лиц МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района, МОКУ Старорайчихинская СОШ, Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившихся, о причинах неявки суду не сообщивших, возражений в суд относительно заявленных административных исковых требований не предоставивших.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решением Бурейского районного суда от 20 января 2021 года по делу № 2-5/2021 доказано, что исковые требования прокурора Бурейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бурейского района, МКУ Отделу образования Администрации Бурейского района, МОКУ Старорайчихинская СОШ были удовлетворены. Возложена обязанность на Администрацию Бурейского района и МКУ Отдел образования администрации Бурейского района, - в срок до 31 мая 2021 года обеспечить финансирование расходов для установки целостного периметрального ограждения здания МОКУ Старорайчихинская СОШ, расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 2, с. Старая Райчиха, Бурейского района, Амурской области. Возложена обязанность на МОКУ Старорайчихинская СОШ, - в срок до 31 августа 2021 года установить целостное периметральное ограждение здания МОКУ Старорайчихинская СОШ, расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 2, с. Старая Райчиха, Бурейского района, Амурской области.
Решение вступило в законную силу 25 февраля 2021 года и согласно ст. 210 ГПК РФ должно быть приведено в исполнение.
На основании вступившего в законную силу судебного решения старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области вынесено постановление от 29 июля 2021 года о возбуждении исполнительного производства № 49169/21/28006-ИП в отношении должника Администрации Бурейского района на основании исполнительного листа ФС №027959626 от 20 января 2021 года, выданного 19 июля 2021 года Бурейским районным судом Амурской области о возложении обязанности на Администрацию Бурейского района и МКУ Отдел образования администрации Бурейского района, - в срок до 31 мая 2021 года обеспечить финансирование расходов для установки целостного периметрального ограждения здания МОКУ Старорайчихинская СОШ, расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 2, с. Старая Райчиха, Бурейского района, Амурской области.
Из постановления о взыскании исполнительного сбора от 25 октября 2021 года следует, что старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В. должнику 29 июля 2021 года было направлено требование о добровольном исполнении решения Бурейского районного суда от 20 января 2021 года, в котором был указан срок исполнения до 13 августа 2021 года.
Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В. было вынесено постановление от 25 октября 2021 года по исполнительному производству № 49169/21/28006-ИП о взыскании с должника Администрации Бурейского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей, после истечения срока, для добровольного исполнения, направленного требования со сроком исполнения до 13 августа 2021 года, которое по настоящее время не исполнено.
Из Устава, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 28№ 000628832, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серя 28 № 001051764 в суде следует, что Администрация Бурейского района является действующим юридическим лицом.
Ссылаясь на наличие оснований для освобождения Учреждения от исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам, Администрация Бурейского района обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 1 ст. 1) (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно ст.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с частями 11 и 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (ч.11 ст. 30).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (ч. 17 ст.30).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи - суд, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В качестве доказательств принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства в порядке пункта 1 статьи 401 ГК РФ Администрацией Бурейского района предоставлены: обращения главы Администрации Бурейского района от 02 февраля 2021 года № 01-17/383 в Правительство Амурской области, от 02 февраля 2021 года №01-12/386 и от 05 марта 2021 года № 10-1848 в Министерство образование и науки Амурской области, от 02 февраля 2021 года № 01-17/385 к Губернатору Амурской области, от 02 февраля 2021 года № 01-17/388, от 02 апреля 2021 года № 01-17/1235 в Законодательное собрание Амурской области о выделении дополнительных финансовых средств на исполнение указанного судебного решения, и ответами на обращения от 02 апреля 2021 года № 01-17/1236 Правительства Амурской области, от 25 октября 2021 года №02-к15/5553 Министерства финансов Амурской области, справка МУ Финансового отдела Администрации Бурейского района от 3 августа 2021 года № 155 из которой следует, что в июне 2021 года главным распорядителем районного бюджета распределены дополнительные средства в сумме 18,4 миллионов рублей, их них 8,7 миллионов рублей МКУ Отделу образования Администрации Бурейского района, вышеизложенная информация доведена Администрацией Бурейского района ответом от 15 октября 2021 года № 64-ЮР до Отделения судебных приставов Бурейского района.
Таким образом, суд приходит к выводу, что об отсутствии вины административного истца в неисполнении возложенного на него судом обязательства в установленный законом срок. Суд приходит к выводу, что Администрация Бурейского района приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Администрацией Бурейского района были выполнены все, предусмотренные законодательством действия, в результате которых были выделены денежные средства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Администрации Бурейского районного к старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В., Отделению судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 25 октября 2021 года по исполнительному производству от 29 июля 2021 года № 49169/21/28006-ИП, надлежит удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218-219, 226-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации Бурейского района к старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В., Отделению судебных приставов по Бурейскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Амурской области удовлетворить.
Освободить Администрацию Бурейского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей 00 копеек, по постановлению старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Бурейскому району Борисенко Т.В. от 25 октября 2021 года о взыскании исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства №49169/21/28006-ИП, возбужденного 29 июля 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич