Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2863/2021 ~ М-2072/2021 от 24.03.2021

УИД 10RS0011-01-2021-005895-91

(№ 2а-2863/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Сааринен И.А.,

при секретаре Мельниченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хаджиева А. М. к Федеральной службе исполнения наказаний России, заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний России Розиной Е. Ю. об оспаривании решения,

установил:

Хаджиев А.М. обратился в суд с административным иском к ФСИН России об оспаривании решения, оформленного письмом от 26.10.2020 г. , по вопросу, связанному с переводом в иное исправительное учреждение, по тем основаниям, что с момента получения указанного письма никаких действий по его переводу в иное исправительное учреждение не предпринимается, между тем, административный истец имеет регистрацию в Кабардино-Балкарской Республике, где проживают его близкие родственники, которые не могут его навещать в связи с удаленностью, в связи с чем, просит обязать административного ответчика перевести его в ближайшее исправительное учреждение к Кабардино-Балкарской Республике.

Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 25 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Рогозина Е.Ю., в качестве заинтересованных лиц: УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.

Административный истец, чье участие в судебном заседании было обеспечено посредством видеоконференцсвязи, иск поддержал, полагал, что оспариваемое решение нарушает его права, поскольку по его обращению от 01.10.2020 административным ответчиком не было принято решение о его переводе в иное исправительное учреждение, между тем, в Кабардино-Балкарской Республике проживают все его близкие родственники: мать, сестра, брат и супруга, с которыми он не может встречаться ввиду удаленности места отбывания наказания, просил восстановить процессуальный срок на обращение в суд, пропущенный в связи с ожиданием ответа на его обращение по существу, неосведомленности о наличии установленного срока для оспаривания решения.

Представитель административного ответчика ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Демидова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против административного иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Ренк О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Административный ответчик - заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Рогозина Е.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (часть 1). При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения (часть 2).

В силу статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 №17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с пунктом 13 которого перевод в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.

Постановлением Европейского Суда по жалобам N 35090/09, 35845/11, 45694/13 и 59747/14 «П. и другие против России» (вынесено 17 марта 2017 г. вступило в силу 3 июля 2017 г.) установлено нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права заявителей на уважение семейной жизни ввиду направления заявителей для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких, и отсутствием у заявителей реальной возможности добиться в национальных судах отмены соответствующих решений.

Заявители жаловались, ссылаясь на статью 8 Конвенции, на нарушение их прав на уважение семейной жизни ввиду отсутствия практических возможностей для посещения их в исправительных учреждениях в связи с решениями об их распределении в отдаленные исправительные учреждения и последующей неспособности добиться их перевода в другие учреждения.

Европейский Суд напомнил, что «право на уважение семейной жизни - это неотъемлемая часть прав заключенного, которые предоставляют ему власти, или при необходимости оказать ему помощь в поддержании связи с близкими родственниками. По вопросу семейных посещений, согласно статье 8 Конвенции государство обязано учитывать интересы осужденного и его родных, а также членов семьи. Помещение осужденного в особое исправительное учреждение может привести к возникновению вопроса по статье 8 Конвенции, если это повлияет на его личную или семейную жизнь и выйдет за рамки «обычных» лишений и невзгод и ограничений, характерных для самого понятия о тюремном заключении» (пункт 81 постановления).

Европейский Суд также установил, что в настоящем деле «в отношении каждого заявителя расстояние (от 2 000 до 8 000 километров) между исправительными учреждениями и местом жительства родственников заключенного было достаточно отдаленным, чтобы создать трудности этим лицам» (пункт 82 постановления).

Европейский Суд отметил, что «реабилитация, то есть реинтеграция осужденных в общество, является обязательной для любого общества, в системе ценностей которого человеческое достоинство занимает центральное место... Статья 8 Конвенции требует от государства оказания всей возможной помощи заключенным по созданию и поддержанию отношений с людьми, находящимися вне тюрьмы, в целях содействия социальной реабилитации заключенных. В этом контексте имеет значение расположение места содержания заключенного под стражей... В то время как возмездие остается одной из целей лишения свободы, акцент в европейской пенитенциарной политике в настоящее время делается на реабилитационную цель лишения свободы, особенно к концу длительного срока тюремного заключения... Несмотря на тот факт, что Конвенция не гарантирует право на реабилитацию как таковое, практика Европейского Суда предполагает, что осужденные, включая пожизненно осужденных, имеют возможность реабилитироваться» (пункт 88 постановления).

Европейский Суд подчеркнул, что «согласно Европейским пенитенциарным правилам... национальные власти обязаны предотвращать разрыв семейных связей и обеспечивать для заключенных разумную степень контакта с их семьями, предоставляя возможности для посещения так часто, насколько это возможно, и максимально нормальным образом» (пункт 89 постановления).

Европейский Суд отметил, что «факторы, влияющие на возможность родных заключенного навещать его или ее в определенном исправительном учреждении, могут существенно различаться в каждом конкретном случае. Финансовая ситуация в семьях и реалии транспортной системы в различных областях могут значительно различаться. Таким образом, даже если географическое расстояние между домом заключенного и исправительным учреждением для двух разных заключенных одинаково, возможности их родных навещать их могут в корне отличаться друг от друга. Требования к национальному законодательству в области географического распределения заключенных заключаются не в том, чтобы установить критерий для измерения расстояния между домом заключенного и исправительным учреждением или составить исчерпывающий перечень причин отступить от общих применяемых правил, а скорее в том, чтобы предоставить условия для адекватной оценки исполнительной властью индивидуальной ситуации такого заключенного и его или ее родных, и учесть все факторы, которые на практике влияют на возможность посещения заключенного в определенном исправительном учреждении» (пункт 92 постановления).

Европейский Суд установил, что «пункт 1 статьи 73 УИК РФ устанавливает общее правило географического распределения заключенных в Российской Федерации («общее правило распределения»), в соответствии с которым заключенные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали («регион проживания») или были осуждены («регион осуждения»). То же положение указывает, что в «исключительных случаях» допускаются отступления от общего правила распределения. Оставляя в стороне вопрос о том, какие случаи по смыслу этого положения можно считать исключительными, как несущественный в рамках настоящего дела, Европейский Суд отметил, что дух и цель общего правила распределения из статьи 73 УИК РФ состояли в том, чтобы сохранить социальные и семейные связи заключенных с местом, где они проживали до заключения. Таким образом, общее правило распределения совпадает с правилом 17.1 Европейских пенитенциарных правил, и рекомендует, по мере возможностей, определять заключенных в места лишения свободы, которые находятся вблизи места их проживания или социальной реабилитации... а также с принципом исправления» (пункт 94 постановления).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, указано на необходимость применения судами Российской Федерации при рассмотрении административных дел вышеприведенной правовой позиции в целях эффективной защиты прав и свобод человека.

В соответствии с положениями статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2). Согласно части 1 статьи 89 названного кодекса осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных данным кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце первом пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).

С учетом приведенных правовых позиций Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации к иным исключительным обстоятельствам, предусмотренным частью 2 статьи 81 УИК РФ, среди прочего относится невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2019 № 5-КАЛ 9-51).

Федеральным законом от 01.04.2020 № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу с 29.09.2020, в статью 81 УИК РФ внесены изменения, согласно которым по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.

Таким образом, с 29.09.2020 юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению в рамках рассмотрения дел данной категории, является установление факта наличия у осужденного близких родственников в том регионе, в который осужденный желает перевестись для отбытия оставшегося срока наказания, намерение указанных родственников поддерживать связь с осужденным и их мнение по поводу необходимости перевода осужденного в регион их проживания для отбывания наказания.

Как следует из материалов дела, Хаджиев А.М. судим приговором Санкт-Петербургского городского суда от 06.07.2015г. по <данные изъяты> УК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 №377-ФЗ преступление 29.05.2011г.), <данные изъяты> УК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 №377-ФЗ, преступление 30.10.2011г.), <данные изъяты> УК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 №377-ФЗ, преступление 15.06.2012г.), <данные изъяты> УК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 №377-ФЗ, преступление 07.12.2012г.) на основании ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 13 лет без штрафа с ограничением свободы сроком на 2 года.

С 09.12.2015 административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.

01.10.2020 года административный истец обратился в адрес ФСИН России с заявлением о его переводе для дальнейшего отбывания наказания в Ставропольский край, близко расположенный к месту жительства его близких родственников в Кабардино-Балкарской Республике, мотивировав свое обращение невозможностью для родственников навещать его в колонии Республики Карелия, невозможностью в полном объеме поддерживать социально-полезные связи с близкими родственниками, заявление зарегистрировано 13.10.2020.

Письмом заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Рогозиной Е.Ю. от 26.10.2020 исх. в отношении Хаджиева А.М. истребованы: в УФСИН России по Республике Карелия – материалы в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 26.01.2018 №17 для рассмотрения вопроса его перевода в другое исправительное учреждение с учетом положений Федерального закона от 01.04.2020 №96-ФЗ; в УФСИН России по Ставропольскому краю – сведения о возможности размещения осужденного в имеющихся учреждениях соответствующего вида режима и наличии свободных мест.

В адрес Хаджиева А.М. на его обращение от 01.10.2020 направлен ответ заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний России Розиной Е.Ю. от 26.10.2020, из которого следует, что вопрос о его переводе в исправительное учреждение УФСИН России по Ставропольскому краю рассматривается в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 26.01.2018 №17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое». В случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания осужденного Хаджиева А.М. в исправительном учреждении УФСИН России по Ставропольскому краю, вопрос о его переводе будет решен положительно.

По запросу заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Рогозиной Е.Ю. от 26.10.2020 исх. письмом УФСИН России по Республике Карелия от 29.10.2020 исх. материалы для решения вопроса о переводе Хаджиева А.М. в иное исправительное учреждение направлены в ФСИН России.

В соответствии с заключением старшего инспектора группы специального учета УФСИН России по Республике Карелия ВВВ об определении места отбывания наказания от 29 октября 2020 года, утвержденного начальником УФСИН России по Республике Карелия ААА 29.10.2020, Хаджиев А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>. Соголасно материалам личного дела имеет родственников: <данные изъяты>ССС, проживает в <адрес>, социально – полезные связи с родственниками не утрачены. Во исполнение требований ч.2 ст.81 УИК РФ, требований приказа Министерства юстиции РФ от 26.01.2018 №17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» целесообразно направить материалы в ФСИН России для рассмотрения вопроса перевода осужденного Хаджиева А.М. для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают его родственники.

До настоящего времени сведений о разрешении по существу обращения административного истца о его переводе в иное исправительное учреждение от УФСИН России в адрес административного истца не поступило, не представлены данные сведения и по запросу суда.

Оспариваемое решение Хаджиев А.М. получил 21.11.2020г., иск подан в суд 22.03.2021 года.

Согласно части ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Процессуальный срок на подачу иска истцом пропущен.

В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Учитывая причины пропуска срока, которые суд полагает уважительными, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок на обращение в суд с настоящим иском.

Оспариваемое решение вынесено полномочным должностным лицом, вместе с тем закону не соответствует.

Административный истец в качестве основания своего перевода для дальнейшего отбывания наказания в ближайшее исправительное учреждение к Кабардино-Балкарской Республике указывает на затруднительность реализации права на общение с близкими родственниками.

В силу пункта 4 статьи 5 УИК РФ близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Как следует из справки по предоставлению свиданий близкие родственники приезжали на свидания с административным истцом в 2016 году - 2 раза (<данные изъяты>), в 2017 году - 1 раз (<данные изъяты>), в 2019 году - 2 раза (<данные изъяты>).

Согласно представленной справке административному истцу неоднократно с 2016 года по 2020 год направлялись передачи, посылки, бандероли от близких родственников (<данные изъяты>), проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.

Вместе с тем, с момента обращения административного истца с заявлением от 01.10.2020, зарегистрированным 13.10.2020, по настоящее время административным ответчиком не рассмотрен по существу вопрос об объективной необходимости перевода Хаджиева А.М. для отбывания наказания в иное исправительное учреждение с точки зрения защиты его права на уважение семейной жизни и наличия соответствующей возможности, в то время как письмом УФСИН России по Республике Карелия от 29.10.2020 исх. материалы для решения вопроса о переводе Хаджиева А.М. в иное исправительное учреждение направлены в ФСИН России. Из оспариваемого решения следует, что такие обстоятельства, как наличие у административного истца родственников, с которыми он поддерживает социально-полезные связи, место их проживания, их финансовые возможности посещать истца в объеме предоставленных ему законом свиданий при вынесении решения не выяснялись.

В силу указания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Поскольку подлежащие установлению при вынесении решения о переводе обстоятельства не были исследованы и оценены административным органом при разрешении заявления истца, а данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения заявления и подлежат обязательному установлению, суд приходит к выводу о том, что способом восстановления прав истца является понуждение административного ответчика ФСИН России повторно рассмотреть обращение Хаджиева А.М. от 01.10.2020 и сообщить в тот же срок об исполнении решения в суд и Хаджиеву А.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать ответ заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний России Розиной Е. Ю. от 26.10.2020 года на обращение Хаджиева А. М. от 01.10.2020 года незаконным и нарушающим его права.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть обращение Хаджиева А. М. от 01.10.2020 и сообщить в тот же срок об исполнении решения в суд и Хаджиеву А. М..

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Сааринен И.А.

Мотивированное решение составлено 30.04.2021.

2а-2863/2021 ~ М-2072/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хаджиев Аслан Махаматович
Ответчики
ФСИН России
заместитель начальника УИПСУ ФСИН России Розина Елена Юрьевна
Другие
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия
УФСИН России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Сааринен И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
24.03.2021Регистрация административного искового заявления
24.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2021Дело оформлено
19.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее