№
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерацииг. Порхов. 02 февраля 2012 года.
Порховский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Никитина А.Б.,
при секретаре Комисаровой О.А.,
с участием помощника прокурора Порховского района Бурченкова К.К.,
истцов Хазовой Г.Н., Хазовой Т.Г., Семёновой Т.П., Егоровой А.А., Егорова О.А., Егоровой Т.В., представителя ответчика Лаврентьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Порховского района в интересах Хазовой Г.Н., Хазова Б.М., Хазовой Т.Г., Хазова Д.Р., Семеновой Т.П., Егоровой А.А., Егорова О.А., Егоровой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Порховском районе Псковской области о перерасчете ежемесячных денежных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Порховского района обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указано, что истцы Хазова Г.Н. и Хазов Б.М. являются родителями, Хазова Т.Г. - супругой, а Хазов Д.Р. - сыном погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Чеченской Республике в период прохождения военной службы военнослужащего Хазова Р.Б.; Семёнова Т.П. является матерью погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Чеченской Республике в период прохождения военной службы военнослужащего Семёнова И.В.; Егорова А.А. и Егоров О.А. являются родителями, а Егорова Т.В. - супругой погибшего ДД.ММ.ГГГГ в Чеченской Республике в период прохождения военной службы военнослужащего Егорова В.О.. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ истцы являются получателями ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах». Истцы обратились к ответчику с заявлениями об установлении им ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в размере, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 23.1 названного закона для участников Великой Отечественной войны (далее - ВОВ). Решениями ответчика от 21 и ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете ЕДВ истцам было отказано. Данные решения, по мнению прокурора, являются незаконными, так как с учетом предписаний Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона РФ «О ветеранах» истцы до 01.01.2005 года пользовались мерами социальной поддержки, установленными для участников ВОВ. В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Согласно п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах», действовавшему до 01.01.2005 года, права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. В связи с этим взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» и п. 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ЕДВ родственникам погибших военнослужащих без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года, то есть ЕДВ подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников ВОВ. Обосновывая исковые требования также определением Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П, прокурор просит признать вышеуказанные решения Управления Пенсионного фонда РФ в Порховском районе незаконными, обязать ответчика назначить истцам указанную ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ, произвести перерасчет выплат с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и выплату недоплаченных денежных сумм, составляющих согласно представленным расчетам для Хазовой Г.Н. 56003 рубля 89 копеек, для Хазова Б.М. - 40234 рубля 52 копейки, для Хазовой Т.Г. - 100781 рубль 11 копеек, для Хазова Д.Р. - 100781 рубль 11 копеек, для Семёновой Т.П. - 56003 рубля 89 копеек, для Егоровой А.А. - 78375 рублей 78 копеек, для Егорова О.А. - 98533 рубля 11 копеек, для Егоровой Т.В. - 100781 рубль 11 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Порховского района Бурченков К.К. заявленные исковые требования поддержал, изложив аналогичные доводы.
Истцы Хазова Г.Н., представляющая также интересы своего супруга Хазова Б.М., Хазова Т.Г., представляющая также интересы своего несовершеннолетнего сына Хазова Д.Р. Семёнова Т.П., Егорова А.А., Егоров О.А., Егорова Т.В. заявленные прокурором требования поддержали и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили.
Представитель ответчика Лаврентьева Е.И. иск не признала, полагая, что меры социальной поддержки ветеранов и членов их семей, установленные законом СССР от 01.08.1989 года, не распространяются на истцов, так как военнослужащие Хазов Р.Б., Семенов И.В. и Егоров В.О. погибли ДД.ММ.ГГГГ, то есть после введения в действие Федерального закона РФ «О ветеранах».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Оспариваемые решения Управления ПФР в Порховском районе от 28-го (в отношении истца Хазова Д.Р.) и 21-го (в отношении иных истцов) октября 2011 года об отказе в назначении ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, содержат обоснование отказа, аналогичное показаниям представителя ответчика в суде.
Из показаний участников судебного заседания и предоставленных в суд документов (свидетельств о рождении Хазова Р.Б., Егорова В.О., справки бюро ЗАГС о рождении Семенова И.В.; свидетельств о заключении брака между Егоровым В.О. и Гирсовой Т.В., между Хазовым Р.Б. и Васильевой Т.Г.; свидетельства о рождении Хазова Д.Р., родившегося ДД.ММ.ГГГГ; свидетельств о смерти Хазова Р.Б., Семенова И.В., Егорова В.О.; выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ; справки войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ; извещений военного комиссариата Порховского района №№, № справки военного комиссариата Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ; справки отдела социальной защиты населения Порховского района №; удостоверений о праве на льготы №№, №) следует, что истцы являются членами семей погибших ДД.ММ.ГГГГ военнослужащих и имеют право на установленные законодательством льготы и меры социальной поддержки. Хазова Т.Г. и Егорова Т.В., являющиеся супругами погибших военнослужащих, в повторный брак не вступали и проживают с детьми.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ № 5-ФЗ «О ветеранах», вступившего в законную силу с 16.01.1995 года, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Социальная поддержка, согласно ст. 13 названного закона, предусматривает осуществление, среди прочих такой меры как получение ежемесячной денежной выплаты.
На основании ч.ч. 1 ст. 21 того же закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, среди прочих, родителям погибшего ветерана боевых действий; супруге погибшего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко или с несовершеннолетним ребенком, не достигшим возраста 23 лет и обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Согласно статье 7 Закона СССР № 313-1 от 01 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой из категорий ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.
Пунктом 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
С учетом приведенных правовых норм члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, поскольку такой правовой статус был ими приобретен ранее в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года № 313-1.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в 2005 году в сумме 1 050 рублей, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в 2005 году в сумме 150 рублей. Размер ЕДВ с учетом индексации и отказа от полного набора социальных услуг с 01.04.2011 года составляет для участников ВОВ 2713 рублей 19 копеек, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий - 1085 рублей 98 копеек.
Поскольку Федеральные законы РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 22.08.2004 года № 122-ФЗ были приняты и вступили в законную силу после вступления в силу Закона СССР № 313-1, то по общему правилу, применению подлежат нормы указанных Федеральных законов РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что к лицам, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года, то есть до момента вступления в законную силу Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 1125-О-О от 13 октября 2009 года, введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе, с моментом приобретения соответствующего правового статуса.
Так как Хазов Р.Б., Семёнов И.В., Егоров В.О. погибли ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Федерального закона РФ «О ветеранах», то на момент действия Закона СССР № 313-1 у истцов не возникло, и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы о том, что вступивший в силу Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не должен лишать истцов приобретенного статуса на права и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, являются несостоятельными.
До вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» истцы не имел правового статуса и льгот, предусмотренных для участников войны, поэтому их правовой статус отличен от правового статуса граждан, которым сохранены льготы и социальные гарантии, предоставлявшиеся ранее в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».
Несостоятельна и ссылка истцов на определение Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-ОП, поскольку поводом для его принятия явились иные, отличные от рассматриваемых в настоящем деле, обстоятельства (заявительница - супруга военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, приобрела право на льготы и преимущества, предусмотренные для участников ВОВ, в 1990 году).
Согласно данному определению взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
Сделанные судом выводы о невозможности удовлетворения исковых требований, заявленных в интересах истцов прокурором Порховского района, не противоречат смыслу данного определения Конституционного суда РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л:В удовлетворении иска прокурора Порховского района в интересах Хазовой Г.Н., Хазова Б.М., Хазовой Т.Г., Хазова Д.Р., Семеновой Т.П., Егоровой А.А., Егорова О.А., Егоровой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Порховском районе Псковской области о перерасчете ежемесячных денежных выплат отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы или протеста в Порховский районный суд.
Решение в окончательной форме составлено 07 февраля 2012 года.
Судья: _________________
С подлинным верно.
Судья Порховского районного суда:______________________А.Б.Никитин.