Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-117/2018 ~ М-131/2018 от 11.10.2018

Дело № 2-117 (2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года с. Ромны

Ромненский районный суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,

при секретаре Сенчуре Е.А.,

с участием:

представителя истца по доверенности Шептунова М.С., начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах,

представителей ответчика по доверенностям Лушпай И.И., начальника юридического отдела администрации Ромненского района, Дивиченко Т.В., начальника отдела образования администрации Ромненского района, Пасечниковой Т.В., директора МОБУ «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Управления Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» о признании бездействия по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, к администрации Ромненского района Амурской области о возложении на неё обязанности обеспечить финансирование данных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах обратился в суд с вышеуказанным иском.

Свои требования истец обосновывает тем, что с 4 апреля 2017 года по 2 мая 2017 года проведено плановое контрольно-надзорное мероприятие в отношении МОБУ Ромненская СОШ, в ходе которого выявлены многочисленные нарушения санитарного законодательства, в том числе п. 4.29, п. 3.3 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Далее указывает, что 2 мая 2017 года МОБУ Ромненская СОШ выдано предписание №67 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства в срок до 20 августа 2018 года. С 23 августа 2018 года по 4 сентября 2018 года ими проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по проверке ранее выданного предписания, срок для исполнения которого истек 20 августа 2018 года. В ходе проверки выявлено неисполнение МОБУ Ромненская СОШ в установленный срок санитарных требований, а именно: полы в учебных помещениях школы (85% учебных кабинетов, или 24 кабинета из 27 имеющихся), в рекреациях на 1,2 и 3 этажах – деревянные, имеют широкие щели, дефекты и механические повреждения (полы не ровные, половицы выгнутые, с трещинами, дырами), в том числе в кабинетах начальной школы, что является нарушением п.4.29 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При устройстве беговых дорожек (вокруг футбольного поля) МОБУ Ромненская СОШ не предусмотрен (отсутствует) дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами, что является нарушением п.3.3 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». За выявленные нарушения в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. 28 сентября 2018 года мировым судьей Ромненского районного судебного участка МОБУ Амурской области Ромненская СОШ признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В письменном возражении глава Ромненского района Опаленко А.А. указывает, что в связи с отсутствием свободных лимитов в районном бюджете в 2018 году предписание № 67 от 02.05.2017 территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах в отношении МОБУ Ромненская СОШ не исполнено в полном объеме в установленные сроки. В 2018 году в рамках муниципальной программы «Развитие образования Ромненского района на 2015-2020 годы» (утв. постановлением главы Ромненского района от 24.04.2018 №180) выделены дополнительные лимиты МОБУ Ромненская СОШ для подготовки проектно-сметной документации по замене пола в рекреациях 1,2,3 этажей и для проведения её госэкспертизы. На основании договора от 13.07.2018 №32-13/18 «На выполнение проектных работ» МОБУ Ромненская СОШ с ООО «ПромСтройПроект 28» подготовлена проектно-сметная документация на сумму 2712,27 тыс.руб. В настоящий момент на основании договора от 17.09.2018 №0190Д-18/АГЭ-1345 с ГАУ «Амурэкспертиза» проходит проверка достоверности проектно-сметной документации. По состоянию на 31.10.2018 подготовка положительного заключения находится в стадии завершения. После получения положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства будет рассмотрен вопрос о выделении средств районного бюджета в 2019 году для исполнения пункта 1 предписания по замене пола в рекреациях 1,2,3 этажей. Выполнение пункта 2 предписания от 02.05.2017 №67 об устройстве дренажа беговых дорожек (вокруг футбольного поля) МОБУ Ромненская СОШ не представляется возможным в связи с отсутствием данного объекта на балансе школы.

Всудебномзаседании представитель истца по доверенности Шептунов М.С. на удовлетворенииисковыхтребований настаивал в полном объёме, по изложенным висковомзаявлении основаниям.Уточнив пункт 2.1 требований, а именно просят устранить щели, дефекты и механические повреждения на полах в учебных помещениях школы в 23 кабинетах из 27, за исключением кабинетов №№ 7, 24, 33, 37, и в рекреациях на 1,2 и 3 этажах в срок до 01.09.2019.

Представитель ответчика Лушпай И.И. всудебномзаседании исковыетребования признаёт частично, поддержала письменный отзыв. Полагает, что МОБУ Ромненская СОШ предприняла все возможные меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства, указанных в предписании № 67 от 02.05.2017, в связи с чем оснований для признания их бездействия противоправным не имеется. В этой части иска просит отказать. Согласна с иском в части замены пола в рекреациях 1,2,3 этажей школы. Футбольное поле не числится на балансе, в связи с чем денежные средства из бюджета не могут быть выделены на обустройство беговой дорожки вокруг этого поля, так как это будет нецелевое их использование. Просит установить срок исполнения до 01.09.2020.

Представитель ответчика Пасечникова Т.В. исковыетребования признаёт частично, суду пояснила, что она как директор школы от имени МОБУ Ромненская СОШ предприняла все возможные меры по устранению нарушений требований санитарного законодательства, указанных в предписании № 67 от 02.05.2017: было направлено несколько обращений об оказании содействия в решении вопроса о выделении дополнительного финансирования на исполнение предписания Роспотребнадзора в Министерство образования и науки Амурской области, в приёмную Президента Российской Федерации, аппарат губернатора Амурской области и правительства Амурской области. В школе находятся 27 учебных кабинетов, в кабинетах №№ 7, 24, 33, 37 на полах имеется линолеум. Проводятся мероприятия по подготовке документации для замены полов в рекреациях 1,2,3 этажей школы. Считает, что выполнить требования предписания возможно до 01.09.2020 в части замены полов в рекреациях 1,2,3 этажей. Футбольное поле на балансе школы отсутствуют, данный участок является игровой зоной, некоторые занятия физкультурой учащиеся проводят на стадионе с.Ромны, в основном – в спортзале. В учебном плане занятия футболом не предусмотрены, тренера нет. Как специалисты пояснили, для обустройства футбольного поля нужно минимум 5 млн.руб., считает это нецелесообразным.

Представитель ответчика Дивиченко Т.В. полагает, что исполнить предписание в части замены полов в кабинетах школы невозможно в связи с отсутствием финансирования, для этого необходима помощь родителей. Также полагает о необходимости предоставить срок до 01.09.2020.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства,судприходит к следующему.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекапоАмурскойобласти, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012г. №752 на территорииАмурскойобласти государственный надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекапоАмурскойобласти.

Статьёй 41 и 42 Конституции РФ каждому гражданину предоставлено право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Как предусмотрено п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (в ред.03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу требований п. 3 ст. 39 Закона РФ №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Судом установлено, что муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» создано муниципальным учреждением Ромненский район, полномочия учредителя осуществляет администрация Ромненского района в лице отдела образования администрации Ромненского района, расположено по адресу: 676620, Амурская область, Ромненский район, с.Ромны, ул.Школьная, 22, является юридическим лицом, от своего имени вправе приобретать имущественные права и нести обязанности, является бюджетной организацией, имеет печать установленного образца, штамп и бланки, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, счета в органах Федерального казначейства, что подтверждается Уставом, утвержденным постановлением главы Ромненского сельсовета от 13.01.2014г. №04.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Всудебномзаседании установлено, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора поАмурскойобласти в г.Белогорске, Белогорском, Бурейском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах, с 4 апреля 2017 года по 2 мая 2017 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребенадзора по Амурской области №246 от 16 марта 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» (далее МОБУ Ромненская СОШ), в ходе которой выявлены многочисленные нарушения санитарного законодательства, в том числе п. 4.29, п. 3.3 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон РФ № 52-ФЗ), при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В силу ст. 11 Закона РФ №52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

2 мая 2017 года ведущим специалистом Управления Роспотребнадзора поАмурскойобласти в г.Белогорске, Белогорском, Бурейском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Г.К.Зенковой МОБУ Ромненская СОШ выдано предписание № 67 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства в срок до 20 августа 2018 года.

С 23 августа 2018 года по 4 сентября 2018 года на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области О.П.Кургановой №566 от 17 августа 2018 года проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по проверке ранее выданного предписания №67 от 02.05.2017, срок для исполнения которого истек 20 августа 2018 года.

Судом установлено, что в ходе проверки было выявлено неисполнение МОБУ Ромненская СОШ предписания № 67 от 02.05.2017 в установленный срок санитарных требований, а именно: полы в учебных помещениях школы (85% учебных кабинетов, или 24 кабинета из 27 имеющихся), в рекреациях на 1,2 и 3 этажах – деревянные, имеют широкие щели, дефекты и механические повреждения (полы не ровные, половицы выгнутые, с трещинами, дырами), в том числе в кабинетах начальной школы, что является нарушением п.4.29 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При устройстве беговых дорожек (вокруг футбольного поля) МОБУ Ромненская СОШ не предусмотрен (отсутствует) дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами, что является нарушением п.3.3 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

04.09.2018 в отношении юридического лица ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области и лице территориального отдела в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районам Зенковой Г.К. составлен протокол № 59С об административном правонарушении в отношении юридического лица МОБУ Ромненская СОШ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

28 сентября 2018 года и.о.мирового судьи Амурской области Ромненского районного судебного участка установлена вина юридического лица МОБУ Ромненская СОШ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица МОБУ Ромненская СОШ прекращено по основаниям малозначительности с объявлением устного замечания.

Поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, судебный акт, вынесенный по делу об административном правонарушении в отношении МОБУ Ромненская СОШ в части неисполнения предписания №67 от 02.05.2017 по обустройству беговых дорожек (вокруг футбольного поля), преюдициального значения иметь не может и не принимается судом во внимание.

Суд приходит к выводу, что п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части обустройства беговых дорожек (вокруг футбольного поля) дренажом для предупреждения затопления их дождевыми водами подлежит применению лишь в случае оснащения спортивной зоны обозначенными в нем спортивными объектами, выбор которых относится к компетенции образовательного учреждения. Доказательств наличия в МОБУ «Ромненская СОШ» футбольного поля суду не представлено, на балансе данный объект не состоит, в связи с чем в удовлетворении данного требования надлежит отказать.

В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ, финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Статьёй 51 названного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В судебном заседании было установлено, что в 2018 году в рамках муниципальной программы «Развитие образования Ромненского района на 2015-2020 годы» (утв. Постановлением главы Ромненского района от 24.04.2018 №180) выделены дополнительные лимиты МОБУ Ромненская СОШ для подготовки проектно-сметной документации по замене пола в рекреациях 1,2,3 этажей и для проведения её госэкспертизы. На основании договора от 13.07.2018 №32-13/18 «На выполнение проектных работ» МОБУ Ромненская СОШ с ООО «ПромСтройПроект 28» подготовлена проектно-сметная документация на сумму 2712,27 тыс.руб.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца о возложении обязанности на МОБУ Ромненская средняя школа устранить нарушения п.4.29СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», а именно: устранить щели, дефекты и механические повреждения на полах в учебных помещениях школы в 23 кабинетах, за исключением кабинетов №№ 7, 24, 33, 37, и в рекреациях на 1,2 и 3 этажах, и обязать администрацию Ромненского района Амурской области обеспечить финансирование МОБУ Ромненская СОШ на исполнение п.4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» подлежат удовлетворению.

Удовлетворяя исковые требования в этой части, учитывая значительность объема материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для устранения допущенных в МОБУ Ромненская СОШ нарушений в соответствии с требованиями закона, а также принимая во внимание сложность финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления разных уровней, суд считает необходимым установить срок, в течение которого указанное решение подлежит исполнению до 01.09.2019.

Судом установлено, что от имени МОБУ Ромненская СОШ было направлено несколько обращений об оказании содействия в решении вопроса о выделении дополнительного финансирования на исполнение предписания №67 от 02.05.2017 Роспотребнадзора в Министерство образования и науки Амурской области, в приёмную Президента Российской Федерации, аппарат губернатора Амурской области и правительства Амурской области.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в части требования истца о признании бездействия МОБУ Ромненская СОШ по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» устранить нарушения требований п.4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 1 сентября 2019 года, а именно: устранить щели, дефекты и механические повреждения на полах в учебных помещениях школы в 23 кабинетах, за исключением кабинетов №№ 7, 24, 33, 37, и в рекреациях на 1,2 и 3 этажах.

Обязать администрацию Ромненского района Амурской области обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Гончарова» на исполнение требований п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.Б. Ходкевич

2-117/2018 ~ М-131/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Роспотребнадзор по Амурской области в лице Территориального отдела
Ответчики
МОБУ "Ромненская СОШ"
администрация Ромненского района
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
11.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2018Передача материалов судье
19.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2018Судебное заседание
20.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее