Дело № 12 – 160/2020
18RS0023-01-2020-002096-63
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 сентября 2020 года г. Сарапул УР
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Мосалева О. В.,
при секретаре Ветелиной Н.В.,
с участием представителя ООО «Мясная компания» Чепкасовой Екатерины Алексеевны, действующей на основании доверенности от 09.01.2020 года,
рассмотрев жалобу ООО «Мясная компания» на постановление Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» № 0272/2020 от 05.08.2020 года о привлечении ООО «Мясная компания» к административной ответственности по ч.4 ст.7.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений»,
установил:
Постановлением Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» № 0272/2020 от 05.08.2020 года, ООО «Мясная компания» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ООО «Мясная компания», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что вина ООО «Мясная компания» не доказана, доказательства по делу являются недостаточными и недопустимыми, вина в совершении правонарушения отсутствует.
ООО «Мясная компания» осуществило меры, направленные на обеспечение исполнения гражданами обязанности по использованию медицинских масок или иных их заменяющих изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания:
- издало внутренний приказ о соблюдении сотрудниками торговых отделов требований по информированию покупателей о недопущении нахождения в торговом объекте без медицинских масок, предоставлению медицинских масок покупателям у которых отсутствуют указанные изделия;
- разместило информацию на торговых объектах о необходимости использования медицинских масок или иных их заменяющих изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и недопущению нахождения покупателей без медицинских масок;
- предоставило в свободном доступе одноразовые медицинские маски для покупателей;
- обеспечило продавцов медицинскими масками и перчатками.
ООО «Мясная компания» просит отменить постановление Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» от 05.08.2020г. № 0272/2020 о назначении ООО «Мясная компания» по ч.4 ст. 7.4. Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей и прекратить производство по делу вследствие недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено Постановление.
Представитель ООО «Мясная компания» Чепкасова Е.А. жалобу поддержала, привела доводы аналогичные изложенным в жалобе, указав, что вина ООО «Мясная компания» в нарушении Распоряжения Главы Удмуртской Республики отсутствует, поскольку ООО «Мясная компания» предприняло исчерпывающие меры по исполнению Распоряжения Главы Удмуртской Республики: издало приказ, ознакомило с ним работников. Неисполнение работником ФИО7 не может быть вменено в вину ООО «Мясная компания». Событие правонарушения и вина ООО «Мясная компания в совершении правонарушения достаточными и достоверными доказательствами не подтверждены.
В судебное заседание представитель Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В ходе рассмотрения дела свидетель ФИО5 показала, что она являлась работником ООО «Мясная компания», работодатель издал приказ во исполнение Распоряжения Главы удмуртской Республики, она была извещена, что должна была потребовать от покупателя воспользоваться маской, но в конце смены она не обратила внимание на отсутствие макси в связи с большим наплывом покупателей: продала товар покупателю без маски.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ - суд проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверяя законность оспариваемого постановления, суд приходит к следующему.
Постановлением Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» от 05.08.2020 года установлено, что ООО «Мясная компания» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.4. Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее - Закон УР № 57-РЗ), а именно: 22 июня 2020 года в 19 часов 10 минут продавец ООО «Мясная компания», осуществляя реализацию товаров от лица ООО «Мясная компания» в объекте торговли, расположенном по адресу: УР <адрес>, обнаружив в помещении данного объекта гражданку ФИО6 (покупателя) без маски или иного ее заменяющего изделия, не предложила ФИО6 воспользоваться маской или иным ее заменяющим изделием или покинуть объект.
Указанные действия (бездействие) ООО «Мясная компания» квалифицированы, как административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 7.4 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" № 57-РЗ от 13.10.2011 г.
Согласно п. 1 Распоряжения Главы УР от 18.03.2020 N 42-РГ (ред. от 11.06.2020 – действовавшей по состоянию на 22.06.2020 года) "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" с 18 марта 2020 года впредь до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Согласно п. 13 Распоряжения Главы УР от 18.03.2020 N 42-РГ (ред. от 11.06.2020 – действовавшей по состоянию на 22.06.2020 года) "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики" возложена обязанность: с 30 апреля 2020 года на граждан использовать маски или иные их заменяющие изделия при посещении объектов, где приобретаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), реализация которых не запрещена (не ограничена, не приостановлена) в соответствии с настоящим распоряжением.
С 12 мая 2020 года возложена обязанность на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, которым принадлежат на праве собственности или ином праве объекты (территории, помещения, транспортные средства), в которых (с использованием которых) осуществляется деятельность, предусмотренная подпунктом 3 настоящего пункта, в том числе осуществляется реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Объекты), направленные на обеспечение исполнения гражданами обязанности по использованию масок или иных их заменяющих изделий, в том числе:
а) обеспечить информирование посетителей об установленных подпунктом 3 настоящего пункта рекомендациях по использованию гражданами масок или иных их заменяющих изделий при нахождении (посещении) Объектов.
Информирование о данных рекомендациях осуществляется путем вывешивания доступных для любого посетителя в любое время информационных табличек, вывесок, баннеров, плакатов, а также нанесения соответствующих предупредительных надписей на стендах на русском языке перед входом на Объекты. Соответствующие лица и организации вправе в дополнение к вышеуказанным способам доводить информацию о данных ограничениях иными способами, не запрещенными законодательством;
б) торговые сети и иные организации розничной торговли обеспечить масками или иными их заменяющими изделиями граждан, у которых при входе в торговый объект отсутствуют маски или иные их заменяющие изделия, и (или) принять другие необходимые меры по недопущению нахождения таких граждан на Объектах и защите иных граждан, находящихся на Объектах, от распространения новой коронавирусной инфекции;
в) при обнаружении на Объектах граждан без масок или иных их заменяющих изделий предложить гражданину воспользоваться маской или иным ее заменяющим изделием или покинуть Объекты, а в случае отказа гражданина незамедлительно уведомить органы внутренних дел о факте нахождения такого гражданина на Объектах.
ООО «Мясная компания» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 57-РЗ, поскольку продавец ООО «Мясная компания» ФИО7 22.06.20120 года обслужила покупателя ФИО6 без маски или иного заменяющего изделия, не предложив воспользоваться маской или иным заменяющим изделием или покинуть магазин.
Частью 4 ст.7.4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" установлена административная ответственность за неисполнение требований нормативных правовых актов Удмуртской Республики, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Удмуртской Республики, устанавливающих обязанности принятия и реализации мер, направленных на обеспечение исполнения гражданами обязанности по использованию медицинских масок или иных их заменяющих изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия ООО «Мясная компания» по невыполнению в процессе осуществления деятельности правил поведения, установленных Распоряжением Главы удмуртской Республики при введении на территории Республики режима повышенной готовности образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, что следует и из разъяснений Верховного суда Российской Федерации, изложенных в п. 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 ( утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 7.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, кроме того, переквалификация деяния предполагает ухудшение положения ООО «Мясная компания», поскольку санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает назначение более строгого наказания.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного ООО «Мясная компания» деяния с ч. 4 ст. 7.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ на ч. 1 ст. 20.6.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» по делу об административном правонарушении № 0272/2020 от 05.08.2020 года в отношении ООО «Мясная компания» отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Мясная компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.7.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ.
Кроме того, надлежит отметить следующее.
В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ - дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении, либо вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено о месте и времени его составления в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Частями 1,2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Мясная компания» составлен в присутствии ФИО8, которой согласно доверенности от 09.01.2020 года ООО «Мясная компания» доверило представлять интересы ООО «Мясная компания» в Главном управлении ветеринарии Удмуртской Республики и его территориальных отделах.
С учетом содержания доверенности ФИО8 представителем ООО «Мясная компания» в рамках производства по делу об административном правонарушении не являлась и являться не могла.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ООО «Мясная компания», вместе с тем материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о направлении протокола об административном правонарушении ООО «Мясная компания» в порядке ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению не проверялось получение копии протокола об административном правонарушении представителем ООО «Мясная компания», что свидетельствует о нарушении права на защиту.
Указанные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, не могут быть восполнены, что дает самостоятельное основание для признания постановления по делу об административном правонарушении незаконным с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
решил:
Жалобу ООО «Мясная компания» удовлетворить: постановление Административной комиссии в муниципальном образовании «Город Сарапул» по делу об административном правонарушении № 0272/2020 от 05.08.2020 года в отношении ООО «Мясная компания», признанного виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.4 Закона УР от 13.10.2011 N 57-РЗ отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
Судья Мосалева О.В.